О болезни здравого смысла, маленькая лекция

Благодаря сумасшедшему развитию электронных технологий и скорости жизни, правила современного искусства диктует политическая мода.  Новая элита не изучает классику и мыслит телевизионными штампами.
В этом сакральном пространстве общечеловеческого безумия Сокуров и Звягинцев выглядят мамонтами в доспехах Возрождения.
Весьма показателен и тот факт, что в разгар экономического кризиса и очередного военно-политического противостояния, когда толпы профессионалов коммерческого кино оказались без работы, в России заговорили о количественном недостатке сценаристов и режиссеров. Дескать, надо создавать новые киношколы!

Приехали. О чем это?!
Ну, вырастим мы новых молодых творцов на старых грядках киноискусства. Они окунутся в бездонное болото творческой безработицы, оголодают до исподнего и побегут под те же знамена бессмертной коммерции!
Сокуров уверен: американизация кинопроизводства – вплоть до терминов – уничтожает национальные кинематографы. Правильно! Ремесленники от «общечеловеческой» культуры всегда пользуются чужой головой. Тизеры, питчинги и флэшбэки расплавили мозги целому поколению наших кинематографистов.
Но не это самое дурное в их русской крови!

В Америке изначально развивалось продюсерское кино, мы же пошли своим – государственно-режиссерским путем. И это было хорошим уроком, из которого все полезное слишком скоро забылось.
Голливудское семейное кино украло наш социалистический реализм!
Самые антисоветские фильмы снимались в СССР. Сегодня так критиковать современные социальные установки нельзя. Дикий «комсомольский» капитализм не имеет пороков. Танцуют голыми и воруют у нищих духом все идеологи массовой культуры.

Режиссер – главный автор фильма, но его профессия вторична. Художественная идея фильма возникает и растет на бумаге. Киношедевр – это всегда результат общего труда группы творческих единомышленников.
В коммерческом кино, как правило, работают случайные люди. За результат отвечает продюсер. Нанятый на проект режиссер грубо подчиняется экономической целесообразности и «требованиям канала».
Специалисты работают в узком лабиринте творческого ремесла. Это и есть болезнь – расстрел творца в молодом художнике!

Между художественным и коммерческим фильмами существует пропасть, которую надо заполнять реалиями, похожими на жизнь. Цель искусства – осмысление окружающего мира через чувственное сознание человека.
Чистое абстрактное творчество – удел мальчика, а не мужа! Студенты, конечно, имеют право на подобное самовыражение, но оное навсегда заканчивается дипломным проектом.
Как же удивить зрителя, оказавшись в железных оковах продюсерского кинопроизводства?

Ответы на эти вопросы диктуют классики, время и жизнь. Отдельные тезисы я привожу ниже. Мой здравый смысл рыдает!
1. Не отказывайтесь от проекта под влиянием эмоций. Сценарий всегда можно поправить в лучшую сторону. Любые трудности – это катализатор именно Вашего творчества.
2. Сюжет будущего фильма в результате исправлений должен быть максимально прост, а фабула наоборот – оригинальна, с максимальным количеством неожиданных поворотов действия.
3. Не прислушивайтесь к разговорам за спиной. Интриги и болтовня – это элемент творческой тусовки, постоянно расстраивающий мозги. Мы сами лукавим в подобных ситуациях, но приходим домой и думаем противоположное сказанному.
4. Помните: в столицах кинематографа больше возможностей и меньше творческой свободы. В искусстве, как в армии, надо с суровым достоинством избегать любимое начальство!
5. Творческие периоды затворничества людям нужны даже в эпицентре урагана. Общаться в толпе труднее, чем оставаться одному, но в одиночестве не прославишься!
6. В самые трудные моменты жизни человек убегает домой. Родина кино – это литература, театр и живопись. Они всегда рядом!
7. Телевидение вобрало в себя самый лучший дешевый товар на ярмарке искусства. Но не ищите добро в этой лавке – новые идеи хранятся в музеях!
8. Формулу несчастья каждого человека составляют смертные грехи, излишества замечательных вещей и страх смерти.
9. Сокращенная формула счастья – это отсутствие жизненных планов и зависти.
10. Никогда не верьте, что «все будет хорошо», но каждый вечер повторяйте это выражение перед сном!

И главное – стих из Евангелия от Дьяка:
«Стучите лбом в дверь – и Вам откроют!»

2015 г.


Рецензии