Идеология фильма, маленькая лекция

Режиссерская экспликация – это такая хитрая галиматья, которую впаривают чиновникам всех мастей, чтобы протолкнуть проект.
Искусство – вещь субъективная, творческая отсебятина. Каждый понимает идейность художественного произведения по-своему.
Важно знать под каким углом следует «правильно» смотреть на форму и содержание, фабулу и сюжет. А в этом деле главное уже не личность автора, его убеждения и жизненный опыт, а настроение продюсера,  состояние общественного сознания, восприимчивость и потребности зрителей.

Продюсер – это невероятная генетическая смесь организатора производства, бизнесмена и чиновника от искусства. Ни одна из этих профессий не предполагает творческого образования, поэтому кинорежиссеры оными становятся по очень сильной нужде, а сценаристы практически никогда.
Продюсирование фильма сродни охоте в тайге на дикого зверя ради хлеба насущного. Одинокий неопытный охотник всегда рискует заблудиться и пропасть. Но если он однажды выжил благодаря какому-то зверю, то всю оставшуюся жизнь будет искать похожие следы.
Убедить продюсера остросюжетных сериалов найти деньги на съемки психологической драмы,  по-моему, нельзя. Но можно постараться их обмануть. Дело в том, что большинство телевизионных продюсеров сценарии не читают.
Им достаточно поковыряться в теме. То есть, узнать, как она раскрывается. С ответа на этот вопрос и начинается «борьба за существование».

Дело в том, что тема произведения – это некое социальное явление или событие. Например, Гражданская война. А раскрывается она в столкновении характеров главных героев между собой, с враждебными обстоятельствами или с антигероем.
Но теория искусства всем главным продюсерам «до лампочки». На самом деле они желают знать лишь то,  как строится интрига – соответствует ли она заявленному жанру.

Креативные продюсеры (современные худруки) знают, что такое слоган, тизер, тэглайн, логлайн и трехактная композиция. Для вечных первокурсников напоминаю:
Слоган – это лозунг фильма;
Тизер – начальная «загадка», первый элемент интриги;
Тэглайн – это самый краткий анонс;
Логлайн – содержание в двух-трех предложениях;
Трехактная композиция – классическое построение произведения, согласно Аристотелю: с завязкой, перипетиями и развязкой.
Самые образованные из них даже знают, что такое антитеза – логическое противопоставление связанных между собой общим смыслом понятий, событий или вещей, основа конфликта.

Все вышесказанное есть «шапка» творческой заявки. В режиссерской экспликации лучше прописать главные художественные образы. Какой герой что олицетворяет.
Главное режиссерское решение определяет жанр фильма. В каком изобразительном стиле и ритме надо снимать кино.
В общем, режиссерская экспликация очень напоминает школьное сочинение на литературную тему. Только вместо цитат Белинского или Писарева приходится придумывать свои.
Иногда вместо режиссерской экспликации авторы пишут Заявку на производство, где дополнительно указывают хронометраж, жанр и аудиторию будущего фильма, а также самые краткие характеристики главных действующих лиц.
Очень полезно к такой заявке приложить более развернутые Описания характеров (жизнь за кадром) героев с вероятными кандидатами на роль.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Запомните следующее. Пусть лучше вашу работу контролируют по вашим же схемам!
Чаще всего «благие намерения» начальства во время съемок приводят к обратному эффекту. Пример:
Снимается документально-художественный видеофильм о музее. Картинка строится на основе самых современных технологий, а текст носит пояснительно-культурологический характер. Но тут появляется государственный идеолог и требует добавить в фильм кадры с Первым Лицом…
Авторы вынуждены «приклеить» к хорошему фильму материал инородного изобразительного плана и другого качества. В результате в подсознание зрителей забивается негатив. К чему или к кому на экране – легко догадаться.
Глупость восторжествовала!

2017 г.


Рецензии