Антисистема творческой мысли, маленькая лекция

Герои произведения живут в искусственной среде, поэтому их поступки часто определяют характеры, которых на улице не встретишь. В крутом боевике броня танка легко пробивается кулаком, и зрителям это нравится. 
Но что-то трещит и ломается в душе автора!
Соблюдая законы драматургии, творческая личность наблюдает их проявления в окружающем мире: завязка – это наша юность, затем следуют перипетии самостоятельной жизни, короткая кульминация счастья, успеха или кризиса в зрелые годы и, наконец, наступает мудрая старость…  Конец фильма.
Что же получается? Какая главная идея? О чем этот извечный сюжет?

Ответы – чуть позже, сначала порассуждаем о теории и практике творчества!
Искусство – это способ познания. Но каждая система знаний создает собственные термины, правила и штампы, ограничивая творческую фантазию. С годами работы возраст убивает восторженность художника.
Профессионалы всегда хуже любителей чувствуют прелесть нового. «Изобретатели велосипедов» – это вечный двигатель искусства. Но чаще всего они прорываются вперед лишь на границах новых технологий.

Гений в искусстве – явление повседневное и уникальное. На словах мы все таковые, а на деле – это тот первопроходец, за которым будущим талантам уже не угнаться. Народных артистов СНГ и лауреатов Нобелевских премий всегда больше, чем новых видов и жанров искусства.
Тем не менее, профессионалов, обладающих гениальным творческим разумом, в мире достаточно много!
Гениальность творца развивается, когда искусство становится страстью. Иногда, впрочем, люди при этом сходят с ума. В каждом творческом вузе следует повесить черную мраморную доску с фамилиями таких выпускников.

«Выходить из ума» – очень емкое семантическое выражение. Реальный конфликт наших полушарий в здоровых мозгах постоянно образует логические связи – антитезы. Фраза Декарта «Я думаю, значит, я живу!» – одна из них.
На самом деле это, вроде бы, логичное утверждение двусмысленно. Кретины, насекомые и растения тоже живут. Это жизнь создает наши мысли!
То есть, надо говорить: «Я живу, значит, я думаю!», что вообще почти бессмысленно из-за местоимения «я», означающего индивидуальную личность человека – эго.
Правильнее утверждать: «Живу, значит, чувствую!»
Круче всех думают люди, рожденные слепоглухонемыми. Они же никогда не слышали слов и не видели их значение. Даже «букву Я» они ощущают тактильно и мыслят запахами!

«Разорванное» мышление хорошо объясняет тот «испорченный телефон» нашего сознания, благодаря которому мы постоянно «не слышим» друг друга в живом общении. Посмотрите любое ток-шоу!
Когда человек выражает какую-то истину словами, часть антитезы куда-то испаряется. В лучшем случае правильная для нашего разума информация становится полуправдой. Полушария собеседника автоматически дополняют эту полуправду собственной логикой. Благодаря чему новая истина может отличаться от той, которую произнесли вслух.
Мы правильно воспринимаем и реагируем только на открытые чувства!
Поэтому они у большинства людей сильней разума. В страстной любви и в ярости человек не слышит рассудка!

Искусство изучает и обуздывает именно чувства. Похожим образом, изменяя наше сознание, действуют наркотики. Посмотрите, как выпившие приятели «понимают» друг друга, и как быстро они могут поссориться! 
Теперь оглянитесь в прошлое. Много трудовых подвигов и оригинальных интеллектуальных решений вы помните?
Наша память сохраняет только моменты ярких эмоциональных потрясений, связанных с любовью к близким, сексуальным влечением и – значительно реже – сильной обидой или страхом смерти.
Иногда мы вспоминаем удивительную красоту природы – например, когда впервые в жизни увидели море, или – ощущение теплого песка на деревенском пляже.
Яркая картинка детства и первый поцелуй запоминаются лучше пьяного разврата в прокуренной общаге. Хорошее в нашей памяти всегда занимает лучшее место!
Мы невольно идеализируем прошлое, даже если его стыдно вспоминать! Приемы искусства вырастают из нашего подсознания.

Пора вернуться к «трем китам» со знаком вопроса в конце фильма о нашей жизни.
1. Что же получается? Ответ: все мы смертны!
2. Можно ли сформулировать главную идею бытия? Конечно. Философских слоганов на эту тему предостаточно! Например:
а) Люди живут ради счастья;
б) Наша цель – коммунизм;
в) Мы страдаем ради спасения души и т. д.
3. О чем же рассказывает и чему учит «трехактный» сюжет человеческой жизни? Правильный ответ на этот вопрос зависит от качества финала.

Напоминаю. В искусстве существует 32 драматических ситуации, которые описывают все вероятные конфликты между людьми.
А вот разнообразие развязок… ограничено еще больше! То есть, финал – один на всех, но способов достижения катарсиса после кульминации зрелого возраста – только три:
1. Исполнение мечты – победа, успех, слава, месть, деньги и т. п.
2. Нереальная любовь (как общечеловеческая, семейная или сексуальная ценность).
3. Осознание вечной красоты жизни (бывает крутым и предсмертным!)

Трагический финал – не исключение. Самоубийство или гибель главного героя обычно ведут к награде и любви после смерти. Подвиг – это победа над собой. А вариант «побеждает добро» полностью соответствует третьему пункту.
Если же судьба человека абсолютно преступна – то это антигерой, так необходимый «положительному» большинству людей, и настоящая развязка происходит в каждом из нас – случайных зрителей его жизни!

РЕПЛИКА В КОНЦЕ
Придумаете свой финал – я буду спорить! И вряд ли вы меня убедите, потому что антитеза этого псевдонаучного конфликта у нас будет разная.

2015 г.


Рецензии
Ну вы и нахерчили сегодня текстов! Целый день, не разгибаясь? Зачем? Кто читать-то будет? Здесь ЧИТАТЕЛЕЙ нет. Здесь кругом одни ПИСАТЕЛИ. МОпассаны с джьжёоджьами и сандами.

Алексей Курганов   03.02.2017 21:07     Заявить о нарушении
А здесь удобно хранить написанное. Вдруг жесткий диск накроется?!

Александр Демьянков   05.02.2017 19:15   Заявить о нарушении
Замечательная мысль! Спасибо, Александр, за подсказку! Обязательно воспользуюсь! ТОлько одно НО: если будете предлагать тексты в журналы, то они ведь требуют эксклюзива.

Алексей Курганов   06.02.2017 08:56   Заявить о нарушении
Удалить, если кому-то надо, тоже не проблема. Многие сценаристы так регистрируют свои работы. Напечатал в электронном виде (происходит авторегистрация) и тут же удалил. Если потом - не дай бог! - понадобится погдтвердить сроки и авторство где-то на суде, заходишь к себе на страницу, восстанавливаешь удаленный файл (соответствующие кнопки находятся в меню "Мои произведения) и распечатываешь свидетельство о регистрации.
Просто и сердито.

Александр Демьянков   06.02.2017 21:26   Заявить о нарушении
А я и не сообразил. Спасибо за ещё одну подсказку. УСпехов!

Алексей Курганов   07.02.2017 04:42   Заявить о нарушении