Ступени эволюции организмов, I

Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
       =============================================

Из трактата «Эволюция информационных систем»
Книги «Теория информационных систем»
----------------------------------

Рассмотрим коротко ступени эволюции организмов.
Эволюция организмов - это эволюция биологических информационных систем, выражающаяся в развитии материального и идеального миров индивидов (представителей видов), путем накопления у отдельных особей и в целом в природе, в материи все большего количества внутренней и внешней исчерпывающей информации.
Возрастание внутренней информации, располагаемой идеальным миром, соответствует возрастающей информированности организма о внешней среде. Возрастание внутренней информации в материальном мире организма - увеличению разнообразия и совершенствованию его органов. Практическое сравнение комплексов первого и второго у разных особей в конкретных граничных условиях окружающей среды определяет их шансы на выживание.

Уже одноклеточные обладают основными свойствами всего живого: раздражимостью и способностью проводить раздражение, возникшее в какой-либо точке их крохотного тела, на другие участки клетки. Простейший вид раздражимости - возбудимость элементарных организмов в ответ на воздействие температуры, света, звука или др. Раздражение возникает в ответ на вполне определенное воздействие среды, ограниченное конкретными пределами характеристик (например, температура в определенных пределах, за пределами - или смерть, или потеря чувствительности). Границы эти устанавливаются в зависимости от пределов прочности, выживаемости организма - сильные воздействия, а также значимости для него данного воздействия - слабые воздействия. Даже простейший организм узнает и реагирует на некоторые значимые для него воздействия. Это узнавание может быть результатом врожденных особенностей строения и передаваться механизмом наследственности, или же являться результатом появления определенного опыта, развившегося на базе врожденных возможностей в процессе жизнедеятельности. Такое закрепленное тем или иным образом (здесь не столь важно, каким именно) в организме понимание, узнавание, а значит, и запоминание, пусть даже весьма кратковременное, соответствует первопонятиям, первым кирпичикам идеального мира субъекта.
 Таким образом, идеальный мир организма (живого существа - индивида - субъекта - активной информационной системы) явился принципиально новым качеством, которое приобрела материя в процессе своего саморазвития.

Следующий шаг в развитии организмов - вырабатывание определенной ответной реакции на определенное раздражение. Простейшее взаимодействие организма со средой, начинающееся воздействием среды и заканчивающееся ответной реакцией организма.
Последовательность «воздействие» ---> «реакция», более подробно можно представить в виде следующей цепочки.

1. Воздействие среды на организм (материального мира на материальный, ММ -> ММ).
2. Отражение воздействия органом ощущений (преобразование объекта или явления материального мира в объект или связь идеального мира, ММ -> ИМ).
3. Поиск аналога нового объекта идеального мира среди уже имеющихся идеальных объектов, идентификация с существующим понятием воздействия или создание нового понятия воздействия (работа идеального мира, ИМ -> ИМ).
4. Вызов понятия ответной реакции, ассоциативно связанного в идеальном мире с установленным понятием воздействия (работа идеального мира, ИМ -> ИМ).
5. Раскрытие понятия ответной реакции в органах действия организма (преобразование идеального мира в материальный, ИМ -> ММ).
6. Воздействие организма на внешний материальный мир (ответная реакция материального мира на воздействие материальное, ММ -> ММ).

Здесь ММ - материальный мир, ИМ - идеальный мир.

Данная схема раскрывает элементарный процесс поведения индивида.

Важнейшее, качественно новое для объектов материи свойство раздражимости стало возможным при определенном количественном накоплении материей исчерпывающей структурной информации. Оно явилось предпосылкой развития у организмов: во-первых, органов ощущений, способных комплексно отражать объекты и воздействия среды; во-вторых, нервной системы - двусторонних каналов передачи информации; в-третьих, мозга - хранилища понятий и преобразователя отражений в понятия и, наоборот, программ действий, заложенных в других понятиях, в команды органам ответных реакций; и, в-четвертых, самих органов ответных реакций.
Для образования простейших понятий достаточно элементарных органов ощущений и простейшей нервной системы. А может быть, даже и их не нужно; ведь уже одноклеточная инфузория туфелька понимает и вполне конкретным образом реагирует на конкретные условия среды. Более того, она может даже вырабатывать на некоторое время устойчивые ответные реакции. В замечательной книге Б.Ф. Сергеева «Ступени эволюции интеллекта» приводятся очень интересные данные.

«Если инфузорию поместить в небольшой водоем, имеющий форму круга, глубиной не больше 1мм и диаметром 3-5мм, сначала она обычным образом будет петлять по сосуду, изредка натыкаясь на его стены. Однако, уже через 3-4 минуты поведение инфузории изменится: путь ее станет прямолинейным, и она будет двигаться без остановки, пока не ударится о стенку аквариума. Если сфотографировать путь инфузории, видно, что она «вписывает» в берега своего водоема почти правильный восьмиугольник. В квадратных аквариумах инфузория, немного покружившись, начинает вписывать квадрат, расположенный косо по отношению к стенкам аквариума. В пятиугольном сосуде крохотные «пловцы» вписывают пятиугольник, в шестиугольном - шестиугольник; в аквариуме, имеющем форму трапеции, их путь вписывает трапецию.
В других условиях инфузорию-туфельку помещали в столь уз кий капилляр, что она с трудом могла в нем протиснуться. Добравшись до одного из концов капилляра, туфелька старалась там повернуться. Процесс этот требовал от инфузории массы усилий и длился 4-5 мин. После нескольких десятков поворотов становилось заметно, что туфелька постепенно обучается выполнять трудный маневр. Через 10 - 12 часов пребывания в капилляре некоторые инфузории могли настолько усовершенствовать свои движения, что справлялись с поворотом всего за 1 - 2 сек.
Туфельки любят тепло, но избегают слишком высокой температуры. Если один конец капилляра, где находится инфузория, нагреть, то, попав в эту зону, она будет делать резкие беспорядочные движения, пока случайно не покинет опасное место. Продолжив опыт в течении нескольких часов, можно научить туфельку избегать неприятных воздействий, и ее движения станут упорядоченными. Заплыв в зону с повышенной температурой, она будет спокойно поворачиваться и уплывать на более прохладную территорию.»

Конечно, общее число понятий у туфельки весьма ограничено, невысока и их сложность структуры. Соответственно, прост и невелик идеальный мир туфельки, ее идеальная Вселенная, отражающая весьма ограниченное число параметров весьма малого участка материальной Вселенной.

Возьмем животных с высоким уровнем развития материального и идеального - млекопитающих. Понимают ли, скажем, собаки, что такое, например, «мясо»? Представляется очевидным, что собакам, по крайней мере, многим из них, известно это понятие, включающее в себя совокупность определенных общих качеств широкой, но конкретной группы материальных объектов. Может быть, они умеют даже передавать его друг другу каким-нибудь своим способом. А может быть, даже могут вырабатывать понятие «мяса» общее с человеком, своим хозяином, и время от времени общаться с ним, понимая друг друга именно в смысле того общего, что для обоих связано с мясом материальным. Можно, конечно, спорить, является ли «мясо» понятием для собаки, или «жарко» - понятием для инфузории; и имеет ли понятие «жарко» объективно нечто общее для инфузории, собаки и человека по отношению к действительным проявлениям материальной Вселенной. Спорить можно обо всем, даже, казалось бы, очевидном. Ясно, однако, что у собаки понятий в предложенном нами понимании этого термина много больше, чем у инфузории, понятия эти значительно выше по качеству и отвечают большему участку материальной Вселенной, нежели идеальный мир туфельки.

Я не собираюсь превозносить сообразительность туфелек, а хочу только отметить, что туфелька именно «понимает», где ей тепло, а где холодно, и что нужно делать, в той мере, насколько это в силах ее, чтобы не было слишком жарко. Понимает она и некоторые другие простейшие воздействия и как простейшим образом на них отвечать. Более ничего туфельки не понимают. Их внутренний идеальный мир ограничен возможностями организма, номенклатурой и диапазоном характеристик рецепторов восприятия окружающего материального мира и потенциалом ответных реакций. Аналитические возможности туфельки сводятся к подбору и кратковременному запоминанию оптимальных для нее вариантов возможных реакций на внешние воздействия. Однако, это именно аналитические возможности.
А собаки понимают, что такое есть «мясо», даже, если непосредственно не видят его и не ощущают по запаху. Как понимают они и многое другое. Хотя, конечно, не то же и не столько же, сколько может понимать человек или, наоборот, туфелька. Идеальный мир индивида, образуемый из понятий, ограничен строением организма, а именно - возможностями его органов ощущений, анализа и памяти, а также органов передвижения и других ответных реакций.

Чем выше разрешающая способность органов ощущений, шире круг воздействий среды, которые может выделять индивид, тем богаче его библиотека реакций, и тем большим общим количеством понятий он располагает, в том числе понятий все более сложных, все более полно отражающих объекты и явления мира материального.
На обыкновенном в обиходе понимании слова «понятие» я и строю свою концепцию понятия «понятие». Представляется нецелесообразным вводить здесь новый термин, запутывая читателя, как, увы, часто это делают некоторые авторы, тут же предлагая иностранное слово, как только им кажется, что они открыли что-нибудь новое. Хотя в своем же народе, может быть, уже тысячи лет существуют слова к давно определенным, тем же самым и даже более широким, обкатанным опытом десятков поколений, понятиям. Исконный народный смысл слов «понятие» и «понимание», как нельзя лучше, подходит к тому, о чем мыслю.
Я осознаю расхождение с «научной» трактовкой понятия «понятие», которая допускает их наличие только у человека. Наука вразумительно не объясняет, однако, откуда вдруг они у нас появились. С моей точки зрения, понятия человека - продукт длительной и непрерывной эволюции всей природы и даже - Вселенной, в том числе, неорганической.

Например, в марксистко-ленинской философии под «понятием» понимают одну из форм отражения мира на ступени познания, связанную с применением языка, форму обобщения предметов и явлений. Но разве туфельки не обобщают и не познают в своей мере? Понятием называют также мысль (?!), представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим признакам (См. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова, изд. пятое, М., Изд. Политической литературы, 1987, стр. 371.). Но понятие - это не мысль; мысль - осуществленная связь между понятиями. Мысль, действительно, свойственна в основном человеку. Но результатом связи между понятиями может быть и рефлекс. Он свойственен как человеку, так и животным. Понятие противопоставляется чувственным формам отражения. Но какие же бывают формы отражения еще?! Рациональные? - Но это не отражение уже, а анализ, оперирование с ранее отраженным и классифицированным.

Я считаю, что любое, самое сложное понятие, для составления которого действительно необходимы аналитические способности развитого ума, можно разложить на понятия более простые, а те, в свою очередь, - на понятия еще более простые, и так до понятий совсем простых, наипростейших, доступных и простым организмам, которые ими и располагают, единственно что - в меру наличия у них соответствующих элементарных органов ощущений.

Как хранятся понятия? Можно предположить, по аналогии с генами, участками молекул ДНК, передающими структурную информацию об общем строении организма и необходимейших процессах его жизнедеятельности, что отдельные клетки нервной системы, а в них свободные участки молекул ДНК (или другие молекулярные образования) хранят и передают информацию, но не по наследству, а в течение некоторого или всего периода жизни особи. Известно, что в хромосомах любого сложно организованного животного помимо десятков тысяч генов имеются также и длинные участки ДНК, которые не кодируют синтез каких-либо известных генных продуктов. При этом у каждого вида организмов ДНК характеризуется специфическим распределением и количественным молярным соотношением азотистых оснований. Все это дает практически неисчерпаемое разнообразие вариантов (1050 - 101000), в числовых выражениях значительно превышающих число атомов во Вселенной (См. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: Просвещение, 1988, стр.99). У каждого организма число свободных участков ДНК различно. Однако, скорее не оно, а возможности других органов ограничивают наличествующее число понятий.
В молекулярных образованьях могут храниться «следы», записанные в кодах программы задействования органов при тех или иных характерных воздействиях среды. При этом каждое понятие характерного воздействия (ряд фиксированных диапазонов характеристик) жестко связано (связывается) с одним из свободных молекулярных образований. Такое же однозначное соответствие получает и подбираемая ответная реакция. А вот связи между «воздействием» и «реакцией» и вообще связи между понятиями, также запоминаемые в молекулярных образованьях, могут быть и вариантными.
Таким образом, носителем идеального мира понятий может служить динамически организованная библиотека молекулярных образований, хранящаяся в нервных клетках организма, которую организм использует, пополняет и совершенствует в процессе своей жизнедеятельности в окружающей его среде.


Рецензии