Образование с приставкой, маленькая лекция

Давным-давно, моя классная руководительница сказала, что любое образование – это умение пользоваться профессиональной справочной литературой.
Когда ты сам становишься ходячим справочником, то понимаешь, как она была права! В основе любого мастерства лежит самообразование.

Что же делать, чтобы стать кинорежиссером?!
1. Надо учиться думать самостоятельно. Постоянно замечать «обыкновенные несуразности».
Почему, например, Дюймовочка кормила ласточку зернышками? В реальности эта птичка, чтобы выжить, должна была сожрать девочку. Ласточки – хищницы, они питаются только насекомыми!
2. Для развития ума и знания жизни книги полезнее телевидения. Читая, успеваешь думать и фантазировать (представлять). Хотя кинобагаж (насмотренность) никто, конечно, не отменяет!
Сегодня сотни недорослей получили дипломы режиссеров, но снимают только клипы или работают техническими режиссерами на ТВ. Им просто не о чем рассказать другим людям. Самые умные из них начали читать лишь около 20 лет. Им просто не хватает знания классики! То есть – мозгов и жизненного опыта. В жизни надо прочитать тысячи книг!
Режиссура сильно стареет. Технически мир изменился, а профессия нет – ей нужен интеллект.
3. Изучая законы и приемы драматургии, надо стараться находить ее элементы в чужих произведениях: в фильмах, пьесах, романах, рассказах и даже анекдотах. Иногда завязка может оказаться одним предложением, а кадры кульминации и тизера совпадать… Хорошие авторы всегда маскируют «швы», но элементы композиции присутствуют всегда! Просто большие произведения состоят из «набора» маленьких, работающих на главную идею.
Режиссер не обязан быть «великим» драматургом, но должен понимать, КАК работает произведение, и говорить со сценаристом на профессиональном языке. Это же касается оператора, художника и композитора фильма.
Иначе режиссер не сможет добиваться правильной (задуманной автором) реакции зрителя!
4. Со временем знания становятся рефлекторными. Учиться и работать надо с удовольствием, преодолевая лишь естественные похмельную,  утреннюю и послеобеденную лень.
5. Запомните! Лучше не проглатывать незнакомые слова, а заглядывать в словарь. Если бы люди знали, сколько ошибочной информации оседает в наших мозгах из-за мелких «непоняток». Чаще всего студентов «пугает» самое элементарное. Они думают: «Что такое цели искусства, и чем они отличается от задач?» А это – одно и тоже! Отвечая на вопрос, можно использовать любое из этих слов.
Кто-то читает: «факторы творческого успеха» и чешет затылок. Слово фактор означает «условие» и только. Вот зачем нужны словари. Нет словаря – спроси у преподавателя. Если тот уходит от ответа, значит, сам когда-то запутался. Смело вешайте ему на уши любую лапшу!
Студент не обязан знать все слова на свете, а половина «яйцеголовых» профессоров настолько узколобы, что, преподавая «высшую математику», давно забыли, как умножать «столбиком».
6. Десятки лет я искал себе мудрого Учителя профессии и жизни. Оказалось, что такого существа нет в природе. Мастера учат ремеслу, воспитывают родители и… как потом повезет на улице. Но человек все равно создает себя сам – и в жизни, и в профессии!
7. Мечтать надо о невероятном и самом недостижимом, а делать надо только то, что доступно глазам. Они всегда боятся, «но руки делают».
Жизнь устроена так, что исполняются самые искренние мечты. Только с подвохом! Обычно несчастные люди – те, чьи мечты сбылись. Они всегда хотят потом чего-то большего, а возраст искренности уже прошел. Поэтому их новые желания не приносят счастья.
Потому что счастье – это и есть дорога к мечте!
8. Получайте удовольствие от всего, что делаете. Увлекайтесь, отвлекайтесь и снова увлекайтесь! В жизни и профессии пригодится все. Правило лишь одно: «Не плюй в душу другого человека!» Мерзавец с оплеванной душой становится подлецом. А подлецы – это самые опасные животные в мире.
9. Формулы успеха не знает никто. Екатерина Великая когда-то лукавила: «Зачем нравиться кому-то одному, когда можно очаровать всех!» Она имела ввиду свое женское обаяние и политический опыт. Великим быть трудно. Может быть, поэтому формула творческой катастрофы так созвучна фразе царицы: художников губит именно желание угодить всем.
Кстати, «единственный шанс в жизни» – это глупая легенда. Жизнь уважает целенаправленных увлеченных людей, предоставляя им шанс за шансом.
10. Все мы смертны. Трагедия – это главный жанр искусства. Чем длиннее, легче и приятнее становится жизнь людей, тем глупее книги и фильмы.
Существуют художники трагической судьбы, неизвестные таланты и гении, бесчисленные и очень пробивные недоучки и популярные бездари с яркими побрякушками на пиджаках, есть и чиновники, которые не ведают, что творят…
Но в искусстве не бывает неудачников, потому что даже самодеятельное творчество – это мучительное удовольствие, от которого очень трудно отказаться.

Когда на съемочной площадке третьесортный провинциальный актер вдруг переигрывает столичную «звезду» – а такое случается довольно часто! – как вы думаете, кто из них вдруг закипает от злобы?
Даже мастера сцены боятся в кадре собак и детей, которые естественны по своей природе. Поэтому дерзайте и не бойтесь трудностей! Главная приставка слова «самообразование» – это не учебник, а человек.

2015 г.


Рецензии