Что посеешь, -то и пожнешь

Альфред:-
       Сложный процесс приготовленья  пихтового масла?
Нет! Прост ,- на удивление! Как  самогоноварение. Только в чане  не брага ,а  пихта..   
       Такой же простоты, как убийство человека, в камере тюрьмы?
Да!- даже проще!   В  чане вековом , не брага, - а кровь и  тела.

Подъехали к  воротам детдома уже  поздно,-вечерело.  Тяжелые черные облака  закрывали  небо …-не давая пробиться маленькому лучику надежды. Мокрые  ржавые ворота , покачивались, скрипели от порывов ветра…-наклоняясь в сторону Батюшки Енисея. …-Скрипели,   напрягая нервы - Пронзительно с визгом. Так визжат маленькие  поросята в предчувствии смерти и ножа.
Сосны шумели, хлопая в ладоши лапником..от их ударов , на землю падали молодые шишки и катились  под уклон в грязную дождевую лужу .   Калитка отворилась …-показалась молодая  Женщины с  красивым лицом и пышной грудью выпирающей из гимнастерки…- в красной косынке на голове…
Откуда? Сколько? –Кто старший?    Старший Я!-  Хусаин Бектемиров. Примите подопечных. Вот бумаги.
Она взяла документы прочитала. Дети врагов народа! Понятно!
Распишитесь что «врагов» доставил.. сказал извозчик;-Старенький сморщенный мужичок …С деревянной культей.…Она вытащила  из кармана гимнастерки  химический карандаш, -послюнявила и расписалась. Он же  обращаясь к Евгению ,-тихо шепнул;- сынок, Евгений ,ты постарше;- береги сестренку,- защищай, грызи зубами , но в обиду не давай. По - отцовски, пожал руку и поцеловал в щеку  его и Лиду. Женя первый спрыгнул с повозки. И помог спуститься Лиде,…- маленькой  щупленькой  девочки, которой еще не исполнилось и десяти лет. Взяв свои узелки…Где хранилось самое ценное;- память о маме и отце…прижавшись к друг другу направились за тетей  в гимнастерке…Войдя в калитку…Они увидели с пол - сотню мальчишек и девочек разного  возраста игравших во дворе.
Заметив их ,-ватага притихла.  Перестав  улыбаться, они смотрели на них взрослым проницательным  взглядом,-  некоторые смотрели исподлобья   готовые растерзать всех и вся.   
Смотрящие на  них  были оголены … душа их не ведающая страха  грызет других  в тени.
Строится!- поступила команда. Все нехотя стали в строй. Откашлявшись и выпятив грудь она голосом Левитана в юбке, -сообщила! Сегодня в нашу пролетарскую семью   прибыло пополнение. Знакомьтесь! Евгений и Лида Шепелевич…Дети врага народа!Прошу любить и жаловать.
У вас все враги народа прошипел высокий парень  в белой майке…  « Жигало» замалчи;- а то отправишься за папой…     Шепелевичи ;- За мной.
Они  вошли  в полутемное деревянное здание…петляя по коридорам вошли в зал- спальни. Вот ваши места. Здесь будете спать. Номер коек 27и 28.  Утром подъем в семь …физзарядка,  умыться почистить зубы и на занятие. Федоровна, позаботься. Выдели матрац и все принадлежности. Мыло и полотенце и проводи их в душ ….- продезинфицируй их вещи ..Вдруг там вши. А сейчас  раздеваться и в душ мыться. Ужин в 20- 00.
Федоровна не плач, на всех слез не хватит. И не молчи! 
Федоровна женщина в годах ,- своих детей не имела – бог не дал… Получила в «подарок» еще двух не оперившихся птенцов. Чувствовала, что судьба у них не завидная… перекрестившись, «Спаси и сохрани» пошла выполнять поручение. Ночью когда все,- как бы спали . К  их койкам  собрались кучей все детдомовцы. Старший Парень - ему лет пятнадцать. Он  был главный. Другие по моложе… Откуда и как сюда попали? -процедил он.   Маленькая  Лидочка заплакала,- испугавшись ответила… -Папу дяди в военной форме забрали , а мама в больнице болеет. Стоящий около главного кривляясь процедил…- "враги народа"! А она ничего,- красивенькая…Чур моя…Старший сверкнув глазами, и  так посмотрел на него …-что тот попятился. А, Чо? Я  ни Чо! Просто пошутил. Запомните; она  мне с этого дня  сестра...- сказал  главный!  Кто «малявку»  обидит,- тронет... Будет сидеть на колу. Тебя Женя зовут? Да! Что умеешь? Рисовать… Значит  твоя «погоняло»- «Художник». У меня тоже отца и мать забрали…Их в Минусинском лесу  расстреляли…- я точно знаю! -Твой отец наверное там же.
Я « Жигало» ! Это «Вошь» , «Штырь» и « Клизма» представил свою команду старший.
Законы у нас строгие ;-за донос сажаем на кол .За невыполнение решений старших. т. е. нас… -сидеть на колу! Поняли? Не слышу ?-Да ответил Евгений.
Так началась их новая, иногда непонятная жизнь.
Доносчиков  в детдоме садили на кол. Воспитателей и работников  которые были не чисты на руку насиловали старшие группы за их подлость ,и воровство. Досталось и директору детдома. Не помогла и гимнастерка ни красный платок, ни ленинский значок. Платком  ей заткнули рот чтобы не кричала. Накинули  на голову одеяло повалили, попинали , поставили раком загнали под стол и с остервенением молодых волков насиловали несколько часов… Пожаловаться она уже не могла. Ей грозила статья 134 – за совращение малолетних . Хотела уйти с работы. Даже писала заявление. Начальство отклонила ,- не отпустили. Так и руководила, приходили новые детдомовцы…-блатные, сироты войны.  Её   передавали из рук в руки. Она не сопротивлялась. Боялась огласки. /Доносчика  ведь ждал кол…. Все держалось в тайне/ зло порождает зло/ У каждого в сердце была родная мама. И каждый хотел отомстить за нее. Каким способом – это вопрос?
Отца  Евгения, я встретил в Дивногорске. Маститый художник –график, офортист  Шепелевич Жил в Дивногорске. Мастерская находилась в старом скиту , при въезде в город с правой стороны у дороги, если ехать  из Красноярска.
Скит находился на  берегу Енисея . Срубленный староверами Знаменский скит»  «Знамение божией матери» в далекие девяностые  19 века.  Мастерская находилась на втором этаже. Перед окном рос большой разлапистый кедр. С ним находясь в одиночестве и под шефе он разговаривал, - как  Шукшин с березкой. Нашептывая  дифирамбы. Как своей любимой жене Марии.
Ласково, дымок  папиросы клубился  и выскальзывал на простор открытого окна.
В мастерской стоял офортный станок,  и большие кипы офортной бумаги лежали на полках в беспорядке. Офортные пробные печатные листы лежали на полу. Он сидел на стуле и рассматривал их,- не вынимая папиросы изо рта. Затем резко вставал и делал еще несколько оттисков-успокаивался. Попив чаю снова раскатывал типографскую краску   валиком на цинковую  доску ,накрывал бумагой и толстым войлоком прокатывал через офортный станок .И получив новый оттиск  прикладывал к другим рядом ….- Рассуждал;
Вот здесь надо углубить, здесь оставим так как есть…Здесь добавить штриховки…Изменить цвет и тон.
И смыв с цинковой пластины  типографскую краску.  Спускался  вниз. На  первом этаже находилась  комната для травления  цинковых досок. Это была огромная ванна, в которой находился слабый раствор кислоты.
Сунув новую доску в закрытый короб  с канифольной пылью. Он резко несколько раз  ударял по холщевому дну короба . Подождав    немного вынул и разогрел на плитке.  Конифольная пыль оседала равномерно и плавилась от нагрева равномерно. Дальше дело техники.. .
В старом скиту работали графики из Красноярска. Приезжали и живописцы посмотреть  Енисей и пописать скалы . Были Капелько, Ряузов,  Поздеев, Руйга Ишханов. Мешков.
Больше всех Женя уважал  Капелько. Художника высокого роста,- худощавого и , -импульсивного.
Раз в месяц приезжал Виктор Петрович Астафьев!  Что их объединяло? Евгения и Виктора  объединяло,- родство душ…- судьба, воспоминания о детдоме, о жизни жестокой и кровавой. У каждого в груди своя боль, своя рана. Но они понимали друг друга.   Виктор Петрович прошел  суровую школу  жизни. Детдом , война… в груди осколки раскаленного металла. Но эта боль терпима. Нет сил  терпеть душевную боль . Приезжал он  не рано … к 12 или часу на электричке, заходил в магазин. Брал  бутылочку водки . Закуску и шел в старый скит . Его влекло сюда всегда. Старый скит,- это  тавро на всю жизнь. Здесь когда-то находился детский дом.. перестроили его в 20 годы .Убрали Ярус звона,  глухой барабан, световой барабан, купол,  яблоко и кресты  превратив прекрасное здание русского  деревянного зодчества  в двухэтажный барак. Памяти …кровавого режима…- застывший у дороги жизни...- когда-то крапленый  чистой святой водой Филарета. Постаревшие вековые бревна скита -Это родник не истощимой русской памяти. Здесь после революции находился детский дом. Виктору Петровичу  нравился старый скит, с его  немного затхлым и кислым запахом старины. С тесными комнатами.
Девять ступеней ведущие на второй этаж . Все   сделано основательно и достойно. Монахи делали на века,-  для себя и бога.
Цвет  старческий бревен ,и запах черемухи цветущей перед окном придавали уставшему от житейских перипетий  страннику силы. Юному зажигал в душе огонь надежды . Старику неся  радость, успокоение и каплю святости. Утраивая  силы.  Божественно природа  соединившись воедино с радостью , и горечью  снимала камень с груди. Люди  продолжали жить на зло врагам…Улыбаясь, смеясь …И матерясь безбожно иногда в порыве негодования.
/Я сам однажды,…- уже  будучи   взрослым,- испытал такое потрясение. Приехав в Белгород на Родину..Решил посетить храм, - Белгородский "Преображенский кафедральный собор". Подойдя к нему,- перекрестился .
Со стороны драмтеатра ,- он смотрелся как ангел на плече серафима Саронского . Прошел  к главному входу.  У входа на постаментах стояли орудия.  Гаубицы  – орудия убийства. У входа  веселились школьники, толкая друг друга…- ели мороженное.  Я прочитал;  -Музей военной истории. У меня ком в горле застрял.  Я, хотел увидеть стареньких бабушек молящихся беззаветно. Поставить свечку убиенным и  смертным ,покинувших этот мир не по своей воле.
Купив билет,-  прошел  внутрь.  Стены,- увешанные  знаменами,  на постаменте   стоял пулемет «Максим».  И рядом оловянный  красноармеец. Меня  затошнило …-выйдя на улицу , присел у  сорокапятки,-  взвыл. Суки , что вы сделали? С верой? С храмом? . Вы  ведь разрушили мой храм в моей душе .Я рыдал,- Слезы заливали мне глаза. .Кто-то толкнул меня в бок , я повернулся на меня смотрела маленькая растрепанная дворняжка
Её добрые чистые глаза понимающе смотрели на меня… В трех шагах стояла старенькая старушка сложив руки на сухонькую  кривую   палочку,- в  поклоне. Не плач сынок! Все вернется на круги своя… Не держи зло в сердце. Они не знают что творят. И перекрестившись три раза , отбив поклон на три стороны обращаясь к собаке;-  Пойдем Ангел! Заковыляла в низ,- в сторону  драм театра. Собака   взвизгнув ,помахивая хвостом засеменила  за хозяйкой, прижимаясь к ней./
 
Когда  я первый раз приехал в старый скит, меня поразило безразличие власти предержащей.
Лишь кисти созревших плодов черемухи свисали,- черной  смородиной –радовали   глаз. Жизнь продолжалась. Ветер времени шелохнул ветку черемухи , ягода упала , закатилась  под корень кедра, иль ели…
Дождь пойдет, замоет глиной и землей и скоро прорастет молодое деревцо .Пройдут годы и однажды она зацветет и осенью даст плоды на радость скворцам и людям. И снова Косточка упадет и…
Кривые ступени просевшего крыльца подгнили, но выстояли … и много могут рассказать…-воочию  они видели  страдания и боль людей. Они   в матрице доски  сохранили память о всех кто когда-то ступал по ним. Сколько их здесь прошло. С тихим шагом с ангелом на плече с богом внутри, и громыхающих сапожищами хозяин  новой жизни ,-людских судеб . Ведомых  дьяволом иль чертом.
 В мастерской висела  старая фотография с тринадцатью служителями церкви.  На  фоне Енисея ,гор и скита.
Последователи  Филарета./ 1889- 1910г/  Все  Седобородые старцы. Умный взгляд, и стать божественна. Виктор Смотрел в их лица внимательно ,иногда вставал и проводил пальцами около их лиц...- легко касаясь   ,как бы разглаживая их морщины. Вздыхал…Какая у моей мамы была коса ..Женя,- жаль что ты не видел…Только в моей памяти и осталась… ни война ни море крови , ни раны не вызывают  такой боли, как память о маме… И заплакал! Мамочка  , мамочка ,как мне тяжело без тебя. Женя переставал курить, отходил к окну ,и упершись головой в стекло  тоже плакал. Его плечи дрожали. огромное тело  словно мяч сжималось. Уменьшалось, - он превращался в старика.
Женя Был младше Виктора Петровича на три года. Но время , как вода  омывает берега и шлифует грани .

Они закрывались , и погружались в топь воспоминаний. Детдомовская жизнь их объединяла…- Рвала душу.
Но  выпив помянув невинно павших ,  и выпив за здравие живущих ,на время снимали  тяжелый камень с уставшей души.
 Освобождаясь от тяжести на время,- они имели маленькое счастье, и поговорить и счастливых днях. О купанье в речке , о теплом прогретом сахарно песке , о теплом  грозовом дожде. О первом поцелуе и  шепоте любимой в темноте .
У Овсянки есть точная дата рождения!    1671 год. Тогда по списку  было шесть дворов.. пройдет 330 лет и
В один из холодных снежных осенних  дней нас покинет  великий человек. Но только шесть дворов выстоявших и доживших до наших дней поймут настоящую утрату…- Которую  в перипетии лет понесло  небольшое сибирское село Овсянка.    С чем это можно сравнить? Наверно с разрушенным храмом…К которому мы стремились прийти и помолиться, но его  уже нет! Осталось лишь  божественность его в душе./ 2 мая 1924 года—29 ноября 2001/
Он пережил Евгения на  восемь лет. 
 Мы встретились на похоронахЕвгения. Поговорить с  Виктором Петровичем  не удалось. Люди, как назойливые мухи , лезли ему в душу с вопросами. Даже в такой момент скорби,- они не давали ему покоя. Он постарался быстрее покинуть застолье – поминки, и я видел;- его одинокую фигуру  уходящую в даль…
Он шел, шел,- Убыстряя шаг,- потом, расправив крылья,-  и полетел.

эстонец :
- А Евгений на кого был похож?
      На деда!  Крупный  огромный крутой лоб,- как у Карла Маркса,… с лысой головой . Хитрый   проницательный взгляд . Большая, скандинавская, рыжая борода.
Он Родился в сибирском  селе Каратуз.На реке Омыле     24 декабря 1927года – умер в  1993 по характеру,- Холерик.
Каратуз основан в 1727 году.  Герб Каратуза ;- казак  на коне , с секирой в руке,- он так похож на отца Евгения ,-Александра.

Альфред;
-Удивительная страна.  Взрослые насилуют детей.  Дети подрастая насилуют взрослых….
Взрослые строят храмы. -Другие взрослые разрушают, убивают священников.
«Срок»;-Как семью Отца Михаила в Каратузе?  Это был пролог.
Прости Альфредиус. Жизнь на жестокость так богата, страшнее твоих "Птиц"!


Рецензии