1 Переселение

   Моя бабушка по отцу родилась в Витебской губернии в семье местных поляков в самом начале 20 века. Однако польского языка она не знала, и этому были свои причины. Девочка родилась сразу после крестьянских бунтов 1905 года. И ее безземельные родители через некоторое время после рождения дочери дали завербовать себя на переезд в Сибирь пронырливым комиссарам  министра царской России Столыпина. 

   Комиссары собрали с народа деньги на переезд, взамен обещали помощь в дороге:  продукты, коней и телеги, а также сопровождение обоза до земли обетованной на всём пути следования. Приободрённые таким участием, родители и другие безземельные крестьяне латгальских деревень снялись с места. Маленькую Нюшу, которой ко времени переселения едва исполнилось 4 годика, тоже снарядили в долгую дорогу. Подсобный отсек с торца «столыпинского» вагона  принял нехитрые пожитки переселенцев: своей скотины у многих не было, и взято было самое необходимое.  Мои польские предки погрузили скудный провиант на первое время, кое-какую одежду, топор, две лопаты, пилу, да семена из родных мест.
 
   Состав из десятка вагонов, ведомый самым скоростным по тогдашним меркам паровозом ОВ , в народе прозванный «овечкой», тронулся в Сибирь на поиски земли и лучшей доли. «Овечка» могла тащить состав с огромной по тем временам скоростью под 50 вёрст. Порой на некоторых участках Великой Сибирской железной дороги паровозные бригады останавливали поезд даже ночью, чтобы при свете факелов осмотреть машину, смазать дышловые подшипники или же просто для того чтобы "нагнать пар в котле". В таких случаях верхом скоростных достижений «овечки» становились 14-16 вёрст в час.
 
   Добраться выходцам из Витебской губернии предстояло до Каинска  Томской губернии, а потом двигаться дальше на север в старинное село Дорофеево  возникшее на пересечении Московского тракта с рекой Тартас ещё в 1727 году. А там уже как Богу будет угодно…


Рецензии