О Жизни, смерти и традициях

Сразу оговорюсь - я не сведуща в религии, церковных традициях и прочем. Я обычный человек, похоронивший уже нескольких своих самых близких людей. Не собираюсь ни с кем спорить, просто напишу, как это было, и что я сама думаю по этому поводу...
Начну с того, что в 2000 году у меня умерла мама. Полгода я пыталась её спасти, лежала с ней в 3х разных клиниках, насмотрелась всякого, почти забыла о себе и чуть не лишилась своей собственной семьи. Когда это произошло, по-видимому я испытала сильнейший шок. Я не плакала, делала все необходимое, но мама умерла в больнице, через 5 минут после смерти её забрали в морг, деловито обработали кровать, и застелили для новых пациентов. Два алкаша из соседней палаты все прорывались внутрь, обсуждая, как хорошо им будет в отдельной двухместной палате. У меня, видимо, натурально "поехала крыша", поскольку приехав в морг, я все сомневалась, что мать умерла, и мне казалось, что она просто спит и хороним мы её заживо. Тем не менее, поскольку мой отец наотрез отказался как-то помогать, мы с мужем сделали, все, что было необходимо, но я все рвалась, помню, везти маму домой, хоронить её из дома же. Мне невыносимо  хотелось с ней попрощаться, и я мечтала, чтобы она лежала у нас на даче. Отец, помню, на мои слова, что маму я привезу домой, и хоронить буду из дома, сказал - "Ноги её чтобы здесь не было!". Слова эти потом я вспоминала много лет, поругалась с ним окончательно и бесповоротно, он закрыл от меня и внучки и квартиру, а заодно и дачу. Только теперь, спустя много лет, похоронив из морга же и отца, утонувшего в ванной от инфаркта, и пережив любопытство соседей и подозрения милиции, а заодно и ещё один шок, я поняла, насколько это глупый и варварский обычай. Вот на днях у знакомых умер глава семьи. Дело произошло, как обычно это и бывает, ночью. Утром они едут забирать тело, ДВА дня труп лежит дома, приходят и гнусавят священники, рыдают "перелетные" тетушки, которые по первому зову бросаются на свадьбы, день рождения и поминки, слетаясь как стая кладбищенских ворон на хлеб и бесплатные зрелища. Люди живут с этим трупом практически как в мавзолее или филиале морга. Родня стенает: "На кого ж ты нас покинул?". Так ведь и пока еще здоровым осиротевшим родственникам откинуться недолго. И вся эта ездьба и разъезды с гробом по городу - то в морг, то домой, то на кладбище напоминает чудовищный треш. А потом поесть. И выпить непременно. А после этого - обязательные походы на кладбище всей семьей, особенно на Пасху. И выпить, и закусить, и поголосить. Мы ж иначе скорбеть не умеем. Без выпить - это прям не наше, не национальное. И памятники. Чем больше камень и дороже, тем лучше память. Сейчас, думая об этом, я понимаю - хорошо, что не дали мне свихнуться окончательно, рядом с телом мертвой матери, что непременно бы случилось, просиди я рядом с ней хотя бы ночь. Понимаю отца, который щадил свои нервы и свое сердце. Я вспоминаю родителей по-другому. Ровно под день их смерти и под Рождество, мне начинают снится мои мертвые близкие. Иду в церковь, заказываю службу с дочкой или с мужем, вспоминаем их, и становится легче...Не знаю, поможет ли это кому-нибудь, но мне помогли время, работа, дорога и забота о близких. Думать нужно о живых. И быть благодарными за то, что родные были рядом, и что они больше не мучаются. Вот и все. И лучший памятник человеку - добрая память о нем, если он оставил после себя таковую.


Рецензии
Тема конечно грустная. В моем возрасте тоже уже есть печальный опыт расставания с близкими. И конечно, жизненные наблюдения в разных странах о традициях похоронных. От постройки мавзолеев до скромных могил. Хотя действительно-лучший памятник человеку- память о его добрых делах.

Елена Чубинидзе-Малышева   04.02.2017 09:25     Заявить о нарушении