Женщина-солнце отрывок
Анна обычно провожала и встречала её в московском аэропорту. Но когда Таня возвращалась из Токио, встречать не приехала. На телефонный звонок ответила, что они увидятся завтра… у следователя. Почему у следователя?
… Тане пришлось опознавать Данилу в морге. Он скончался в больнице, не приходя в сознание.
Без сомнения, это был он. Но как же исхудал и состарился! Да еще весь в синяках и ссадинах. Кто ж его так? Живого места не оставили.
Пока следователь вводил её в курс дела, Аня, сидевшая рядом, склонив голову, безутешно плакала.
Согласно следствию оказалось, что Анна весь год, пока милиция тщетно разыскивала Данилу, встречалась с этим самым Данилой. Мало того, дружила с ним. Мало того, была его любовницей.
Анна дала свои показания. По её словам выходило, что Данила вовсе не собирался обворовывать Наталью Андреевну. Когда поезд задержали в Борисоглебске и к одному из вагонов подъехала скорая, он, ехавший в том же поезде, почуял недоброе и побежал посмотреть. Предчувствие его не обмануло: с сердечным приступом эвакуировали Наталью Андреевну. Он вызвался помочь, собрал её вещи. Чтобы не задавали лишних вопросов, представился роднёй. Сопровождал до больницы. Был уверен, что в больнице она вне опасности, врачи спасут. И тут, словно черт его дернул. Он припомнил свои обиды, вскипел против старухи, которая вечно его опережала. В клочья разодрал её грамоты и вместе с пожитками выкинул возле дороги в кусты: бомжи растащат.
Сначала радовался, что сумел отомстить ненавистной сопернице. Но недолго. Смерть Натальи Андреевны разбудила в нём совесть. И даже сострадание. Талант старой художницы, подобно фейерверку, вознесся высоко и вспыхнул ярко, чтобы тут же угаснуть. Поздно начала и рано закончила творческий путь Наталья Андреевна. Ушла, уступая место тем, кто моложе. Зачем было её так безжалостно толкать, когда она стояла на самом краешке… Почему самые правильные мысли всегда приходят с опозданием?! Вслед за глупейшими поступками.
***
Во время выставки в Москве к Наталье Андреевне наведывалась внучка по имени Анна. Девушка, при появлении которой даже самые развязные художники затихали и робели. Её прозвали Секстинской Мадонной. Конечно, не мог остаться равнодушным и Данила.
Уже после смерти Натальи Андреевны Данила и Анна случайно встретились на Крымской набережной, где московские живописцы имеют обыкновение продавать картины. Анна с подругой искала натюрморт кому-то в подарок. И тут заметила Данилу. Милиция давно разыскивала его по подозрению в грабеже, а он разгуливал себе, как ни в чем не бывало!
Данила вовсе не испугался, а даже обрадовался встрече, рассказал все начистоту. Поклялся Анне, что в ближайшие дни явится в милицию с повинной.
Художники заприметили её и стали наперебой уговаривать поработать моделью. Но она согласилась позировать только Даниле.
В назначенный день он усадил её на раскладной стульчик в отдаленном уголке парка, окружающего Дом Художника. Когда Анна уставала сидеть, Данила разрешал ей побродить вокруг. Погода стояла сухая и солнечная. Анна, как ребенок, наклонялась над буйно цветущими, пропахшими медом одуванчиками, разглядывала спешащих по неведомым делам разноцветных букашек, охотилась за бабочкой лимонницей… Данила добродушно посмеивался над её ребячеством. А через несколько дней пригласил в свою мастерскую посмотреть на результаты.
Он снимал помещение в полуподвале старого дома на Тверской.
Это была длинная, мрачная комната, которая одновременно служила ему мастерской и жилищем.
Картины, висящие на стенах и сложенные на полу, всякие рамки, банки. Старый обшарпанный стол, одинокий стул, в дальнем конце комнаты – железная кровать, похожая на больничную… Блеклый свет из косых окон за железными решетками, как в тюремной камере. Свисающая с потолка лампочка без абажура. Беспросветная нищета.
Но что это?!
Напротив лампочки сверкали на полках, подобно иконостасу, – книги в дорогих переплетах. Она подошла поближе: - Можно? - Взяла одну, полистала, любуясь яркими иллюстрациями, другую. Данила, стоя в сторонке, улыбался, не сводя с неё глаз, и рассказывал о художнике: эпоха, страна, стиль, особенности, сильные и слабые стороны, известные полотна…
-Ты знаешь всех художников наизусть?
- Только самых любимых.
- Сколько их здесь? Около сотни. И все любимые?
- Да.
- Ты и на английском читаешь?
- Немножко.
- Какие мы эрудиты, оказывается! А на вид – простачок.
Девушка окинула художника критическим взглядом: стоптанные кроссовки, старые джинсы, выцветшая рубашка из черно-серой шотландки…
- А ты не хочешь взглянуть на свой портрет?
Она не могла различить ничего кроме желто-оранжевых точек, черточек, звездочек, падающих растянутых капель, сыплющихся цветочных лепестков…
- Ну, и что? Где портрет? Сплошная абстракция.
- А ты отойди подальше.
Анна отступила назад и вдруг, как по волшебству, на картине появилась женская фигурка. Босая девушка в длинном, облегающем тоненькое тело платье, с цветочным венком на голове бежала к зрителю, рассыпая по земле цветы. Они прирастали, едва касаясь почвы. Все это поливалось золотым дождем. Девушка казалась такой счастливой и радостной! И нельзя было понять: солнце ли все позолотило или золотая девушка озаряла мир своим сиянием.
- Как здорово! Никогда не видела ничего подобного… Мало сказать – великолепно. Слов нет… Но где же тут я?
- Это ты. Такой я тебя вижу.
Анна повернулась к художнику, подошла ближе, взяла в руки его лицо, наклонила к себе, медленно и нежно поцеловала глаза, губы. Потом так же нежно поцеловала ему руки.
Железная кровать больше не казалась безобразной. Настороженность сменилась вожделением.
* * *
Свидетельство о публикации №217020300031