Глупость как двигатель прогресса, маленькая лекция

Я часто вел себя, как дурак. Можно сказать: был дураком. Но это быстро проходило.
Люди, которые хорошо знают мой созерцательно иронический образ мыслей, легко прощают эти периоды умственного затмения. Но существует определенное количество человечества, которое меня презирает. Это нормально.
Глупость интеллекта подобна простуде, которую самовлюбленные дураки принимают за хроническую болезнь. В мире существуют деятели умственного труда, которые глупы от природы. Их творческие озарения неизлечимы. Почему?

Чтобы ответить на этот «простой» вопрос необходимо:
во-первых, понимать, что такое интеллект;
во-вторых, надо знать, что такое глупость;
в-третьих, нужно научиться оценивать себя как бы со стороны, то есть – укрощать гордыню и хотя бы, как скептик, но соглашаться с мнением отдельных оппонентов…

Я эту лекцию начинаю сочинять «под мухой», но обещаю сделать трезвые выводы. Поэтому сразу формулирую Основной закон развития сознания:
Только дурак со временем не изменяет свои основные жизненные принципы на абсолютно противоположные!
На этой фразе я останавливаюсь и ложусь спать. Утро вечера, как известно, мудренее!
Кстати, почему не «мудрее»?! Есть в этой пословице что-то заумное – «зрящее в корень» народной жизни!

Прочитав сказанное выше через день, я лишь слегка поправил литературный язык. Хмельные идеи иногда оказываются довольно здравыми.
Продолжаю рассуждать.

Интеллект в искусстве – это и жизненный опыт, и научное знание, и творческая начитанность и зрительская насмотренность, и развитый художественный вкус.
Глупость – это сдвиг сознания, при котором самолюбие звучит в неподходящих для этого условиях. Дурак – это состояние организма.
Виктор Тимофеевич Туров любил повторять фразу о том, что «в кино работают только придурки». Я с этим согласен. Слово «придурок» звучит гордо!
Нормальные существа лицедеями не становятся. Зачем делать профессией детскую игру и тупо развлекать окружающих?!

Это возможно лишь, когда глупость становится поступкам.
В девяти случаях из десяти судьба бьет обухом по затылку, но иногда происходит что-то странное, соответствующее поговорке «Дуракам везет!». Народная мудрость воплощается в жизнь – утро становится мудрее.

Сколько раз в истории кино молодые неопытные режиссеры брались за съемки очевидно провального проекта, и происходило чудо! Глупость восхищала здравый смысл.
Типичный пример – фильм Валерия Рубинчика «Венок сонетов».
Стихи Ахматовой дополнили образ сбежавшего на фронт музыканта из детского оркестра и спасли самый дохлый сценарий о войне, от которого отказались все режиссеры БССР.
Это был левый «комсомольский» заказ на внеплановый бюджет, поэтому его исполнение даже не контролировали. Таким образом, режиссура спасла художественный мир.
Когда партийные органы худсовета опомнились, было уже поздно – фильм получил главную комсомольскую награду СССР. А с вождями члены не спорят!

Так случается немыслимое. Статистика никогда не станет наукой естествознания. В начале успеха всегда лежит случай.

В молодости он происходит чаще. Я упустил удачу по крайней мере раз шесть: не сделал кинокопию курсовой работы и поэтому не участвовал в фестивале, доверил защиту собственного диплома педагогу-ассистенту творческой мастерской, отказался снимать два фильма по плохим сценариям, не переехал работать в Питер по приглашению телекомпании и отказался судиться с родной киностудией…
Моя гордыня – это карма, моя судьба и главная глупость!

Даже в зрелом возрасте я так и не научился давать нужным людям взятки, лебезить перед начальниками и воровать чужие идеи.
Хотя иногда очень хочется. Потому что это повсеместно называется развитым умом!
При этом я постоянно кривил душой, говорил не то, что думаю и даже работал с очень нехорошими людьми. В общем, постоянно валял дурака.
Вы хотите жить иначе? Вряд ли получится. Потому что глупость – это основной двигатель прогресса. И вот почему…

В природе работают лишь законы физики.
Каждому действию равно противодействие. Благодаря тупым ударам в стенку возникает энергия. Это относится как к электричеству, так и к искусству. Другое дело – насколько крепка Ваша голова и правильно ли Вы распределяете атакующий вес мозга.
Я часто повторяю: стучите башкой в Дверь, тогда ее рано или поздно откроют.

Мой друг и коллега нынче подсказал: расскажи студентам о глупости серьезных людей, которых ты знал. О директорах киностудии «Беларусьфильм», их маразмах и принципах. Авось, это кому-то пригодится.
Почему бы и нет?!

Директора киностудии (сегодня это кинофабрика под названием УП «Национальная киностудия «Беларусьфильм») представляют собой главных организаторов кинопроизводства. Их обязанности – не исчислимы, и это правда. Но ни один из них не в состоянии все их исполнять. Поэтому самые сложные проблемы всегда решают их заместители.
Тем не менее, управлять системой надо, поэтому Генеральный директор аккумулирует главные идеи, которые он чаще всего выражает в своих речах, выступая перед коллективом творческих работников, на совещаниях и телевидении.
Все это выражается в слоганах, которые я и хочу привести ниже.

Я пришел на «Беларусьфильм» в 1988-89 годах, когда директором был однофамилец Генерального секретаря КПСС – Владимир Ефимович Горбачев. Кинорежиссеры первого национального выпуска (1994 г.), по-моему, его будут вспоминать добрым слово до гроба!
Он нас очень любил. Мы все учились на базе киностудии.
Но одну его фразу я подслушал много раз: «Вы все равно не сделаете работу так, как надо, а отвечать мне!.. Поэтому делайте, что говорят художественные руководители!»
Худруком киностудии тогда был мой Мастер – Народный артист СССР Виктор Тимофеевич Туров, которого терпеть не могли такие же талантливые И. Добролюбов и В. Никифоров.

Юрий Николаевич Цветков в моей судьбе сыграл едва ли не главную роль. Но я на него не в обиде. Он пытался быть подлым, справедливым и честным одновременно.
Испортил мне жизнь, но пытался это исправить.
Его любимые фразы: «Я с вами самогонку не пил!», «Мне тут «творчества» не надо!» и «Мы все служим в государственной организации!»
Тем не менее, он не крал, когда воровали все его подчиненные. И поэтому на старости покупал вещи в магазинах подержанной одежды. Когда в пенсионном возрасте он стал Председателем белорусского союза кинематографистов, мне было стыдновато перед россиянами за то, как наш партийный лидер был одет.
Помню, Цветков говорил: «Надеюсь, кто-то еще помнит, что я режиссер?»
Я думаю: его мозги изменили творческой душе, но не продали ее, когда он стал чиновником. Бог ему судья!
Два фильма ставшего режиссером оператора Юрия Цветкова я ценю до сих пор.

С покойным Иваном Николаевичем Калинкой я подружился уже после его директорства. Но отлично помню его девиз: «Хорошее кино и дорогое производство возможны лишь при наличии современной съемочной техники!»
Как бывший начальник проявочного цеха он сделал его лучшим в СНГ. Лет пять мы зарабатывали после этого хорошие деньги на пленке, а потом «цифра» победила. Ненужными стали и супердорогие пленочные кинокамеры.
Иван Николаевич как директор впервые не занимался художественным кино как таковым. Он просто не разбирался в искусстве. Как и что снимать стали решать чиновники Минкульта!
Это при нем на «Беларусьфильме» работал Голлан Менахем – голливудский «крестный отец» Ван Дамма и Андрея Кончаловского.

Лукьянчиков Сергей Петрович заявил сразу: «Я знаю, как сделать людей счастливыми!» И начал он это великое дело с бывших коллег. У закодированных алкоголиков часто наступает так называемое «просветление».
При этом директоре по киностудии стали бродить милиционеры с собаками, а выпивающие режиссеры выпрыгивать из окна второго этажа. Эпоха всеобщего счастья не наступила. Директора сняли с должности – за самодурство.
Искусство вздохнуло от облегчения.

Эта фраза мне запомнилась на всю жизнь: «Я кинорежиссеров по собственным сценариям запускать не буду!»
Вячеслав Васильевич Шенько был чиновником от хвоста до хобота. На киностудию он спустился из министерства и ничего в киноискусстве не понимал.
Он жил Государственной Тайной и лишь тихо повторял: «Все узнаете на планерке!»
Он был первый (и, по-моему, единственный) директор творческой организации, который не здоровался при встрече в коридоре студии с режиссерами и сценаристами. Делал вид, что задумался и не замечает окружающих.
Я, грешным делом, думал, что этот человек просто близорук. Но, когда его сняли с должности и назначили консультантом нового директора, «близорукость» мгновенно исчезла и Вячеслав Васильевич стал кивать в ответ и даже протягивать руки!

Мой бывший педагог-ассистент Александр Васильевич Ефремов, став директором «Беларусьфильма», все свои мысли выражал грустной улыбкой.
«Давайте не завидовать друг другу!», «Любая проблема может подождать!» и «Я не хочу видеть этого человека на студии!» – главные его слова не только на мой взгляд.
Лучшее качество Ефремова – это способность вовремя убегать. Что он и сделал.

При Владимире Петровиче Заметалине киностудия на миг ожила. Для меня это странно, но понятно. Бывший человек Высшей Власти не испугался чинуш Минкульта и доверился творческим работникам.
Его идеи были понятны всем сотрудникам: «Киностудия должна снимать хорошее кино, а для этого нужны государственные субсидии, совместное с россиянами производство и полная модернизация цехов».
Владимир Петрович иногда глуповато доверял статистическому вкусу Художественного Совета киностудии, но жил собственными страстями, за что и пострадал.

Олег Игоревич Сильванович когда-то был нашим педагогом. Он читал лекции по Истории зарубежного кино. Хорошо читал.
Как руководитель киностудии – это самый молчаливый директор всех времен и народов. О чем он думал, что умного сказал и что полезного сделал – не знает никто!
Я на него обижен из-за работы и денег, поэтому не хочу поминать всуе!

Игоря Валентиновича Поршнева я узнал в эпоху Первичного накопления капитала. Не думаю, что с тех пор он сильно изменился.
Первые его фразы умеренно потрясают:
«Киностудия должна ориентироваться на Запад с Востоком!»
Попытка пошутить: «Все беды «Беларусьфильма», наверное, – оттого, что я уехал».
А сценарий фильма «Дотянуться до небес», оказывается, новый директор читал восемь лет назад. И это притом, что синопсис этого сериала еще год назад  назывался «Держись за облака», и последняя серия была написана лишь за месяц до этого высказывания директора!
Тем не менее, я надеюсь на лучшее, потому что надеяться нужно всегда.

Иногда создается впечатление, что начальники от искусства не имеют детей, которые когда-то будут читать воспоминания о своем родителе!
Хотя… Чиновники обычно – хорошие семьянины. Большинство из их потомков не умеет краснеть. Все равно – запомните:
Патологическое стремление к успеху или власти явно неразумно. Там – наверху – все человеческие недостатки и пороки гораздо заметнее!
Молодые люди, хорошо подумайте: зачем вам карабкаться на человеческую пирамиду? Глупость – все это!

2016 г.


Рецензии