Первая кавказская одиссея

             
                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Приобретение новой вещи, тем более, вещи желанной - всегда праздник, который может быстро закончиться или продолжаться очень долго, в зависимости от свойств и качества приобретённой вещи.
Чешский мотоцикл ЯВА  был вожделенной мечтой многих людей в Союзе, это был самый престижный  мотоцикл, обладавший в шестидесятые годы прекрасными техническими характеристиками и дизайном. Ездил я на нём с упоением и потаённым трепетом души.
Его мощность и достигаемая скорость звали в дальнее путешествие, возможность которого скоро представилась. В своих очерках о поездке в ЧССР я ознакомил читателя с началом своей деятельности на ниве общественного автоинспектора. В канун 9 Мая 1965 года руководство Ялтинской ГАИ организовало мотопробег в Севастополь большой группы ялтинских мотоциклистов-любителей и гонщиков из спортклуба ДОСААФ и во главе с автоинспектором мы продефилровали по побережью и Севастополю, покружили по Сапун-Горе и таким же манером возвратились в Ялту. Всю дорогу туда и обратно я чувствовал спящую мощь моего мотоцикла "ЯВА-250" и мне захотелось умчаться за пределы родного полуострова на просторы большой Родины.
В среде мотоциклистов широко распространено "кучкование" на почве машин одной марки, таким образом я стал теснее общаться с товарищем по школе и его другом, все мы были женатыми, у всех уже было по ребёнку, и во многом интересы совпадали.
Таким образом после поездки в Севастополь (а у школьного товарища уже был опыт дальних поездок) мы решили прокатиться по Кавказу. Стали соображать об организации отпусков в одно время и нам это удалось - поездку запланировали на конец июля 1965 года. В день отъезда мне пришлось задержаться при получении отпускных в конторе и мы договорились о встрече в 5 часов на пляже Феодосии, и ребята отправились без меня.В 11 часов дня я получил отпускные и помчался в Феодосию на встречу. Трасса казалась бесконечной, ибо пришлось догонять - все знают, как тяжко ждать и догонять. Но всё сложилось по плану - ребята уже накупались и я подъехал, когда все уже оделись. Следует упомянуть, что с нами были молодые жёны - моя и жена друга моего школьного товарища. Сам товарищ был без жены, у неё не получилось с отпуском.
Дальнейший путь был в Керчь,на переправу. От порта Кавказ до материка ещё не было асфальта и по косе Чушка мы ехали по грязи (накануне прошёл дождь) и вдобавок в темноте - на паром была очередь часа на три, так что выбрались на шоссе недалеко от станицы  Сенной и заночевали в стогу. Впервые я увидел ночное небо в степи. Я частенько ночевал на Ай-Петри, но там ночное небо подсвечено городскими огнями Ялты и многого не видно, а тут...я был в восхищении от черноты неба, его глубины и обилия звёзд. А каков Млечный Путь - ощущение сказки!!!

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Утро выдалось ясное, солнечное. Легко позавтракав бутербродами, мы наметили дальнейший путь через Анапу по побережью. Доехав до Старотитаровской, мы свернули с трассы на второстепенную дорогу и через час уже были в Анапе. Заехали в самый центр, на рынок. Поразили нас цены своей дешевизной - в Ялте в это время рынок был раза в два дороже. Купили громадный арбуз килограммов на десять за рубль
 поскольку один из наших мотоциклов был с коляской. Следующим городом был Новороссийск, где мы сделали привал и купание в море. Проскочив Геленджик, направились в Туапсе. Уже вечерело и тут случилось неожиданное.
Мой, ещё мало обкатанный мотоцикл, в первый раз дал сбой. Проявился заводской дефект сборки. В единственном поршне  во второй кольцевой канавке выскочил стопорный штифт и второе компрессионное кольцо развернулось концом в перепускное окно и обломилось. Пришлось заночевать при дороге, а утром выяснилось следующее:
Специалистам эта авария понятна, поэтому буду краток.
У моих коллег были ЯВЫ-350 - двухцилиндровые, по 175 кубиков каждый цилиндр,
у меня был один цилиндр в 250 кубиков и его ремонт сопряжён с некоторым неудобством при снятии цилиндра. Необходимо было снять бензобак, головку цилиндра, затем выкрутить четыре шпильки, для чего нужен ключ-шпильковёрт, затем снять цилиндр и добраться до поршня с кольцами и обнаружить, что в средней канавке находится кусок кольца, а остальная часть в картере двигателя.
Спец.ключа у меня, естесственно, не было и тут пришла на помощь смекалка и наличие трёх "бугаёв" в лице моих спутников. Мы подняли мотоцикл (139 кг.)на руках, перевернули его  " с ног на голову" и вытрясли из картера остатки кольца,
после чего всё собрали тоже с помощью смекалки. Аккуратно насадили цилиндр, сжимая снизу отвёрткой концы оставшихся колец и насадили цилиндр. Шпильки выкручивали и вкручивали с помощью двух гаек с шайбой между ними, вращая при выкручивании штатным ключом за нижнюю гайку, а при вкручивании - за верхнюю.
Собрав всё, я с первой попытки завёл двигатель и ничего не напомнило нам о поломке - двигатель прекрасно работал на двух кольцах, сохраняя компрессию.
Завтракали в Туапсе в придорожном кафе и там же доели начатый в Новороссийске
арбуз. Прибрежное шоссе Кавказа напоминает крымское с той лишь разницей, что изобилует затяжными перевалами, проходящими через хребты и живописными долинами,
многочисленными речушками, мостами и изумительными видами, поскольку всё было внове, ведь к своему привыкаешь. В Сочи въехали ближе к вечеру и расположились в кэмпинге на другом конце города. Пошли на Ривьеру, отметив, что народу здесь меньше, чем в Ялте - Ялта тогда в Союзе котировалась выше, ибо климат у нас суше и здоровее. Подтверждением тому были сырые на утро плавки и купальники наших дам,
так и не высохшие за ночь. После развала Союза всё, кроме климата, поменялось.
Теперь Ялте далеко до Сочи, хотя после возвращения Крыма что-то может измениться к лучшему. Поживём - увидим, если доживём.

                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Позавтракав, мы выехали из Сочи в направлении  Абхазии и, проехав Адлер, вышли на границу РСФСР с Грузией. Перед мостом через Речку Псоу на площади стоял  пост ГАИ. Увидев нашу необычную для того времени кавалькаду, тут же остановили нас. Документы предъявлять не пришлось - это были уже гаишники абхазские, у которых
сработало обычное любопытство. Выяснив, откуда мы и куда едем, они восхитились нашей смелостью и отвагой - для них езда на мотоциклах, да ещё с женщинами, да ещё на такое расстояние, именно так и выглядела.
Для нас же началась полоса удивлений - перед въездом в Гагру мы одолели почти километровый участок дороги, обсаженной высоченными (на наш крымский взгляд)
пальмами - прямо пальмовая аллея - это были уже настоящие субтропики.
В Гагре были  целые заросли агавы, бамбука и других эндемиков.
Белоснежные корпуса санаториев и домов отдыха тут и там выглядывали из буйных зарослей, покрывающих высокие холмы. По сравнению с нашим Южным берегом это была экзотика. Но сама трасса в точности повторяла наши крымские дороги - тот же серпантин, ширина и качество покрытия, так что на дороге мы чувствовали себя, как дома. На этот день целью нашего маршрута была Гудаута, где у моего приятеля (с коляской) жила родная тётка,- там нас ждал ночлег. Оттуда мы планировали налегке сгонять на озеро Рица, а потом продолжить вояж по побережью и дальше в горы до самого Тбилиси. Тётка была очень обрадована и удивлена нашему приезду и мы заночевали во вновь строящемся во дворе доме. 
Утром, освободившись от багажа, которым были обвешаны наши мотоциклы, мы налегке помчались обратно по дороге до развилки Пицунда - Рица и поехали направо, в горы.
Сначала дорога вилась по долине реки Бзыбь, что впадала в Чёрное море в районе мыса Пицунда, а потом уходила высоко в горы. Наша дорога на Ай-Петри - это миниатюра здешней дороги.
По пути ещё было Голубое озеро, где мы нащёлкали фото, и продолжили подъём.
Ну вот и Рица. Пересказывать впечатления не буду - всё было внове и интересно.
Поднялись ещё на 16 км. выше до источника нарзана Авадхара.
Здесь был обустроенный бювет, и вокруг здания пансионатов, все холмы были покрыты
вековыми пихтами и буками, было оживлённо, из клуба слышалась музыка.
Я подробно останавливаюсь на этих деталях потому, что когда я посетил эти месте в 1981 году уже на машине, то увидел полный разгром - лес был полностью выпилен,
все здания разрушены, насколько хватал глаз местность была пустынна и убога, от бювета осталась только лежащая на земле двухдюймовая труба, закрученная узлом, из щели  вытекала струйка нарзана, стояла лужа зловонной жижи - в общем, Содом и Гоморра.
Спустившись обратно к Рице, я пошёл в ближайший ресторанчик заказать шашлыки и зелёный чай, а спутники остались на мосту через Мзымту, что вытекала из озера
и делали фото. Поднявшись на веранду ресторанчика, мы увидели накрытый стол и
прекрасный вид на озеро с возвышения. Однако за столом нас ждал сюрприз -
хлебница на столе была до верху набита сухими обломками лаваша. Что лаваш чёрствый поняли, когда взялись за шашлык. Я, как заказчик, которого надули, кликнул буфетчика  и когда он показался в окошке буфета, швырнул в него увесистым
куском лаваша. Увидев, что компания состоит из трёх "бугаёв" и двух дам,
он сразу сменил тактику - тут же принёс свежий лаваш и поставил на стол кувшин с
вином (презент от администрации). Надо сказать, что и шашлык был костлявый, но его было много и мы не стали раздувать скандал. Вернувшись в Гудауту. товарищ рассказал тётке о нашем инциденте с шашлыком и тут выяснилось, что кавказский шашлык в некоторых районах готовят на кости, и мы успокоились. У нас в Крыму шашлык всё-таки из чистого мяса, но зато порции гораздо меньше.
      
                ЧАСТЬ  ЧЕТВЁРТАЯ

Обратная дорога от Рицы до Гудауты была  веселей,  поскольку стала знакомой и на спуске мотоциклу легче, чем на подъёме. На подъезде к Гудауте была АЗС и я решил первым прибыть туда на случай  очереди на заправку. Обогнав несколько  авто я догнал   «Волгу». Сейчас такую модель вряд ли где увидишь, но тогда это была новая машина и в Грузии очень ценилась. Водила увидел  в зеркале
заднего вида, как я лихо расправляюсь с впередиидущими машинами и решил прибавить газу, надеясь оторваться. Но не тут-то было. Не смотря на неполную компрессию движок моей «Явы» показал свою мощь. Перейдя на третью передачу,
я резко открыл газ и мотоцикл словно прыгнул вперёд. На мою удачу выдался почти прямой участок дороги и моя «ЯВА» лихо пошла вперёд, набирая скорость.
Жена прижалась ко мне, готовая к любым неожиданностям и, зная мой стиль вождения и умение, ничем не выдавала своё присутствие.  За рулём «Волги» сидел горячий абхаз и в нём взыграло ретивое: какой-то приезжий, да ещё на двухколёсной  таратайке посмел обогнать местного аса и тоже прибавил газу. В общем, развив скорость в 135 км/час, я первым влетел на АЗС и успел  сойти с женой  с мото и вытащить из колонки шланг и  вставить пистолет в бак, Тут
подлетел  попавший впросак абхаз и надо было видеть его удивлённое и злое лицо. Он трижды обошёл «ЯВУ», поцокал языком и спросил меня: что за машин такой?
и  пошёл к своей «Волге»,  резко хлопнул дверцей и укатил. Подъехали мои спутники, которые  не поняли, куда я вдруг исчез и посмеялись, когда я рассказал им об этой гонке. Вечером за чаем мы обсудили дальнейший маршрут и отошли ко сну. Впереди нас ждали  Сухуми и Очамчира, от которой дорога уходит с побережья в горы и там длительные участки горных дорог через перевалы Рикотский, Сурамский и другие.  Наши крымские перевалы и короче и пониже над
уровнем  моря. Городишки и аулы мелькали, словно в калейдоскопе. И вот, пройдя Гали, мы выезжаем из Абхазии и въезжаем на территорию собственно Грузии.
Но мы в единой стране – СССР  - даже мысли не возникает, что спустя двадцать пять лет  тут начнётся настоящая война и люди станут друг другу врагами.
Перед Рикотским перевалом догоняем милицейский «козлик», который сворачивает  в уютное ущелье с табличкой  общепита на знаке. Сворачиваем туда и мы – время заполдень,  можно подкрепиться.. Среди крутых холмов, поросших соснами и кизилом уютная полянка, в овражке журчит ручей, в небольшой запруде
живая форель, столики и несколько вкопаных в землю по горлышко громадных кувшинов (квеври) с вином. На столы это вино ставят в небольших кувшинах литра по два ёмкостью – это входит в бесплатное приложение и его пьют здесь как воду.
Мы переглянулись, когда нам буфетчик поставил на стол такой кувшин и посмотрели в сторону, где сидели милицейские работники. Буфетчик понял наши взгляды и успокоил: у нас за такое питьё не наказывают даже водителей, у нас карают за водку. Блюдо из баранины в горшочках быстро исчезало в наших утробах и мы съели по две порции. Добавлю, что тогда цена на эти блюда была смешной.. Вот и Рикотский перевал. Чебуречная замаскирована под старую крепость с высокими каменными стенами. Оживление. Конечная остановка местного автобуса на Самтредиа, Зестафони и Кутаиси. Инфраструктура туристического обслуживания и начало нескольких туристических троп.
Перед  Кутаиси нас слегка помочил дождик. Но в городе уже было сухо. когда мы въехали. Кутаиси – крупный (для Грузии) промышленный центр, здесь автозавод
и предприятия по изготовлению сельхозоборудования. На улицах не много народа, не очень жарко, поскольку горы и  тихо, словно не город, а театральные декорации.
Вечерело, когда мы въехали в Хашури и надо было определиться с ночлегом. В этом нам помог местный чабан, который загонял во двор гурт овец. Двор был большой и нам предоставили место для разбивки палаток. Во дворе был небольшой сад и ручей с питьевой водой, в чём мы убедились, когда вышла хозяйка и стала набирать в чайник воду. Нам показали отхожее место и где можно было умыться и помыть руки.
Впереди оставался Гори, Мцхета (древняя столица Грузии) и Тбилиси – цель нашего вояжа.Техника ведёт себя безукоризненно и безотказно - никаких забот, только заправляй и дёргай кикстартер.

                ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Ночь прошла в тишине уютного двора, шелесте ручейка, в тихих шорохах овец в кошаре и лёгкого аромата овчины. Утром  мы не спешили покинуть гостеприимный двор, задержавшись с приготовлением завтрака. Хозяева изредка появлялись во дворен, но с интересом наблюдали, как наши дамы готовили на туристических примусах горячее варево из тушонки и чай. Где-то часов в десять утра мы всё-таки выехали из Хашури и через час уже были в Гори. С некоторым любопытством осмотрели главную площадь с оставшимся нетронутым памятником вождю и подошли к дому-музею.
Сам домик родителей Сталина был накрыт пантеоном с мраморными колоннами и на втором этаже, куда вела мраморная лестница, располагалась экспозиция Музея.
Здесь удивительно сочеталась помпезность и скромность в оформлении и расположении экспонатов. Народу было мало, не смотря на бесплатный вход, экскурсоводов тоже не было видно - посетителя никто не направлял и не мешал. Потратив около часа на Музей, покатили в Мцхету. Местность была экзотичной, до Тбилиси было недалеко и мы не торопились. Пообедав в придорожном духане вкуснейшим харчо, мы отправились дальше. Бывшая столица Грузии встретила нас грозным молчанием каменных стен и башен, но дело шло к вечеру и на горизонте обозначилась чёрная туча. Вдруг резко потемнело и хлынул дождь. Не закапал, а именно хлынул. Быстро одев плащи, и перейдя на ближний свет, мы на сниженной скорости въехали в кэмпинг "Дигоми".
Нам очень оперативно выделили домик с наличием кроватей и белья и мы распаковали свои чемоданы, переоделись и пошли в столовую.
Впервые почти за неделю мы спали на кроватях со всеми атрибутами - простынями и подушками с наволочками. После трудностей биваков особенно ценишь домашний уют.
Заперев домик, мы налегке отправились в центр Тбилиси.
Свернув на  первый же мост через Куру, въехали в старую часть города и расположились на стоянку на площади возле универмага и пошли вовнутрь.
Шопингом тогда это не называлось, но женщины пошли по отделам детского и женского этажа, мужья пошли за жёнами. Длилась эта беготня по этажам около часа и когда мы вышли на площадь, то поначалу растерялись - вся площадь была забита народом, в основном, молодёжью. Пробившись сквозь толпу, мы поняли причину- люди окружили наши мотоциклы и оживлённо обсуждали детали. Когда люди поняли, что мы - хозяева этой техники, слегка расступились, подошёл регулировщик-армянин (как потом выяснилось по репликам некоторых окруживших нас) и попросил передвинуть мотоциклы в другой угол площади, поскольку окружившая нас толпа мешала проезду троллейбуса.
Расспросам не было конца. Таких мотоциклов в Грузии тогда не было, у грузин был повышенный спрос на машины и потому мотоциклы туда не направлялись, не было даже наших советских - ни ИЖей, ни КОВРОВЦЕВ, тем более никаких мопедов.
Мне сразу предложили продать мою ЯВу за тысячу рублей (при стоимости 630 руб)
и купить нам с женой билеты на самолёт до Крыма. Такие предложения поступили и моим друзьям. Соблазн был велик, но никто из нас не купился на щедрые посулы, как выяснилось, совершенно серьёзные. Никто не собирался нас надуть или посмеяться.
Почувствовав нашу непреклонность, народ нехотя разошёлся. Мы, сделав некоторые покупки, промчались по улице имени Сталина и в районе старых бань свернули на мост и по другому берегу Куры вернулись в Дигоми.
Следующий день прошёл в рейдах по достопримечательным местам, поднялись на гору Мтацминда, где был расположен телецентр и телебашня, откуда прекрасный вид на город и Куру, проехались на фуникулёре и отправились в кемпинг готовиться к обратному пути.
   
                ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

 После лёгкого завтрака мы выехали из кемпинга и направились  в сторону Мцхеты, которую благополучно миновали, вышли на развилку трассы и взяли направление  на Пасанаури ,  осуществляя план   возвращения  в Крым через  кавказский хребет , и Кубань.  Надо было одолеть подъём на хребет по военно-грузинской дороге через
Крестовый перевал,  спуститься в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и  через
Беслан, Нальчик, Пятигорск  выйти на просторы Краснодарского края.
Дорога вилась по горной местности, тут и там возвышались  руины старых крепостей и сторожевых башен, а также церквушек – действующих и заброшенных. Ехали не торопясь и через пару часов въехали в Пасанаури – большое село с АЗС и прочей дорожной инфраструктурой.
Тут мы опять отведали местный  суп-харчо со свежим лавашем, но уже без винопития,
ибо  предстоял самый сложный участок пути – затяжной серпантин с движением сквозь
противолавинные веранды с их сыростью,  темнотой и трудностями встречного разъезда.   На заправке был в изобилии 76-й бензин по 7 копеек за литр и мы заправили полные баки (бак у Явы 13,5 литров и его хватает в зависимости от нагрузки от 350  до 500  километров) Здесь температура воздуха было комфортной около 22 гр.С. Однако , с подъёмом температура стала падать – пришлось достать кофты и плащи, поскольку небо затягивалось облачностью.  И вот на пути первая веранда. Для того, чтобы представить себе её вид , надо проехать под эстакадой  на дороге Ялта – Севастополь в районе Батилимана, только  у нас светло, поскольку подпирают кровлю  пилоны, а не сплошной бегон с редкими окнами-бойницами.  Въехав под неё, я почувствовал, как напряглась жена от непривычного  укрытия дороги и затаённого страха. Когда попадались участки дороги, где можно было ехать по открытому пути, но
с опасностью камнепада,  или в безопасном тоннеле,  жена просила  ехать по открытому.  Последние километры подъёма , облачность настолько низкая, что порой проезжаешь сквозь  клочки облаков, ибо  высота над уровнем моря более 2 000
метров. Чувствуется  по  уменьшающейся тяге, что двигатели на голодном пайке  - им не хватает воздуха, выхлоп становится заметным . И вот перевал – высота над уровнем моря  2 395 метров. Температура 14 гр.С. Смотреть не на что – голые безлесые склоны, два-три строения под железными крышами – службы спасения и метео. служба.
Часть строений пусты, тут иногда останавливаются в непогоду чабаны с отарами на выпасе. Суровый край – местным жителям не позавидуешь.
На спуске веселей , а после местечка Коби начинается сплошной серпантин. На одном из  участков дороги, на гладком скальном откосе белой краской выведено:
СЛАВА ВЕЛИКОМУ СТАЛИНУ! – Надпись, очевидно,  сделана альпинистом, и уничтожить её довольно  сложно и некому, да и не незачем. Всё-таки вождь был далеко не из худших, как показало время.
Спуск продолжается и вот на одном из поворотов глазу предстаёт незабываемое зрелище – в ущелье врывается бурный и шумный Терек. Он будет сопровождать нас до самого Орджоникидзе, где он протекает через центр города, но пока он мчится в Дарьяле – так называется ущелье, в котором он проложил своё русло. В селе Казбеги открывается вид на заснеженный пик Казбека, словно сахарная головка. Хотя многие из современных читателей не возьмут в толк, что это такое – сахарная головка,
Поищите в википедии или спросите у своих бабушек.
Со светом фар въезжаем в Орджоникидзе, вернее, на его окраину, где находится кэмпинг  и располагаемся на ночлег. В кэмпинге почти нет инфраструктуры и в буфете лишь чёрствые пирожки неизвестно с чем.
Поставили палатки и пока женщины кипятили чайник и готовили остатки припасов, мы с приятелем вдвоём на моём мотоцикле поехали в город, чего-нибудь купить из съестного.
До города 6 километров,  магазины открыты, на витринах горы сыра и всяких консервов, но нам по привычке захотелось колбаски и свеженького хлеба
Увидели на прилавке колбасу под названием КАЗЫ и, не раздумывая взяли кольцо,
хлеба и сыра и в течение получаса вернулись. В палатке горела лампочка на шнуре от аккумулятора, был почти полумрак и вид этой колбасы не вызвал никаких нареканий, кроме её необычной твёрдости. На утро выяснилось, что это колбаса из конины и тут некоторые мои спутники побежали в места общего пользования.

                ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Терек, уже менее шумный  и разлившийся на просторе, продолжал свой далёкий и беспокойный   путь к Каспию, а мы поехали налево по последним отрогам, чтобы выехать уже на равнину и отдаться скорости. Проскочив Беслан и Нальчик, мы подъехали к Баксану и повернули налево, к давней мечте – в Приэльбрусье.  Дорога поначалу была не очень  извилиста, но  медленно и  верно  шла в гору. За всё время движения мы слышали грохот Баксана, который бешенно мчался вниз  на встречу с Тереком и являл нам свою красу и мощь то слева, то справа  Проехав несколько  аулов мы въехали в Тырныауз. Рядом с городком в последнюю   из предвоенных  пятилеток вырос  горно-обогатительный комбинат по добыче  молибдена и вольфрама,  который придал городку стимул  и перспективы развития. Рабочему классу на вредном производстве требовалось усиленное питание , и два  магазина в городке были набиты дефицитными  продуктами – всевозможные колбасы, сыры,  коробки  ассорти  с конфетами  московских фабрик и многое другое. Тут мы запаслись  продуктами для дальнейшего путешествия.  Начало смеркаться, когда мы проехали Верхний Баксан. Как всегда -  поиск места для ночлега,  Здесь  Баксан  ещё не река, а малошумный ручей на берегу которого в сосновой роще мы расположились на ночлег.
Однообразный шум воды и лесные ароматы сделали своё  дело  и мы блаженно  отдались Морфею.
Утром  аппетитный завтрак из привезенных из Тырныауза деликатесов и подъём к  посёлку Эльбрус. Прокатились на канатке к Азау – тут начало одного из крупнейших ледников, сползающих с Эльбруса, который сиял на фоне синего неба своей двуглавой
вершиной. Здесь начиналась граница снега. Недолго мы любовались красотой. Небо начало заволакиваться и буквально в считаные минуты стало пасмурно и промозгло. Наше намерение  посетить  ПРИЮТ 11-ти пришлось отложить, от других мероприятий
пришлось отказаться и не оставалось ничего другого, как отправиться обратно к трассе
и продолжить наше приближение к дому. В Верхнем Баксане остановились, ибо увидели смотровую площадку и изумительными видами  на буйный Баксан. Нащёлкали фото и продолжили спуск. В Тырныаузе мы легко нашли столовую, ибо тут вся инфраструктура места находится на главной улице, которая является основной дорогой.
В столовой было чисто и уютно, народу почти не было, несколько человек туристов  с рюкзаками и местный таксист, что сидел за столиком около буфетчицы и вертел ключиками, спрашивая у туристов, не нужно ли им быстренько на Чегет, Баксан, Азау или в Нальчик.  Поскольку мы давно не ели ничего  горячего, заказали супы с лапшой
и  на второе, кто жаркое, кто шницель  и на третье компоты. Надо сказать, что порции нас поразили – тарелки были глубокими, мой шницель тоже был не маленьким, да ещё  жена отдала мне свою  половину шницеля. Поэтому мы не стали торопиться и прошлись по центру, с интересом оглядывая канатную трассу над всем городком  от комбината к руднику, По канатам шустро бегали вагончики с грузом, но только позже,
уже дома, я  узнал, что там добывают – местные жители отшучивались, говоря – золото!  иной  шутил  – уран!  Но многие вообще не знали, что там добывается…
И вот мы уже в городе Баксан и сворачиваем опять налево, и снова поток транспорта и в ту, и в другую стороны Влившись в привычный поток мы набираем крейсерскую скорость 80 км/час. и приближаемся к Пятигорску. Встретившееся местечко вызвало
у мужской части нашей компании некоторое возбуждение  и двусмысленность понимания,  называлось Залукокоаже и осталось в памяти надолго.

                ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

Вскоре мы стали различать впереди силуэты пяти вершин, которые постепенно вырастали на наших глазах, а контуры главного кавказского хребта с сиявшими вершинами Казбека и Эльбруса постепенно уменьшались и исчезли за горизонтом. И вот Пятигорск. Поехали через центр  и , оставив технику в тени под акацией., зашли в помещение бювета, где бесплатно можно было насладиться сернисто-водородной водой тем, кто лечил желудочно-кишечный тракт и почки, а мы подошли к стойке выпить холодного нарзана, но уже за смешные деньги, ибо вода эта доставлялась в город и была непрофильной. Повторюсь – профильной воды здесь было изобилие и она была бесплатной. Но литр нарзана был вчетверо дороже литра бензина в те благословенные времена. Справившись, как проехать на Машук, мы отправились туда и вскоре, поднявшись на небольшую высоту,  очутились в районе памятника М.Ю.Лермонтову. Нащёлкав  фото, мы обсудили вопрос дальнейшего маршрута и , выехав из города на трассу, помчались  на Армавир.
Началась изнуряющая гонка под палящим солнцем по бесконечной равнине с редкими кущами зелени в степных станицах , но трасса шла мимо них.
Появилась  опасность заснуть за рулём – даже у мотоциклистов не исключена такая беда.  Трасса Баку – Ростов – очень оживлённая магистраль, так что встречное движение интенсивно и многопланово – проносящиеся многотонные фуры , автобусы и легковушки, да и попутные,  изредка обгонявшие нас, сигналами и гулом не давали расслабиться и уснуть.  Под Кропоткиным мы свернули с этой оживлённой магистрали на дорогу местного значения и помчались прямиком на Краснодар. Вечерело, транспорт включил фары и мы стали высматривать местечко для ночлега. За этим дело не стало. Имея палатки, мы были независимы от необходимости искать кров.
В тени и охране нескольких тополей мы расположились на ночлег. Впереди лежал последний  этап дороги, заканчивающийся в Керченском проливе.
К полудню следующего дня мы прибыли в порт Кавказ и заняли очередь на паром.
В этот раз нам повезло, мы простояли только сорок минут и вот откинут слип и мотоциклам дано право первыми въехать на паром, но дело ограничилось нашей кавалькадой – больше мотоциклов не было. Около часа ушло на преодоление пролива и вот порт Крым  - ура! Мы дома. Но тут возникла другая проблема – над керченским полуостровом опустился туман. Пока мы ехали через город, видимость была сносной,
тут тебе и разметка. и светофоры, и обочины с тротуарами, но вот, пройдя подъём на Митридат, мы въехали в степь, где никаких ориентиров не было видно.
Я, как признанный ведущий, пошёл  вперёд и, ограничив скорость до 30 км/час, зорко всматривался в непроницаемую мглу, видимость впереди и вокруг не более пяти метров. Изредка сигналя, мы обозначались друг для друга и встречных, - обгоняющих, естественно, не было. Так прошло около часа, напряжение внимания было на пределе. Но вот в районе Ленино туман стал редеть и под Феодосией совсем растаял. Путь от Керчи до Феодосии, обычно одолеваемый за час, растянулся на три часа.
Усталость от напряжения дала о себе знать и мы ,устроив совет, решили заночевать в лесной полосе, чтобы не испытывать судьбу, ибо уже вечерело и отдых был необходим, на чём настояли наши женщины. Когда все улеглись, жена прошептала мне: какой ты у меня...я горжусь тобой. Это было самой большой наградой для меня за весь вояж. К следующему полдню мы уже въезжали во двор своего дома на Морской!

                               


Рецензии
Великолепное путешествие, по нынешним временам - фантастическое.
Все люди - братья, никаких постов, проверок и просвечивания багажа.
В Армавирском пединституте училась моя мама, а КрОпоткин в 12 км от моего родного Гулькевичи.
Столько знакомых названий, и не меньше тех мест, в которых очень хотелось бы побывать.
Широка страна моя родная!
благодарю за повествование.
С уважением - Я.

Наталья Малиновская   23.05.2022 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья-голубушка! очень рад, что Вы прочитали и Вам понравилась моя писанина. Не правда ли - у нас с Вами некоторая похожесть стиля изложения и придирчивость к грамотности. Желаю всех благ и здоровья!

Адольф Зиганиди 2   20.06.2022 18:37   Заявить о нарушении
С удовольствием прочла еще раз. Я ведь у Вас в гостях бывала, как отмечено - в мае этого года.
Была приятно поражена Вашим повествованием о знакомых и незнакомых мне местах.
Пятигорск, Беслан, Орджоникидзе, Армавир и, конечно, великолепный Крым.
Вроде бы и нет особых лирических отступлений, но настроение автора позволяет испытать и напряжение, и холод, и опасность движения в тумане.
Сколько мест можно беспрепятственно посетить, если на Земле мир.
С уважением к Вашему труду - Я.

Наталья Малиновская   20.06.2022 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.