5 Каинск

   Уездный город Каинск располагался на Московском тракте в среднем течении реки Оми, при впадении в нее речки Каинки на месте бывшего военного укрепления Каинский Пас, служившего для защиты местных парабов от набегов калмыцких князей и киргиз-кайсацкого союза. Киргиз-кайсаки сами себя так не называли, так как представляли собой разные роды кочевников, которые в большинстве своём были обломками империи Тэмужина, более известного Европе как Чингиз-хан. От его имени, видимо, и стали местные кочевники звать киргизами (Чингиз – киргиз) разбойников, отделившихся от своего роду-племени. А кайсаками (казаками) их окрестили другие тюрки, которые держались своего роду-племени.

   Впоследствии город облюбовали безымянные ямщики, промышлявшие извозом между Омском в Томском, и Каинск стал  исправным перевалочным пунктом для  седоков, клади и товаров. Немало развитию города способствовала также то, что он был официально определен как место трудового воспитания евреев-контрабандистов, шаливших  на западных окраинах империи и высланных распоряжением правительства и по приговорам мирских обществ для сельской работы в Каинский уезд. Но превратить евреев в хлебопашцев не удалось: они не искали земель, где им водвориться, а обратились  к привычным занятиям, которые лучше чем почётный академик Петербургской АН Сергей Васильевич Максимов   не опишешь:
 
   "Придет он на каторгу нищ как Иов, бос, голоден и оборван; месяца через три-четыре при своей юркости, втерся в урочные работники: дровосеки, рудовозы, взял годовой урок, нанял за себя охотников из заводских крестьян, кончил их руками и своею суетней этот урок в неделю: сделался по закону на весь год свободным. Смотрят, у жида уже появился на руках из веков возлюбленный им инструмент – коробочка, на котором он играет умелыми руками так, что коробочка превращается в коробку, коробка в лавчонку и лавку. Прежний, совсем истрепанный еврей преобразуется уже в торговца, умеющего ублаготворять мылом, табаком, железом, чаем и омулями. Мыло варит сам понемножку, льет свечи, папиросы крутит. На омулях он обсчитал, железо у него ворованное из казны, чай он держит только контрабандный"
 
   Народ в обозе в большинстве своём был родом из-под Режицы, городка Витебской губернии, в котором половину жителей составляли евреи, сгрудившиеся возле черты оседлости поближе к Санкт-Петербургу. Именно поэтому переселенцев несильно удивила обстановка в Каинске, скорее показалась знакомой: кругом на базаре и в лавках царила торговая суета и толкотня. Еврейки зазывали в свои лавчонки, где торговали мелочёвкой, грудами тряпья и всякой рвани.  Евреи же, тряся пейсами, суетливо перебегали с места на место,  сбивались в кучки. Собравшись вместе сыны Авраама махали руками и фалдами сюртуков, крикливо маклыжничали , причём не на священном иврите, а на идиш, гораздо более приспособленном для комиссионной торговли товарами оптом и в розницу. Решив торговые вопросы, дельцы разбегались для того, чтобы собраться в другом месте...

   Потихоньку, благодаря сосланным евреям, Каинск в начале прошлого века сделался важным местом складирования пушного товара в Западной Сибири. Порой за сделки по купле пушнины  с отдалённых сибирских факторий и  продаже их на Лейпцигской ярмарке купцы имели неплохие барыши. Но чаще неуёмные шмули  имели хлопоты, получив по товарному обмену в хитроватой Европе вместо беличьих хвостов мелкую галантерею, с которой потом и носились по городам и весям Западной Сибири, сбывая мелочёвку (ситцы, плис, платки, пуговки да иголки) по лавкам и на ярмарках. Но не мытьём так катаньем иудеи своё имели, а особо честные и  десятину в синагогу не забывали несть…
 
   В Каинске останавливаться обозу не было надобности: всё необходимое было уже куплено вчера, - и телеги заскрипели дальше по накатанным купеческими обозами грунтовым улицам за реку Омь. Глазея на завершение строительства польского костёла, любопытный молодой комиссар спросил:

   -  А почему город Каинском называется?

   - Видишь, сколько здесь жидков? Всё потомки Каина. Читал в Палее  про Каина? Когда Каин убил Авеля и Бог его проклял, тот бежал-бежал и добежал до этих мест, мол, хуже уже нет, здесь и останусь жить, - схитрил старший, потешаясь над простодушием молодого.

   Молодой недоверчиво посмотрел на сотоварища:

   - Врешь, поди? Вона здесь и поляки есть…

   - А поляки тоже ссыльные, - ответил старший и заговорил потише, чтобы отец Нюши не расслышал, –и посацкие  ещё те, похуже жидов. Жулики, одним словом. Их сюда после польского мятежа  сослали. И пороли за жульничество долго и нещадно. Эшафот в Каинске почитай только года 4 назад как сняли…

   Надобно заметить, что в среде Каинских поляков были самые разные люди. Были гордые шляхтичи, которые тщательно скрывали своё дворянское происхождение, дабы не привлечь пристальное внимание охранки, и не быть обвинёнными напрасно в создании тайных обществ и воровских шаек, но были и такие поляки, которые действительно промышляли воровством. Неверным представляется и то, если мы сосредоточим внимание при всём их колорите только на евреях и поляках. 

   Через Каинск прошли многие ссыльные бунтари из тысяч схваченных под Царицыным крестьян самозванца Емельки Пугачёва.  Бывали известные декабристы, так толком и не определившиеся, зачем и почему они стояли на Сенатской площади. И тихие смутьяны петрашевцы, так и не дошедшие до «восстания и драки», оставили свой след в истории Каинска. Да и буйные террористы «Народной воли» не однажды брели по этапу , позвякивая кандалами на улицах города…
 
   В царское время Каинск достиг максимального расцвета именно в описываемое нами время, в 1909 году. По разным данным в городе проживали то ли 6246 горожан, не то 8352 жителя. В чём сходятся разные источники, так в том, что  четверть от общего числа были евреями. Половина населения не умели читать и писать, но уж если брались за спиртное, то пили вёдрами. Этому способствовала Каинская городская управа, которая отказалась ограничить число питейных заведений в городе, так как это было не выгодно виноторговцам. Более того, управа поощряла открытие новых трактиров на Базарной площади, хотя это было и запрещено законом. Тому были свои причины: самый доходный питейный дом на Базарной площади принадлежал семейству Поповых, поскольку их предок, Каинский купец 2-й гильдии Петр Васильевич Попов, знатный виноторговец, был в своё время председателем управы.
 
   Однако, благодаря скотоводству и промыслам в Барабинской степи многие жители не только пили, но и закусывали неплохо: ежедневно едали щи, карасей в сметане, пшеничные булки с молоком, и почти каждый день в хозяйских семьях бывало мясо, разве что  посты  были исключением…



Продолжение:
Начало:    


Рецензии