Атомный взрыв в школе
АТОМНЫЙ ВЗРЫВ В ШКОЛЕ
Магадан. Конец сороковых годов. Я восьмиклассник. Школа десятилетка, тогда единственная в городе. Появилось большущее объявление, что вечером в одном из классов будет лекция о строении атома. В конце покажут атомный взрыв. Представления об этом тогда были смутные, но интерес острый. Народу собралось много. Лекцию читала согбенная старушенция. Но все знали, что она заслуженная учительница СССР и кавалер ордена Ленина. Это было внушительно и авторитетно.
Что она говорила, сегодня совершенно не помню, да и тогда не очень-то вникал в суть вопроса. Я ждал взрыва. Думаю, его с нетерпением ждали все. В стороне на каком-то штативе был закреплён проволочный макет атома, в центре которого размещался маленький резиновый мячик. Он изображал ядро.
Эту ситуацию можно сравнить с той, которая была на одном из выступлений начинающего поэта В.Маяковского. Он рассказывал о поэзии, читал стихи, а в стороне на тросах висел рояль, повёрнутый ножками вверх. Лекция закончилась. Маяковский стал раскланиваться, а рояль всё висел. Из публики кричали:
– А рояль зачем, да ещё вверх ногами? Зачем рояль?
Маяковский ответил:
– Чтобы вы не расходились.
Кажется, публике такое объяснение понравилось.
Содержание лекции об атоме, вопросов, кажется, не вызвало. Но если таковые и были, то, они напоминали анекдот о лекции в грузинском колхозе. Почему именно в грузинском, не знаю. Наверное, чтобы рассказывать с акцентом. Это происходило на заре запусков первых спутников. Лектор говорил о космосе, о проблемах его изучения и освоения, о космических кораблях. Аудитория молчала и внимательно слушала. И только один из присутствующих в конце спросил:
– Послюшай, дарагой! Канфету падушечка, знаешь? А? Объясни, слюшай, как туда варенье запихивают? Очень интэрэсно.
Наконец, наша лекция закончились. Все замерли. Я подошёл поближе, чтобы лучше увидеть обещанный взрыв. Заслуженная старушка подошла к модели атома, чиркнула спичкой и поднесла её к коротенькому бикфордову шнуру, который незаметно был вделан в «ядро-мячик». «Поджиг» зашипел и …, чудовищной яркости вспышка ослепила меня. Звука я не слышал. Но видеть перестал. Мрак окружил меня. Не помню, как я выбрался на улицу. Было темно. Взглянул на небо – всё белое. Я не то чтоб испугался, скорее – был удивлён. К счастью, скоро зрение довольно быстро восстановилось.
Скоро секрет взрыва, для нас был раскрыт, и что-то похожее мы многократно повторяли. Бабуля начинила «ядро-мячик» смесью порошка магния и марганцовки. Магниевая вспышка всем хорошо известна. Марганцовка же при сгорании выделяет кислород. Таким образом, для нас была устроена вспышка магния в кислороде.
В школе была прекрасная химическая лаборатория, и при ней хранилось много всякого рода препаратов, в том числе и порошок магния. Наша классная руководительница преподавала химию, и многие из нас были этим предметом увлечены. Нас привлекали к подготовке опытов, мытью химической посуды. Посему у нас был доступ к «химическим складам». Мы начали понемногу таскать магниевый порошок. Марганцовку покупали в аптеке. Вместо мячика использовали плотную бумагу, в которую и заворачивали «адскую бабушкину» смесь. В классе после уроков поджигали пакет и «балдели» от взрывов. Помню, пепел густо разлетался по классу. Дальше – пуще. Стали из запасов лаборатории таскать металлический натрий, который хранился кусочкам, кажется, в керосине. Бросали эти кусочки в чернильницы-непроливашки (были такие). Натрий там бегал, шипел. Иногда чернильницы взрывались. Вывинчивали лампочки и завинчивали их обратно, подложив мокрую бумажку. Бумажка высыхала, и лампочка постепенно гасла. В общем, класс был ещё тот. Помучались с нами учителя. Но потом как-то само собой всё это прекратилось. Возможно, бессознательно мы развивали посыл заслуженной орденоносецы.
Свидетельство о публикации №217020301076