Уатаянга. гл. 4 Откровение

начало: http://www.proza.ru/2017/02/03/477

4. Откровение

Позади стоял человек, с головы до ног закутанный в плащ. Лицо невозможно было разглядеть в тени капюшона. 
- Кто ты? - невольно сорвалось с губ Юнима.
- Для тебя важнее определить, кто ты, - послышалось в ответ.
- Я — человек из племени ашьев! - с гордостью проговорил Юним.
Незнакомец насмешливо сказал, указывая в сторону Городища:
- Там все человеки из рода ашьев. Чем ты отличаешься от них?
- Я сын вождя!
- Всякий мужчина чей-то сын. Это не твоя заслуга.

Юним вспомнил, что уже вряд ли станет вождём и растерялся. Как сын вождя он отличался от других только своим отношением к людям. Дед-вождь с малолетства учил, что правитель не может быть ровней простолюдину. «Человек либо командует, либо подчиняется. Третьего не дано, - учил дед. - Ты рождён, чтобы командовать. Все должны это чувствовать и понимать. Иначе за тобой никто не пойдёт». Юним всегда следовал наставлениям деда. Даже когда стал на уровень простолюдина. «Может, поэтому у меня нет друзей? - мелькнула догадка. - Я больше не сын вождя, а веду себя, как будто ничего не изменилось». Он вздохнул и сказал уже не так уверенно:
- Да, теперь я хуже, чем никто. Я — бывший. Нет, погоди! Я же служитель в Святилище.
- Кому служим? - насмешки в голосе незнакомца не убавилось. Это раздражало и лишало уверенности.
- Как это кому? Высшим конечно! Они помогают ашьям во всех делах.
- Например? Твоё племя процветает, люди довольны тем, что имеют?
- Ты смеёшься надо мной! - вскипел Юним. - Если у нас временные трудности, значит, Высшие за что-то наказывают нас. Надо искупить вину. Я стал служителем в Святилище, чтобы ежедневно умолять Высших смилостивиться над нами. Я ещё в родной Базайской степи мечтал о том, чтобы ашьи жили в мире и достатке.
- То есть, ты готов принести себя в жертву?
- Если надо — да!
- Кому надо?
Юним нахмурился.
- Не смей делать из меня дурака, - мрачно сказал он.
- Не сердись, мальчик. Ты должен понять, чего хочешь. Что значит быть самим собой. Это не просто. Поживи на Уатаянге без привычного окружения. Подумай. Попытайся лучше узнать этот мир.
- А если не захочу?
- Вспомни, что было с теми, кто вернулся в ваше поселение после пребывания в лесу.
Юним поёжился.
- Запомни — Высшие не принимают жертвы, Высшие посылают испытания. Всё остальное делают люди. Поступки формируют человека. Ничто из того, что ты делаешь, не проходит бесследно. Ни для тебя, ни для мира. Советую тебе, мальчик, думать о своих силах. Будь собой и твои мечты станут реальностью.
- Одна мечта уже сбылась, - сказал Юним, поворачиваясь к морю. - Самая несбыточная — я увидел море!
- Другие тоже сбудутся, если будешь следовать велению собственной души, а не влиянию фальшивых друзей.
Юним не понял, о чём говорит собеседник, обернулся и никого не увидел на площадке.
- Эй! - позвал мальчик. - Ты где?
На его голос снизу показалась лохматая голова Эца.
- Угу. Звал?
- Урух, - передразнил Юним. - Я здесь в плену? Буду жить на этой площадке?
Эц замахал руками, защебетал:
- Урух-урух! Что ты! Это священное место. Самое близкое к небесам. Угу. Это место Откровения!
- Откровения? - опешил Юним. - В каком смысле?
Эц вытаращил глаза:
- Юним ничего не видел и не слышал?
Юним замялся.
- Ну, был кто-то непонятный. Выглядел непонятно, говорил непонятно.
Эц облегчённо выдохнул:
- Угу! Это Юним не понял, а не он говорил. Когда поймёшь, всё будет по-другому. Главное — Нисхождение было. Угу. Не пренебрегай. 
- А кто это был?
Эц замотал головой.
- Урух, урух, - забормотал быстро-быстро. - Пойдём отсюда.

Юним не понял, чего Эц так суетится, но невольно подчинился. Они стали спускаться с площадки. Чем ниже, тем ощутимее силы вновь покидали Юнима.  Чтобы не поддаться наваливающейся слабости, Юним внимательнее смотрел под ноги и по сторонам: навесные плетёные домики словно гнёзда на толстых ветвях или прямо на стволах кутаяп. Юним конечно знал, что угурухи живут на деревьях, и до сих пор это казалось ему такой же дикостью, как и всё остальное, непохожее на то, как жили ашьи. А теперь вдруг стало понятно: благодаря такому местоположению лесные жители были защищены и от нападения диких зверей, и от частых разливов Оймы во время ливней. Внешние листья кутаяп не пропускали потоки воды к стволу, они, словно крыша, надёжно закрывали внутренние листочки, а также цветы и плоды дерева, постоянно цветущего и плодоносящего. Для угурухов эти деревья служили и домом, и кормушкой. К тому же все деревья в несколько ярусов опутаны переходами и мостками. От каждого дома-гнезда вела лесенка на подвесную тропу. Угурухов не сразу можно было различить среди листвы — местные жители были весьма неторопливы и к тому же сливались по цвету с окружающей средой: их волосы напоминали молодые побеги кутаяп, а цвет кожи – солнечные блики на листьях.

Эц подвёл Юнима к одному из плетёных жилищ.
- Пока здесь поживёшь, угу, - сказал, отводя взгляд.
- А где хозяин? - спросил Юним.
- Убит ашьями, угу, - нехотя ответил Эц.
Юниму расхотелось расспрашивать дальше.
- Я хочу побыть один, - сказал он. - Или ты и жить будешь со мной?
- Эц будет сопровождать Юнима первое время, угу. Научишься сам находить дорогу, скажешь. К тому времени встретишься с такими, как ты. Угу. Мой дом там, - Эц махнул рукой на гнездо на соседнем дереве. Зови, когда понадоблюсь.
Юним уставился на Эца.
- Постой. С кем я могу встретиться?
- С вашими, угу.
-  Разве кто-то остался в живых? - не поверил Юним.
Эц пожал плечами.
- Это ашьи убивают всех, не похожих на них, угу. А мы — урух!
- Я хочу увидеть кого-нибудь прямо сейчас! Что вы с ними сделали?
Угурух искоса посмотрел на Юнима и после длинной паузы ответил:
- Не думал, что Уатаянга может открыться для таких, как ты, урух. Тем более, когда вас много, угу. Но решать не мне, урух, не мне. Может и к лучшему, угу. Может ты лучше, чем кажешься. Ты увидишь своих, когда придёт время, угу. Отдыхай.
И ушёл в свой дом.

Юним забрался в отведённый ему плетёный домик и обнаружил там подвешенный к потолку гамак, приплетённую к стене корзинку с плодами кутаяп и висящий на сучке кувшин с водой. Мальчик взял крупный полупрозрачный плод цвета утренних облаков и уже открыл рот, чтобы надкусить тонкую кожицу, как внутри запоздало поднялось раздражение: «Эц ясно дал понять, что я плохой. Как посмел этот дикарь так разговаривать со мной! Я заставлю их уважать ашьев! Пусть даже погибну. Племя будет помнить меня, как своего самого великого героя. А эти дикари... пусть живут подальше от нас. Подумаешь — не понравился я ему!»
Почувствовав во рту сочную прохладную мякоть, ощутив непередаваемый вкус, Юним вдруг понял, что обманывает себя — что бы там ни было, ему был симпатичен этот туземец. Мысли потекли в другом направлении: «А почему я должен нравиться ему? Что я ему сделал хорошего? А он вытянул меня из воды. Отнёсся как к другу. Я даже не поблагодарил».
Сладкий сок потёк по подбородку и рукам. Вместе с неприятными ощущениями вернулись и подозрения: «Нет, всё же он не внушает доверия. Прикидывается чуть ли не другом. Я тоже так притворяться умею.Так я ему и поверил. Вождь и Верволш не могут ошибаться. Раз говорят, что за насыпью враги, значит, так оно и есть». Плод был доеден в несколько укусов, неуклюжие мысли путались. «И вообще, я знаю Эца всего ничего, а Урсуна и Адырчу всю жизнь. Почему я должен верить угуруху а не ашьям? Надо быть бдительным. Но — пока лучше не ссориться».
На этом сон окончательно сморил Юнима, и он так и заснул, перемазанный сладким ароматным соком.

продолжение: http://www.proza.ru/2017/02/03/995


Рецензии