Сотворение чуда, маленькая лекция

 

Как широко известно из религиозных источников, чудо – явление естественное, и случается оно с кем попало. Главное – быть верующим!
На языке искусства вера – это заблуждение, без которого в жизни нет смысла. То есть это не средство, а цель.

Все творческие люди изначально хотят добиться успеха. Некоторые – даже после смерти. Ради этого они кривляются на публике, графоманят бессонными ночами и снимают бессмысленное кино…
Очень скоро выясняется, что создание спектакля, издание книги и успешное кинопроизводство являются событиями невероятными. Согласно законам физики, лобная кость не способна пробить железобетонную стену!

На финансовом теле искусства живет куча кровососов, питающихся баблом (в смысле кровного эквивалента творческого труда), которое распределяют хитрозубые чиновники, чьи скромные доходы почти соразмерны расходам нашего государства на родную культуру.
В здоровом обществе спорт стоит дороже искусства. Но это не важно – чудеса все равно происходят. Кино, вино и домино – едины.

В этом процессе все начинается с писателя или автора оригинального сценария. Сочинительство – это первичное творчество. Бумажное кино обычно стоит 3 процента от будущей сметы фильма. Меньше всего при этом киностудии платят за право экранизации. Исключение – суперпопулярное имя.
Вторичное творчество режиссера-постановщика в художественном смысле бесценно, но ограничивается (в Москве) 10 процентами (зарплата + постановочный гонорар). Чуть меньше (творческой группой) получают оператор, композитор, художник и прочие, а около 30 процентов стоят актеры.

В идеале прямые расходы на кинопроизводство и рекламу должны составлять половину сметы фильма. Однако, в реальном мире существуют человеческий фактор, борьба за существование и естественный отбор.
Поэтому 50 процентов стоимости фильма испаряются за границами творчества и производства. Поэтому доходы авторов резко падают. Особенно – в географическом расстоянии от «Мосфильма».

Дело в том, что современное логическое мышление человека не боится смертных грехов, главным из которых является жадность.
Согласно кинематографической науке она растет:
1. С возрастом продюсера фильма – математически;
2. С должностью и количеством заказчиков (продюсеров центральных каналов) – по синусоиде;
3. В зависимости от личных амбиций чиновных и медийных лиц – по принципу: чем меньше творчества в работе, тем больше денег в карманах!

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Учитывая все природные и экономические катаклизмы, в случае запуска тандему сценариста и кинорежиссера сегодня и всегда творчески разумнее рассчитывать на бесплатный труд и энтузиазм киношной молодежи!


Глубоко в сердце каждого литературного работника сокрыта презренная любовь к деньгам, как промежуточному этапу художественного бессмертия.
Этот внутренний драматургический принцип часто вступает в конфликт между разными творческими телами и мешает им сосуществовать.
Поэтому соавторство между автором книги и профессиональным сценаристом – явление скорее вынужденное, чем осознанное и необходимое.

Большинству писателей «плоский» и «бесцветный» труд кинодраматурга кажется легко понятным. И, наоборот: у зрелых опытных сценаристов литературное многословие и «куриная» слепота беллетристов вызывают лишь хроническую иронию.
В сценарии очень много невидимых постороннему глазу хитростей.
По-настоящему хорошие авторы романов и киносценариев – люди разных профессий. Даже оживший через полвека Лев Толстой никогда бы не смог бы написать сценарий «Войны и мир» Сергея Бондарчука.
С которым, кстати, в связке работал известный сценарист Василий Соловьев, который позже никогда не покушался на лавры литературного гения.
С тех пор ремесло кинодраматурга освоило международную школу. Оказалось, что в кинематографе, товарищи, капиталисты учат делиться!

Дело в том, что продюсеры не умеют читать. В лучшем случае они могут осилить полторы-две страницы текста – крупным шрифтом и по слогам.
Скажите, какой писатель способен вместить свое произведение в указанные рамки, называемые сценарной заявкой и синопсисом?!
Режиссеры, между прочим, тоже обнаглели – они теперь снимают по сценарному формату, в котором почти каждая страница текста соответствует минуте экранного времени.
Сценаристы сегодня прописывают на листе бумаги даже элементы производственного планирования, специальную съемочную технику, крупность плана, постановочные приемы и объем компьютерной графики!

В продолжение общей темы так и хочется сказать: согласно всему вышесказанному чудеса не возможны, но почему-то происходят.
Логика зафиксировала следующие факторы происхождения чуда творческого запуска:
1. Бюджетные деньги, которые надо срочно освоить. Таковые появляются иногда «ниоткуда», потому что…
а) культура и искусство у нас финансируются по остаточному принципу, то есть – экономисты иногда ошибаются, и остаток бывает!
б) чиновники – тоже люди, когда они отдыхают, деньги в казне накапливаются!
в) иногда в непогоду на киностудиях случается мимолетная прибыль, от которой стараются избавиться, потому что каждая хорошая полоса – не к добру;
2. Отдельным чудесам способствуют родственные и случайные связи. Развивать эту тему вслух грешно и не политкорректно;
3) Самым редкими предвестниками чуда являются гениальность авторов и восторженная честность их тайного покровителя. Чтобы подобного не происходило, все сильные мира живут по принципу: «не сотвори себе кумира»;
4) Государственная программа поддержки творческой молодежи существует и развивается на словах, но, благодаря случайным оговоркам высоколобого руководства, иногда происходят сбои, то есть – дебюты;
5) Честных конкурсов в природе минкульта нет. Как правило, официальные победители подобных мероприятий – это герои и свидетели предыдущих пунктов. Тем не менее, на окраинах мирового кино процветают зарубежные (шпионские) гранты – наша планета небольшая, и США страдают клаустрофобией;
6) Последний фактор кинематографического чуда оставлен искренне верующим в Бога. Черт его знает – бывает всякое!

Начинающий киношник обязан верить. Вопрос лишь – кому и  во что?!
Физиология успеха – наука молодая, ее законы противоречат физическим. Количество ударов головой о стену постепенно разрушает ее непробиваемое качество.
Человеческий лоб – самое чудовищное орудие всех времен и народов!

2015 г.


Рецензии