6. Абстрактное мышление
Дао, которое может быть выражено словами, не есть неизменное дао.
(Из записной книжки Ли Эра)
Сторонники «общественного научения» обожают приводить в пример несчастного Маугли, воспитанного стаей. (Иногда кажется, что это их единственный аргумент.) Дескать, если он такой умный, что же он строем не ходит вместе со всеми? Вопреки Киплингу, реальные маугли (примеров множество) мыслить так и не научились – даже после того, как попадали в человеческое общество… Почему «социал-детерминистам» не приходит на ум пример обыкновенных домашних кошек? Многие котята ведь выросли в культурной среде, но разума тоже не обрели. И даже воспитанники очень интеллигентных семей так и не освоили интегральное исчисление и правила поведения за столом. Есть что-то в человеке (и человеческом дитеныше), чего нет и не может быть у животных. И мы знаем, что: разумная деятельность обусловлена владением абстрактными понятиями.
Не уверен, что читатель хорошо меня расслышал, поэтому на всякий случай повторю. Я сказал: «абстрактными», а не «общими», разница здесь существенная. Видимо, придется ее объяснить. Более или менее общими понятиями владеют и высшие животные. Ассоциативное мышление – штатный режим работы Первой сигнальной – это, как мы говорили, процесс обобщения понятий. Вопрос в том, как далеко это обобщение может зайти. Существует естественный предел развития ассоциативного мышления в результате количественного накопления ассоциаций. Например. Вопреки распространенному заблуждению, к понятию (геометрической) точки нельзя прийти путем обобщения собственного опыта наблюдения пятен. Можно только прийти к слову «точка»; и только потому, что само понятие дано нам от рождения – на уровне чувства.
«Абстракция» – понятие качественное; это условный, недостижимый предел обобщения, к нему можно приближаться – но и только. Абстрактное мышление «апперцепция» по Лейбницу) – это встречный процесс конкретизации общих понятий, начиная с самых общих. И в результате получаются такие понятия, до которых ассоциативно мыслящие существа не додумаются никогда… Так уж и не додумаются? Теоретически – да, но только теоретически. Не тешьте себя иллюзиями, все попытки воспитать обезьянку в человеческой семье дали всё тот же предсказуемый результат – несмотря на все научно обоснованные методики, несмотря на профессиональную подготовку исполнителей.
Вторая сигнальная система как раз и предназначена для того, чтобы оперировать абстрактами в мышлении и практической деятельности. Ее структура и функции – те же, что и у Первой, они описаны в предыдущих публикациях. Отличие в том, что Первая сигнальная оперирует информацией о форме событий, а Вторая – об их сути. Как вам объяснить… Понимаете, что такое «суть события»? Конечно, понимаете, хотя и не сможете объяснить. Да и зачем – если все понимают этот абстракт одинаково. Кстати, что такое «понимать»? («Система понятна?») Суть нельзя объяснить, ее можно только «передать». Если можно дать какое-то определение абстрактам, то только через чувства другого человека. «Благодать – это то, что мы чувствуем после первой с устатку.» Argumentum ad humanum.
«Добро и зло», «правда и ложь», «красота» и «гармония» – это ведь все общие понятия, а не абстрактные; просто потому, что выражены словами. Абстрактные понятия нельзя назвать, на то они и понятия: их или понимаешь, или нет. Хотя… что значит «нет»? Нет человека, который ими не владел бы, хочет он того или не хочет.
Логически это означает наличие психического аппарата, ответственного за чувственное восприятие (понимание) абстрактных идей. Печальное состояние дел в персонологии (индивидуальной психологии) красноречиво характеризуется тем обстоятельством, что для такого психического аппарата даже не придумано специального названия (Юнг не в счет). Впрочем, философы древнего Китая дали ему имя Дао; этому приоритету мы и будем следовать.
В заключение, я хотел бы, пока мы не погрязли в информационных схемах и не увлеклись педагогической тематикой… Я хотел бы простыми словами объяснить, как же, все-таки, проходит процесс воспитания ребенка. Как формируются базовые навыки и базовые установки личности в раннем детстве? Как видите, совсем уж без педагогической тематики мы не обойдемся – как и без информационных схем, впрочем.
«Схема совпадений» – стандартная процедура в ординарной информатике; и универсальный метод организации психической деятельности. По этой схеме работают «управляющие инстанции» рефлекторных дуг, по ней происходит матрификация сигнала, организуются и разделяются между собой психические структуры. Рефлекторное кольцо образуется по схеме совпадений сигналов в контуре условного рефлекса и «рефлекса среды». Она заслуживает, чтобы с ней познакомиться. Это такой режим регистрации сигналов, при котором фиксируются только импульсы, пришедшие одновременно; фиксируются совпадения. В случае информатики структура сигналов также должна совпадать… Это все. Но из этого непосредственно следует, что Дао самостоятельно – без подтверждающего сигнала от воспитателя – не способно сформировать ни одной человеческой установки, ни одного навыка. Вот вам и Маугли. Но и воспитатель (внешняя среда) тоже не может этого сделать без подтверждения от Дао. Вот вам и котята.
Ж. Базовые установки и базовые навыки формируются в раннем детстве в результате взаимного подтверждения внутренних и внешних побуждений.
К этому можно прибавить, что
З. в раннем детстве (0 – 6 лет) формирование установок неотделимо от формирования навыков.
Даже простейший физиологический рефлекс младенца возникает параллельно с (простейшей) духовной установкой, которая ему соответствует. (Т. н. «релевантная связь» сигналов; термин восходит к опытам Павлова и Скиннера.) Поэтому они и называются «базовыми», что образуют неразрушимое единство, «базис личности», которое не испытывает никаких внутренних противоречий на протяжении всей жизни; информационный обмен между матрицами «базовых установок» и «базовых навыков» не прекращается ни на мгновение без каких-либо волевых усилий – даже тогда, когда часть сознания (Эго или Супер-Эго) работает в «спящем» режиме. Базис личности – «биос» человеческого сознания, если вы понимаете, о чем речь. Именно это неразрушимое единство гарантирует снятие конфликта между Эго и Супер-Эго, известного как «кризис идентичности»… Но об этом позже.
Свидетельство о публикации №217020301424
Я понял вашу интересную идею про "совпадения - для подтверждения".
Проблема в том, что факт любой быть может объясним не только философией "единственного верного", в пределах павловских рефлексов материализма. Увы. Не только.
И - НЕ СТОЛЬКО.
ИТАК.
Реальные истории про "Маугли" доказывают лишь, что "подключаемость" ребёнка к местной ноосфере имеет жёсткие ограничения по возрасту. А далее... врождённые телепатические свойства угасают.
Давайте проведём ретроспективную дедукцию. Имеем много копий "однояйцевых" младенцев. А в гараже стоит МАШИНА ВРЕМЕНИ(!) И мы свободны от морали!
Мы делаем чудовищный Эксперимент...
1. 100 шт. младенцев в первобытных джунглях съели звери. 101-ый стал волчонком в волчьей стае.
2. Младенец в древней Греции успешно вырос, стал спартанцем.
3. Младенец из средневековья стал еретиком. Его казнили.
4. Младенец в толерантности ЕЭС стал "голубым".
5. Младенец на Пандоре будущего – экстрасенс и медиум. В контакте с планетарной биосферой он контролирует все Силы и стихии. (Враг не пройдёт!)
6. Младенец из колонии Землян в системе Глизе стал обычным. Как все, он обладает телепатией и психокинезом. Участвует в соревнованиях по выживанию в открытом космосе. Конечно, без скафандра и одежды. За счёт ресурсов созданной витальной сферы... Финальный тур – воздействие на звёздную систему.
7. Младенец, найденный инопланетной расой, – Маг. Как все, он научился сотворять из "Ничего" любой предмет, что пожелает. Сейчас он учится творить вселенные. Он выберет любую из реальностей, Творцом которой станет...
Так где есть "человек"?.. Кто – он? Спартанец, экстрасенс, еретик, Маг иль бог?..
Пиротехъник 13.03.2017 04:47 Заявить о нарушении
1. «врождённые телепатические свойства угасают.»
Я бы сказал осторожнее: «эмпатические». И даже не «бы», а прямо скажу. Это достаточная сущность.
2. "Проблема в том, что факт любой быть может объясним не только философией "единственного верного"
Вот эту проблему я не вразумел. Просто не понял. Но что-то проглядывает – и знакомое, и нетривиальное. Нельзя ли отчетливей?
3. И, наконец, по главному Вашему вопросу. Здесь мне все кажется достаточно простым, особенно если учесть дихотомию (раздвоение понятия) человечности, которую мы нечувствительно допустили. Мы с Вами знаем только одну форму разума: человека. Поэтому отождествляем то и другое. В вашем эксперименте все не так. Со времен кроманьонского человека homo sapiens не изменился генетически, это и есть человек, жесткий стандарт, совершенно определенная форма разума. Так что Ваши инопланетные примеры – не люди. Мы не знаем интеллектуальных потенций кроманьонцев, но совершенно определенно – это не животные; они были разумны. Так что маугли тоже не человек. Вопреки моему собственному утверждению, животные тоже оперируют абстрактами, у них тоже есть своя Вторая сигнальная (тут я согласен с Леонидом Андреевым 2), но в зачаточном состоянии; она не функциональна.
Что касается разума, то разумны все семеро. Разум – это попытка примирить идею и материю, должное и действительное; и борьба за это идет в душе каждого из них, даже у Маугли.
С уважением, Ник.
Ник Пичугин 14.03.2017 12:54 Заявить о нарушении
Жаль, мы на разных баррикадах.
По п.1. Практически уверен, что без телепатии никак нельзя младенца сделать человеком. Точнее, здесь нужны не только телепатия-эмпатия, тактильность, нежность, "человечность" материнского инстинкта. Необходимо также ясновидение. И только с помощью таких "магических" способностей (ребёнка и родителей!) возможно "подключение" младенца к нашему эгрегору. Условные рефлексы и сигнальные системы - помогают. Но не определяют сущность, содержание понятий, выход на абстракции, самосознание, духовный план и протчая, и несъедобная. Без "магии" получится программа обучения для робота. Не человека, даже не животного. Программа. Р О Б О Т А. И всё.
По п.2. Ура. Уже забыли мы про философию "единственного верного". Какой симптом хороший! Я доволен. И будто не было догматов диамата. Чудовищной дезинформации для школьников и ВУЗов. Но, между тем, три чакры материализма по-прежнему штампуют биороботов втихую и не очень.
По п.3. Я понял возражение. Нет достоверных фактов. Но вариант антропоморфности для инопланетян не выглядит абсурдным. (И даже есть свидетельства неоднократные у очевидцев.) И даже мой один знакомый (виртуальный) бывает там в гостях. Он написал об этом 10 шт. миниатюр (учёный, но не литератор). Они есть на Стихи.ру, и могу дать ссылку, если интересно. Там колонисты занимаются терраформированием "Планеты, где всегда светло". Осваивают дальний космос. Там денег нет, их "функцию" с успехом выполняет "индекс значимости", типа как "общественное уважение". И что-то есть про воспитание... (Понятно, интересы у меня иные!) Но, впрочем, та цивилизация не менее технологичная. Не те, конечно, технологии... И плюс забота о естественной среде. И, кстати, в курсе там про наш дурдом. Никто с Землянами не хочет контактировать. Из-за зашкаливающей благоприобретённой агрессивности. (Причина главная.)
Ох, я отвлёкся.
Вот. Не знаем мы потенциалов аппарата человека. Мы знаем только, как обидеть, обмануть, убить... Потенциалов - нет, не знаем. Такое никому неинтересно. Система Зла необходимы биороботы. Три чакры материализма. Творцы, Искатели ей не нужны. Нужны лишь биороботы и потребители. Такими управлять легко. Ей биороботы нужны. И ПОТРЕБИТЕЛИ. Свободный человек - как пугало, опасность, катастрофа всех вещей...
"Система Зла" - почти разумная (квазиразумная) и обладает некоей "магичностью" (способна, например, к контролю в событийном плане). Она "разумна" не по-человечески, надстройка на Эгрегоре. И озабочена лишь самосохранением. Магична и тупа - одновременно.
Опять я отвлекаюсь. Мысли о другом...
Спасибо за внимание!
Все пожелания - хорошие!
Пиротехъник 14.03.2017 15:40 Заявить о нарушении
Об этом много написано. В частности, о системе «механического мышления» писали и Хайдигер, и Стругацкие, тема, можно сказать, исчерпана. И вся она укладывается в рефлексию Первой сигнальной. А «сущность, содержание понятий, выход на абстракции, самосознание, духовный план и протчая» прекрасно укладывается в информационный обмен Второй сигнальной, которая как раз и отвечает за абстрактное мышление. Никакой магии. Мне ПРИХОДИТСЯ делать фантастические допущения (относительно Второй сигнальной), но я свожу их только к одному пункту (Дао). Во-первых, руководствуясь принципом ограниченного знания, а во-вторых, я в хорошей компании: Лао Цзы, Кант, Гегель, да тот же Юнг.
2. Понятно, о чем речь. Действительно, пора отказываться от предрассудка «монологичной истины», хотя нам и не позволяют. Но она изжила себя, а мы образованные люди XXI века. Не можем не понимать, что истина диалектична – или, как говорил Бахтин, «диалогична». Поэтому осторожней с диаматом, а также истматом… и другими тремя апельсинами. Все-таки, диалектика. Не надо путать научную теорию и номенклатурную идеологию. (Знаете, что такое «Хищение брендов»?) И кстати, в социологии я марксист.
3. «"Система Зла" - почти разумная (квазиразумная) и обладает некоей "магичностью" (способна, например, к контролю в событийном плане). Она "разумна" не по-человечески, надстройка на Эгрегоре. И озабочена лишь самосохранением. Магична и тупа – одновременно».
Прекрасное описание системы власти как операционной системы в инфосфере. Тема близка. («Эгрегор», – это, вероятно, «культурологический информационный поток» в моей терминологии.)
Относительно "Планеты, где всегда светло". Нет, спасибо, не интересуюсь. Просто это не мое. И не жаль, что мы на разных баррикадах. Баррикад много, всех нас на них не хватит.
Ник Пичугин 14.03.2017 17:36 Заявить о нарушении