На окраине кинематографа, маленькая лекция

Я постоянно пытаюсь говорить и переписываться с коллегами на профессиональном языке (пользуясь терминами и категориями творчества) и постоянно сталкиваюсь с взаимонепониманием.
Оказалось, что это достаточно старая и очень серьезная проблема! Она погубила несметное количество замечательных кинопроектов.
И вот почему!

1. Кино заказывают, как правило, малообразованные люди, ориентированные на прибыль. Они могут гордиться своими дипломами, но это всего лишь сделавшие карьеру бухгалтеры и администраторы, ставшие боссами.
2. Особенно раздражает проникновение в эту среду «крутых спецов», закончивших одноразовые курсы приезжих гениев из Голливуда. Они говорят и пишут в сценариях не слова «воспоминание» или «ретроспекция», а «флэшбек». Они выучили американские кинословари наизусть. Это у них я взял слово «тизер».
Главная их беда не в ненависти к советской киношколе и русскому языку, а в том, что, изучив закономерности кинопроизводства, они забыли об искусстве. Да, ремесло состоит из штампов, но творчество – это духовный труд изобретателей!
3. Всемирное развитие кинематографа в сторону художественных телесериалов почему-то образовало у нас волну чиновников от культуры, ставших вдруг «акционерами» кинорынка. Среди этих бюрократов количество подлецов и дураков просто зашкаливает! Что за странная эпидемия?!
4. Хронический кризис в России и удаленность от кинематографических столиц создают в среде наших кинематографистов такую конкуренцию, которая убивает в людях совесть и так снижает уровень самооценки, что творческую элиту страны до полусмерти искусали кабинетные клопы.
5. Набор «убивающих» кинопроект отзывов отечественной редактуры однообразен, как приметы четырех времен года:
а) сценарий не актуален, и потому не интересен;
б) плохие диалоги и неразвитые характеры;
в) тема не соответствует требованиям конкурса;
г) сегодня это никто не купит.
В конце разговора шепотом сообщается страшная тайна: на киностудии просто нет денег!
6. Сегодня руководители киностудии понимают свою несостоятельность и даже аморальность – отчетами и справками фильм не снимешь. Они ласково убалтывают редких творческих работников и стараются поддержать их «мертвые души» бессмысленной надеждой.
7. «Вглядись в зеркало!» – вот лозунг наступающего дня. Мы – часть великого восточно-европейского кино. Блокбастеры иностранцы умеют снимать лучше. Но надо помнить, что «крестным отцом» неореализма итальянцы упрямо называют Донского, а современные семейные американские фильмы – это самый наглый «соцреализм»… Поэтому не стоит комплексовать! Первые наши режиссеры – ученики Эйзенштейна!
8. Беда белорусского кино в том, что оно стало чиновничьим. Задумайтесь: сколько дурацких фильмов за последние четверть века запустило в производство именно министерство культуры? Сейчас отдел кинематографа в нем возглавляет бывший библиотекарь. Чтобы окончательно добить киношников, она даже готовит специальный указ!
Профессиональных опытных творческих киноработников (режиссеров-постановщиков, сценаристов и операторов-постановщиков) в республике с трудом наберется 25-30 человек. Полковников и генералов у нас на порядок больше. Как вы думаете, безработных среди них тоже 90 процентов?
9. Я не отношусь к тем людям, которые заочно выросли в Голливуде, но изучал и понимаю достоинства и недостатки американской системы кинопроизводства. Для США кино – главное идеологическое оружие. Его «боеголовки» – универсализм, высокий профессионализм и качество.
С таким «врагом» можно бороться только «партизанским» способом – живым искусством. Но чиновники его не создают, а «капризные» художники государству не нужны – их поголовно выгнали из штата киностудии, превратив оную в кинофабрику.
Новые белорусские фильмы нагло снимают россияне!
10. Финальное отступление. Кто-то из великих говорил, что каждая победа – это шаг к саморазрушению. Идеология любой загнивающей государственной системы требует дешевых зрелищ. Может быть, поэтому мы предпочитаем кинематографу хоккей и эстраду?

В общем, печально, но за киносценарий сегодня в Минкульте принимают низкосортные литературные черновики. Что такое сценарная заявка и зачем она нужна – не помнит никто, а синопсисы нынче авторы поголовно пишут едва ли не на туалетной бумаге, отдавая затем перепечатывать результат неграмотным выпускникам частных вузов.
Лишь предварительные сметы у нас еще умеют составлять! Видимо, потому что в отечественном кинопроизводстве плодотворно работают только экономисты!

2015 г.


Рецензии