Одесский Дом Ученых

 
     Перелистывая пожелтевшие письма, я наткнулась на стихотворение маминой подруги Е.А.Данкевич.

Бывает хорошо
Увидеть тот квартал, тот дом,
Где молодость когда-то проходила,
Не с тем, чтоб сожалеть,
Что вышло всё не так,
Не потому, что вдруг
О прошлом загрустила -
- Нет, в гости к ним идёшь,
Как к старенькой родне,
Как к милой тётушке,
Пропахшей нафталином...
Заката луч скользит
По трещинам камней
И знаешь: будет жизнь
Невыносимо длинной,
Нанижется ещё
Кварталов и углов,
Встречь, улиц и разлук,
Душевных тяжких сдвигов,
А старость подошла -
И обернулся вдруг
Весь город каменной,
Залистанною книгой

     Для меня одним из таких домов в нашей родной Одессе является Дом Учёных, который не раз вплетался в канву моей жизни. Это прекрасный особняк на Сабанеевом мосту, первая встреча с которым произошла вскоре после освобождения Одессы от румынской оккупации, когда мне было лет семь. Жили мы бедно, но мама с бабушкой (отец с войны не вернулся) решили отдать меня в кружок ритмики, чтоб хоть как-то развивать своё ненаглядное дитятко. Так как мама была научным работником, то стали водить меня в Дом Учёных. На всю жизнь запомнила я красивый дом и прелестный садик, чудом сохранившиеся во время оккупации. Там нас помимо ритмики, учили игре на разных инструментах в шумовом оркестре. На праздничном концерте мы сыграли пару пьесок, а потом выплыли питомицы балерины Софьи Михайловны Рейнгард, которые в белых пачках исполнили танец из «Лебединого озера». Всё это происходило в Зелёном зале, бывшей картинной галерее графов Толстых.  Зрителями были родители и преподаватели.
      
    На следующий год меня водили в Дом Учёных в кружок «Умелые руки и рисование», которым руководила художница-портретист Циля Ефимовна Лукачер, у неё до революции была частная художественная школа. Там мы лепили, рисовали фантастических Жар-птиц, вазы с букетами и учились рисовать с натуры, причём конечной целью было изобразить Амурчика, скульптура которого красовалась в углу комнаты Дома Учёных. Честно говоря, Амурчик меня вовсе не интересовал, любила я рисовать цветы. Но этот кружок, к моему великому сожалению, я смогла посещать только год, так как денег на членские взносы не оказалось.
   
    Через двадцать лет, участвуя в выставке самодеятельных художников в музее Западного и Восточного искусства, я встретила Цилю Ефимовну и была потрясена не только тем, что она меня узнала, но ахнула, когда она вспомнила мои тогдашние детские работы.
   
      - Кто же знал, что у тебя такая тяга к природе, к животным и растениям!- сказала она.
      
     А я, будучи уже сама преподавателем,  подумала:

       - Вот что значит настоящий учитель!

     В четвёртом классе я увлеклась чтением, но книжек у нас не было: в оккупацию их или продали или обменяли на продукты. Мама брала их у друзей и знакомых, а потом вспомнила о прекрасной библиотеке Дома Учёных. Именно благодаря этому я узнала о Жюле Верне, Майн Риде, Оскаре Уальде и многих других писателях и поэтах.   
   
    Шли годы, я окончила школу, стала студенткой. И опять на моем пути появился Дом Учёных, благо посещать его могли не только члены, а и все желающие. Я не раз бывала там на выступлениях артистов, вспоминаю прекрасного чтеца Дмитрия Николаевича Журавлёва.  Вспоминаю своё потрясение, когда узнала, что некоторые видные учёные - прекрасные музыканты, они там изредка давали концерты или участвовали в оркестре. Некоторые были художниками и выставляли там свои картины.

    На праздники мы с друзьями вытанцовывали на вечерах в Зелёном зале и Ореховой гостиной. Но Белый зал мне открылся, когда я стала аспиранткой. Он совершенно очаровал меня своими венецианскими зеркалами, и лепниной. Мне казалось, что этот зал создан для вальса, который я танцевала в каком-то неземном состоянии.

    В аспирантуре я посещала научные конференции, проходившие в Доме Учёных, бывала на музыкальных концертах, выставках картин.

     Уже в зрелые годы мне стало худо с глазами, пришлось носить очки как для близи, так и для дали. В это время в Доме Учёных проводились занятия по улучшению зрения, я решила пойти на них. Занятия проводила экстрасенс, к великому сожалению, я не запомнила её фамилии, имени  и отчества.  Водили туда в основном детей, но это меня не смущало. Вместе с ними я делала физкультуру, медитировала, рисовала то, что видела в медитациях, соблюдала определённый режим питания. Почти месяц мы не должны были пользоваться очками, а когда я потом надела их, то оказалось, что надобность в очках для дали отпала. Лишь спустя два десятка лет мне пришлось опять прибегнуть к ним.

    В последние годы до распада Советского Союза были напечатаны в журнале «Москва» (№8, 1982 год) «Семь дней в Гималаях» Валентина Сидорова. Необычайно заинтересованные одесситы пригласили его прочесть лекции в Одессе. Это было началом увлечения Рерихами и Индией. Приезжал на отдых Анатолий Зубков, которого одесситы упросили рассказать о его пребывании в Индии, где он прошёл школу Хатха Йоги и получил звание йога высшей степени. Прошла выставка картин Н.К.Рериха и его сына С.Н.Рериха в Одесском художественном музее, попасть на которую можно было, лишь выстояв большую очередь.
    
    В начале перестройки в Одессе появилась литература о Блаватской, её труды, Агни Йога и другие ранее неведомые книги. Одесса забурлила, вскоре вышла книга философских взглядов Н.К.Рериха, было создано Одесское Рериховское общество и много кружков  эзотерического направления. Люди посещали заседания этих кружков, переходили из одного в другой. В дальнейшем был открыт Дом-музей Н.К.Рериха, который продолжает свою плодотворную деятельность и сейчас.
   
    Потом приехал академик А.Е.Акимов, его первая лекция была в Доме Учёных и мне посчастливилось побывать на ней. Зелёный зал, где это происходило, был переполнен учёными и просто интересующимися, в перерыве лектор не мог отдохнуть, так как его «атаковали» вопросами слушатели. Он рассказывал о торсионных полях, открытых физиком теоретиком Г.И.Шиповым, об их свойствах и возможном практическом применении. Его лекции пользовались огромным успехом, на них собиралось очень много людей. В дальнейшем он ещё не раз приезжал, выступая в Доме-музее Н.К.Рериха, Одесском медицинском институте и в других местах.
    
    В Доме Учёных я побывала на выставке картин художников международного проекта «Арт—туризм» и международного пленэра «Берег Овидия», поставивших цель запечатлеть заповедные уголки Одесщины и  Украины. Эти уголки предстали нашим глазам в своей первозданной, неповторимой красоте.
   
    А сколько нового  можно услышать на секции любителей книги! О совершенно неведомых писателях, поэтах, художниках и неизвестные факты о  великих людях.
    
    Как хорошо, что в Одессе «продолжает быть» этот замечательный Дом!


Рецензии