Болезнь провинциального роста, маленькая лекция

Жизнь на окраине мирового кинематографа имеет положительные возможности. Марк Твен утверждал, что самые большие сплетни рождаются в самых маленьких городах. Слово «сплетни» легко заменить на слова «идеи» и «люди».
Как минский затворник, я страдаю неудовлетворенной гордыней. «Сон разума рождает чудовищ», но рано или поздно человек понимает, что они бессильны, и наступает просветление.

Беларусь – великая кинематографическая страна. В СССР наша киностудия считалась одной из лучших. За пределами республики нас любили. Внутри отечества мы казались себе пророками. И оказались, где следует.
Сегодня государство на киношников обижается. Тьфу на них!.. Мир изменился настолько, что искусство перестало быть… Пока – точка.
Киностудия – это творческие люди. Кинофабрика – это услуги кинопроизводства. Национальное кино возникает, существует и развивается в системе идеологии народа.
«Кто» же это такое?

Сегодня «народом» себя ощущает полуобразованное большинство обывателей. В Древнем Риме таких граждан называли плебеями. Чувствуете высокий «интеллект» слова?
С тех пор под Солнцем и Луной ничего не изменилось!
Слоган: «Я люблю свою страну!» придуман тысячи лет назад. Граждане Рима за эту любовь требовали бесплатного хлеба и дешевых зрелищ.
«Самое важнейшее из искусств» относится к разряду последних. Кстати, заканчивается эта знаменитая цитата Ленина меркантильной фразой о доходах государства в годы разрухи. Кинематограф надо было срочно национализировать!

Большинство современных продюсеров – это чиновники телевизионных каналов, перераспределяющие бюджетные и «нефтяные» дотации. Существуют также «денежные трубы» потоньше, но они лишь исполняют указания свыше.
В Беларуси нет частной прибыли от продажи природных ископаемых, поэтому кинематографом управляют исключительно «минИстрелы» – недоучившиеся поэты в министерских креслах, которые не понимают даже сроков кинопроизводства.
Я не осуждаю их – люди стараются работать, но «бродячий» образ жизни в системе не позволяет им стать государственными мудрецами.

Трагедия нашего кино заключается в том, что дешевые блокбастеры никого не интересуют, а серые белорусские сериалы бесследно растворяются в полууголовном беспределе российского кинорынка.
Редактура «Беларусьфильма» страдает от тоски и одиночества – слишком очевидны результаты многолетнего труда по поиску оригинальных сценариев. Они, конечно, есть, но… просто не нужны заказчикам современных фильмов!

Кто виноват и что делать? На первую часть вопроса политкорректного ответа нет. А на вторую – пожалуйста!
Надо упрямо снимать недорогой национальный кинопродукт, создавая внутреннюю конкуренцию между субсидируемыми государством творческими студиями – в том числе и особенно «Беларусьфильма»! Во главе НЕСКОЛЬКИХ студий которого должны быть уважаемые всеми художественные руководители, отвечающие должностью за качество фильмов. Как это было когда-то!
Мы же все сокращаем и сокращаем… Прикрываясь круговой порукой конкурса минкульта: «А как же?! Эти работы были лучшими! К тому же все они изначально прошли чиновничий мониторинг и продюсерский отбор!»

В Голливуде за государственные кредиты на кинопроизводство воюют частные компании, но у нас другое воспитание! Кинематограф США – элемент политического влияния мощной экономической империи.
В постсоветском пространстве кино – это культурная самозащита, составная менталитета, визитная карточка народа. Похожее понимание отечественного кинопроизводства свойственно большинству европейских стран – Испании, Швеции, Польше, Чехии и т. п. 
Окупаемость большинства национальных проектов в этих государствах стоит на втором месте – после художественной идентификации.
В подобных нам по количеству жителей Финляндии или Израиле люди хорошо осознают, что доходы от их кинематографа не реальны. Но даже в этих странах снимают до 15 художественных фильмов в год, не считая игровых телевизионных проектов!
Наше государство не обеднеет, если мы будем снимать 12 фильмов, из которых два или три «блокбастера» окупятся сразу, еще столько же просто хороших кинолент – лишь за несколько лет, а половина будет убыточными. Такая статистика знакома большинству лучших киностудий в мире.

Один из самых известных фильмов, прокат которого катастрофически провалился в 1941 году – это «Гражданин Кейн» 25-летнего Орсона Уэллса.
Вот уже 20 лет это кино занимает первое место в списке американских шедевров за всю историю кинематографа США!
Самое лучшее кинопроизведение «Беларусьфильма» по выбору кинокритиков на сегодняшний день – фильм Виктора Турова «Я родом из детства» по воле тех же критиков в свое время не получил ни одного приза.
Кстати, согласно международной статистике, экономическую удачу приносит лишь один из 18 фильмов, а приз кинофестиваля класса «А» получает тоже – один из 18 экономически успешных фильмов!
Таким образом, один шедевр в среднем приходится на 324 снятых киноленты. Что больше, чем количество фильмов, которыми владеет сестра-близнец «Ленфильма» – наша родная киностудия!
Вывод: у нас работали гениальные люди, раз заработали столько призов!

Существование на окраине киноискусства – это болезнь, от которой страдают многие талантливые люди, чьи лучшие годы пришлись на лихие и безработные девяностые. Но с тех пор минула эпоха детства и юности страны – мы выросли и облысели!
Современный экономический кризис – это лишь предлог для оправдания. В европейском государстве, где на культуру и искусство расходуется ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ! процент госбюджета. Что является абсолютным антирекордом мира.

Искусство не знает кризисов!
Итальянский неореализм возник в самые тяжелые и депрессивные послевоенные годы, потому что страна поддержала художников экрана вопреки марксистской логике вечно голодных революционеров. Яркое кинозрелище оказалось вкуснее политического хлеба!
Вот с кого надо брать пример.

2015 г.


Рецензии