Короткий метр, маленькая лекция

В кино – собственные эталоны. Даже метр в нем бывает полным и коротким. Сейчас все снимают на видео и цифру, поэтому продолжительность фильма стала называться хронометражем. Но в прошлом веке время (по-гречески – «хрон») в кинотеатрах считали метрами. Одна десятиминутная часть фильма (300 метров) помещалась в круглую плоскую алюминиевую коробку. Несколько таких коробок помещались в яуф (круглый ящик потолще – с ручкой для переноски), рассчитанный на 2500 метров стандартного полнометражного фильма. Короткометражным считалось кино менее 1600 метров. Сколько это минут? Считайте сами!

Первые игровые короткометражные курсовые работы с говорящими актерами будущие кинорежиссеры, как правило, снимают в конце 2 курса. Кто им перед этим пишет сценарии – не имеет значения. Но многие студенты самоуверенно ориентируется на собственные силы. При этом сочинять они обычно не умеют.
Настоящая лекция имеет практическую направленность. Это шпаргалка для недоразвитого у большинства правого полушария, отвечающего за образное мышление. Оно, кстати, иногда называется «женским»!

Представим, что…
В учебном задании вам предложили на предстоящих каникулах снять короткометражку, объемом до 3 минут, в которой вы должны проявить характер какого-нибудь человека. Это реальный вариант из учебной программы.
Признаюсь честно. Сейчас я буду работать по схеме, без предварительных раздумий и вдохновения, поэтому высокое качество сценария не гарантирую. Важнее объяснить (точнее – записать) процесс.

Итак, начинаем – по пунктам. У нас есть свободное лето, камера, задание и желание.
1. Создадим творческие ограничения для самих себя, потому что нельзя снимать кино где угодно, о ком угодно и ни о чем (или обо всем сразу)! Для этого зададим себе простые вопросы и, отвечая на них, запишем приходящие в голову ответы.
2. Три минуты – это слишком мало для «продвинутой» истории, в которой человек совершит несколько неожиданных, но оправданных глубоким «жизненным» конфликтом (мотивированных) поступков, раскрывающих его внутренний мир, называемый характером. Что мы вообще можем кому-то рассказать за пару минут? Разве что – анекдот!
Действительно, почему бы не придумать какую-нибудь миниатюру о человеке со странным характером?! Пусть жанр фильма будет комедией.
3. Сколько актеров мы можем себе позволить и где их удобнее снимать? Летом хочется за город, на дачу, поближе к озеру или реке… И такая возможность есть! Но как оплатить актерам ставки за съемочные дни (гонорар) и суточные (стоимость билетов и проживания)? С учетом поездки – это два-три дня минимум, а денег – всегда самим не хватает!
В общем, пока остановимся на двух человеках в кадре, которые встречаются где-то у реки.
4.Характер одного из них должен быть странным, чтобы это как-то заметить, заинтересовать зрителя (создать интригу) а потом показать на экране…
5. Стоп! Вспоминаем «три кита» смешного. Во-первых, это несоответствие содержания форме (необычность), во-вторых, это гэг (нелепость) и, в-третьих, это перевертыш (неожиданность)…
6. Включаем мозговой штурм, то есть фантазию! Природа. Солнечный день. Река. Два человека на берегу. Кем они могут быть?..
Рыбаками, отдыхающими на пляже, спасателем на воде, женщиной с косой… Почему с косой?
Баба с косой как пародия Смерти – это хорошо! Нужна какая-то нелепость в действии, чтобы зацепить характер… Чей?.. Ни одной мысли в голове!
7. Возвращаемся к исходным установкам: лето, речка, два человечка… Теперь пусть один из них будет рыбаком. Ну и что?  Где несоответствие, необычность происходящего, что-то внешне странное?
Представим картинку. А что, если он, скрестив руки на груди, держит удочку ногами?! Оригинально, но зачем? Хороший, кстати, вопрос. Это и есть интрига!
8. Думаем дальше: все-таки зачем он это делает? В голове что-то едва шевелится… Представим картинку шире. У нас же где-то рядом есть еще один человек. Пусть он и спросит чудака с удочкой, что тот делает?
9. Откуда этот любопытный может появиться? Просто зайдет в кадр или вылезет из речки? Мокрый человек в кадре выглядит интереснее. Короче, он вылезает из воды и спрашивает: «Зачем ты ловишь рыбу ногами?»
10. Важно не просто показать чудака, а сделать это с улыбкой! Если это паралитик, то вся история – ерунда. Над убогими смеяться грешно! Значит, парень должен быть здоровым. Нелепость какая-то! Но это нам и надо. Пусть он ответит нелогично, что-то типа: «Потому, что руки заняты».
11. Представляем картинку дальше. Крупный план: любопытный удивляется. Что еще он должен сделать?
12. Проверяем композицию. Завязка в том, что мы видим странного рыбака. В развитии сюжета появляется купальщик и спрашивает, что происходит? Маловато будет!.. Затем нужен какой-то поворот сюжета. А его и близко нет! «Руки заняты», – это, конечно, глупость…  Пока сгодится!
Что, если просто потянуть время и отвлечь внимание зрителя? Мы же не драму сочиняем! В миниатюре иногда достаточно сделать в кульминации просто перевертыш.
13. Продолжаем воображать картинку. Мужик удивляется, смотрит на скрещенные руки, на ноги с удочкой. Затем тупо поворачивается и уходит… метров на пять-десять. Но дальше идти он не может – любопытство не позволяет!
14. Значит, парень возвращается и снова обращается к рыбаку. Вежливо так, смущаясь: «Извините, пожалуйста, я что-то вас не понимаю… Почему это у вас руки заняты?»
(Перевертыш уже появляется в голове автора, как будто сам собой!)
15. Остается только продумать очередность кадров и записать комическую миниатюру в сценарном формате:

КРУТОЙ МУЖЧИНА
(киносценарий короткометражного фильма)

НАТ. У ВОДОЕМА – ДЕНЬ

В озере, громко плескаясь, плавает молодой парень (КУПАЛЬЩИК). В одну сторону он плывет брасом, обратно – кролем.

К берегу возвращается на спине.

Купальщик проходит несколько метров по песчаному пляжу и вдруг замечает сидящего на раскладном стульчике РЫБАКА в голубом тельнике, который, скрестив руки на груди, держит удочку пальцами босых ног.

Поскакав на одной ноге и вытряхнув из уха воду, парень подходит к рыбаку.

КУПАЛЬЩИК
(с улыбкой)
Здрась-те!.. Как это у вас получается – ногами?..

РЫБАК
(угрюмо)
Когда надо – всему научишься.

КУПАЛЬЩИК
Как это… почему?

РЫБАК
Потому что руки заняты!

Парень в плавках с удивлением глядит на скрещенные руки.

Затем он задумчиво поворачивается и идет в сторону оставленной на берегу одежды.

Метров через двадцать любопытство пересиливает – купальщик останавливается и бежит обратно.

КУПАЛЬЩИК
(к рыбаку)
Извините, пожалуйста!.. Но все-таки чем заняты ваши руки?

Мужчина в тельнике отбрасывает ногами удочку в сторону и встает.

РЫБАК
(тихо)
Слушай, пацан!.. Они меня едва удерживают – ты же, купаясь, всю рыбу мне разогнал!

Он достает из-под мышек здоровенные кулаки.

Замедленная съемка: молодой парень убегает по длинному пляжу (смех за кадром).

ПРИМЕЧАНИЕ
Юмор получился не очень? Ну, и ладно! В следующий раз напишете лучше. Надо лишь поймать за хвост творческое настроение.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Чтобы вышла хорошая курсовая работа, не обязательно снимать профессионалов. В учебных фильмах лучше использовать актеров массовки, студентов или знакомых. Невольно приобретается опыт работы с типажами.
Если все-таки не получается писать самому, то используйте рассказы классиков – Чехова, Аверченко, Тэффи, Зощенко… Но обязательно указывайте имена авторов. Плагиат – это смертный грех!

2015 г.


Рецензии