Талант и шестое чувство, маленькая лекция

Слово «талант» у древних означало монету, «меру веса» драгоценных металлов. Сегодня, согласно словарю, талант – это развитая способность к творческому труду.

Способности актера подразумевают умение пользоваться своими внешними данными. Талантливы те из них, на кого зрителям просто приятно смотреть. И все, точнее – почти все! Актер может быть талантлив, но глуп, как пробка. Такова природа этой профессии.
Я знаю гениальных актеров с плохой памятью, хотя способность быстро запоминать большие тексты – это очень важная часть их ремесла!

Талант кинодраматурга (сценариста) заключается в потрясающем умении придумывать и с интересом рассказывать (на бумаге) истории, напоминающие реальную жизнь. Хороший сценарист заставляет работать фантазию других людей, каждый из которых при этом «видит» собственное «кино». К сожалению, даже гениальный сценарий при этом многим из них может показаться ерундой.
Дело в том, что сценарий, подобно пьесе, напоминает длинный котлован, который еще только предстоит наполнить водой, рыбой и лодками, чтобы он стал каналом или водохранилищем. Хорошему проекту нужны умные инженеры!
Кстати, сценаристы в живом общении часто оказываются людьми косноязычными, отчего выглядят намного глупее, чем они есть.

Сложнее объяснить талант режиссера. Это понятие образуется из огромной кучи самых разнообразных – порой, казалось бы, несовместимых вещей – знаний, умений и навыков. Режиссеры должны обладать богатым жизненным опытом, развитым чувством меры и вкуса, они должны ладить с начальством (чиновниками и продюсерами), вызывать уважение людей свободных творческих профессий, уметь использовать чужой труд в своих «личных» целях, находить компромиссы там, где это невозможно найти…
Помогают им в этом развитое воображение, внутренняя энергия, целеустремленность и здравый смысл, который находится в постоянном конфликте с реальностью.
В общем, профессия кинорежиссера не имеет границ, поэтому таланта большинству из них не хватает. Демонстративная уверенность в себе способствует проявлению внутренних комплексов. Режиссура – это самая нервная работа в мире.

Главная проблема талантливых людей в том, что творческие способности постоянно накапливаются и нуждаются в реализации. Талант – это очень тяжелое украшение к тому кресту, который мы вынуждены таскать всю жизнь. Люди не зря говорят, что талант не пропьешь – избавляет от него лишь «звездная» болезнь. Но это тема для другой лекции.
 
Талант оператора – это «глаза» фильма. Почему один человек снимает, как бог, а второй, как сапожник, наука объяснить не может.
Оператор, художник и звукорежиссер  – это близнецы-братья, только «кисточки» у них разные. Но в характерах их есть что-то общее – это современные дети Природы. Их творческие способности создала Эволюция, а профессиональные достижения – нечеловеческое трудолюбие.

Искусство кино – это зрелище. Считается, что 90 % информации взрослый человек получает с помощью органов зрения. Смонтированная «картинка» – главное оружие фильма.
Логично сказать, что диалоги актеров, музыка и шумы относятся к «остатку» в 10 %. На самом деле такой вывод – очевидная глупость.
В самых важных сценах кинокартины музыка усиливает эмоциональное воздействие в кадре в десятки раз!
Искусство не подчиняется научной статистике. Кино воздействует на все органы чувств человека – особенно технологии 3-D и т. д.
Творческую интуицию часто называют «шестым чувством». Но это не правильно. Органов чувств у человека больше пяти общеизвестных (зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания) – есть, например, орган равновесия и орган пространственной ориентации…
А чувств у человека вообще – выше крыши! Каждый зритель испытывает чувства страха, гнева, юмора, грусти и обиды…

Кинематографисты это хорошо понимают. Они умело пользуются душевными переживаниями людей, сидящих перед экраном. Зритель увлекается, он сочувствует положительному герою, их души «соприкасаются» и в момент кульминации происходит главное – то ради чего, мы ходим в кинотеатры.
Человек (зритель, читатель  и т. д.) испытывает КАТАРСИС.
Это слово, как и законы драматургии, придумал Аристотель. Оно означает «очищение души» через эмоциональную разрядку. Настоящее искусство (даже трагедия, вызывающая слезы) облегчает наши сердца, делает людей лучше (к сожалению, не навсегда!).
Этот самый катарсис бывает глубокий и поверхностный, духовный и интеллектуальный. Смех – самая простая его форма.
У каждого жанра «очищение души» имеет свои особенности. К примеру, кровавые боевики, как ни странно, снимают внутреннюю агрессию человека, а после просмотра хорошего детектива зритель кажется себе (и на какое-то время становится!) умней.
Плохо то, что в современном мире массовая культура лишь развлекает, глубокий катарсис ей не ведом. Трагедия вырождается в драму, драма превращается в мелодраму, а мелодрама – в телешоу «Давай поженимся!».
Я не против, чтобы в финале был happy and, но иногда человеку нужно глубоко вздохнуть и заплакать. Слезы умывают наши души!

Помню, когда я впервые осознал, сколько всяких знаний и профессиональных навыков режиссер должен постоянно носить в своей башке и при этом запоминать все происходящее на съемочной площадке, я одурел: «Нафиг мне все это надо?!»
Оказалось, что «глаза видят, а руки делают» гораздо больше трусливых мозгов. В кино (как и в театре) важно играть всю жизнь! Это приятнее, чем писать годовые отчеты, торговать арбузами или вкалывать на стройке.
Поверьте, учиться не трудно! Надо лишь не выпендриваться и не умничать, изображая глубокомыслие там, где его нет. Водитель не имеет права ехать за рулем и смотреть телевизор. Но многие в дороге слушают радио.

Что я имею ввиду? Учиться надо от простого к сложному. Так развивался мир и наука. Так же формировался и кинематограф.
На первых курсах студентам запрещено снимать фильмы со звуком. Они смотрят немое кино и делают учебные фильмы с титрами вместо диалогов. Это необходимо для того, чтобы изображение стало главным информационным и игровым полем в творческом воображении режиссера.
Смотрите Бастера Китона, Чаплина, Эйзенштейна, Довженко и прочих. Учитесь Великому Немому киноязыку, основные приемы которого составляют 90 % современного кинематографа.
Со вздохом отвожу взгляд в сторону. Я, конечно, соврал – на пару процентов больше!


Рецензии