Монолог счастливого неудачника, маленькая лекция

Существует ироническая фраза: «Профессионалы создают искусство, а неудачники учат других, как это правильно делать». Ирония в том, что в реальной жизни очень часто случается наоборот. 
Книги и статьи о теории искусства писали не только чересчур грамотные критики, но и Пушкин, и Чехов, и Эйзенштейн…
Жизнь в принципе состоит из одних неудачников – бессмертие существует лишь на бумаге, кинопленке и видео. И то – лишь теоретически!
Ученые знают, что количество гениев и кретинов (противоположные формы мутации) в обществе статистически одинаково. Я всего лишь талантливый человек, поэтому скромно отношу себя к творческим неудачникам, которые хотят поделиться своим профессиональным опытом.
Потому что когда-то работал учителем, и мне это нравилось.

Теперь я с трудом, но зарабатываю на жизнь искусством.
Вопрос первый: Что это такое?
Искусство – это один из способов познания окружающего мира. Другие способы – наука, вера и практическая деятельность (жизненный опыт).
Главная задача искусства – сделать видимым скрытый мир человеческой души. Другие цели – это развлечение, украшение действительности, воспитание человека и т. п. (всех не сосчитать, но главная одна!)

Как искусство этого добивается? Чаще всего оно использует врожденную способность человека сопереживать другим людям (мы – такие же общественные животные, как муравьи, только чуть-чуть умнее!). Способность представлять себя на месте другого человека – это инстинкт. Для большинства из нас красота и мораль (понятия условные, связанные со здоровьем и здравым смыслом) одинаковы!

Какие действия (искусственные события) в этом процессе самые важные?
1. Художник (творческий работник) должен обращать внимание зрителя (пользователя произведения искусства) на что-то необычное. При этом важно показать, что это явление (случай) закономерно (по законам жизни).
2. Творец и зритель при этом должны увидеть в обыкновенном что-то невероятное!
Это два конца одной «палки», которая называется произведением искусства. Хорошее произведение всегда удивляет (обманывает ожидания).

Это кажется сложным и противоречивым? На самом деле все сложное состоит из простого. Создавать искусство надо интуитивно – так же, как водить машину. Теоретические знания (правила и законы творчества) постепенно становятся внутренним содержимым (ремеслом) художника. Важно лишь не опускать руки, когда что-то не получается и постоянно радоваться мгновениям успеха.

Если мы рассуждаем о реализме или других жанрах в кино и сценариях, то нужно учиться рассказывать (писать и снимать) самые разные истории. Для этого просто необходимо понимать и пользоваться законами драматургии и теорией конфликта.

Законы драматургии (система построения рассказа) придумал Аристотель. На самом деле он «подсмотрел» ее в жизни, которая состоит из трех частей (актов): начала (ЗАВЯЗКИ сюжета), различных событий (ПЕРИПЕТИЙ), которые представляют собой неожиданные повороты сюжета (аналогия – «удары судьбы»), и финальной РАЗВЯЗКИ.
В этой системе в конце второго акта происходит главное событие – КУЛЬМИНАЦИЯ, в результате которой и наступает самый неожиданный финал.
Как бы мы ни «строили» свой рассказ без «трехактной» драматургии не обойтись! В идеале она незримо присутствует в каждой сцене (эпизоде) нашего произведения.
Подробнее об этом – в прилагаемой к лекции схеме сценария.

Конфликт – это «сердце» произведения, его «двигатель», определяющий все главные поступки действующих лиц. Тем не менее, в хорошем конфликте НЕЛЬЗЯ сделать правильный моральный выбор! К моменту кульминации герой просто обязан оказаться в безвыходном положении.

Как же так? Да очень просто! Вот вам пример.
Конкурент (антигерой) сделал так, чтобы на самой высокой скорости у машины положительного героя отказали тормоза.
В результате гонщику за рулем надо свернуть на развилке перекрестка. И тут перед ним встает выбор! На одной автотрассе по пешеходному переходу медленно идут пенсионеры, а вторую дорогу переходят маленькие дети. Кого-то обязательно собьешь! Хороший человек, наверное, скорее пожертвует стариками – думает зритель. Но в этот момент пожилые прохожие оборачиваются, и герой узнает в них собственных родителей!
В отчаянии гонщик погибает сам, врезавшись автомобилем в бетонную опору у начала перекрестка. Однако он, конечно, может и перепрыгнуть на машине маленьких детей, воспользовавшись (невидимым для зрителя) трамплином из «лежащего полицейского» – он же гонщик и чемпион (изначально обладает уникальной способностью)!
Таким образом выбор финала определяет жанр фильма.

Описанная выше ситуация – это кульминация конфликта между хорошим человеком и его конкурентом, способным на преступление ради спортивной победы.
В этой небольшой истории, кстати, один абзац представляет собой завязку, следующий – перипетии, а третий – развязку этой небольшой истории.
Обратите внимание и на «безвыходность» ситуации и отсутствие правильного морального выбора в кульминационной ситуации.
То есть, получается, что в искусстве безвыходных ситуаций нет, но зритель этот «выход» не должен угадать – развязка обязана поразить его воображение!

Дополнительные правила.
1. Старайтесь использовать конфликты, которые развиваются, растут и доходят до предела;
2. Не забывайте о правдоподобии конфликтов – честность всегда важнее привлекательности;
3. На все вопросы, которые мелькают в умах зрителей, надо успевать отвечать на экране;
4. Открытый финал – это тоже ответ, но зритель его должен додумать сам;
5. Каждый неожиданный поворот сюжета возникает из-за «непреодолимого» препятствия на пути главного героя к финалу;
6. Чем длиннее и увлекательнее история, тем больше в ней «безвыходных» ситуаций;
7. Непреодолимые препятствия и безвыходные ситуации – это одно и то же;
8. В каждой сюжетной линии имеется свой конфликт – сопутствующий главному конфликту фильма;
9. Главная сюжетная линия – это история изменения души (характера) главного героя, герои второго плана имеют собственные сюжетные линии;
10. Любите всех своих героев – и положительных и отрицательных!


Рецензии