Серая тайна

          Помню, когда я увидела его впервые. Я стояла у окна и наблюдала, как моя 9-летняя дочь Маринка перебегает дорогу и направляется к нашему подъезду. Все вроде было нормально – шапка на месте, куртка чистая, молния застегнута … Стоп! Застегнута только наполовину – на уровне груди виднелась маленькая серая рожица.
- Мама, Маришка кота тащит! – крикнула я маме на кухню и стала быстро-быстро думать, что же делать с этим фактом?
          Мне в детстве не разрешали приносить домой кошек и собак, хотя я неоднократно пыталась преодолеть это табу с помощью уговоров, истерик, обещаний. Но – тщетно. В воспитании детей мы обычно следуем проторенной дорожкой, повторяем опыт своих родителей. Я приготовилась задавить Маринку непрошибаемыми доводами и несгибаемым авторитетом. Прошло 5 минут, 10 … Маринки все не было …  Я вышла в коридор, там уже стояла мама и с сомнением смотрела на дверь. Вот, наконец, зазвенели ключи, и вошла Маринка. Одна.
- А где кот?
- Какой?
- Тот самый, из-за пазухи.
- Мамочка, я гуляла возле 26-го дома, а там дети из подвала вытащили котят, а Катька его заворачивала и разворачивала и в машинку засовывала, он уже почти не шевелится, они замучают его, я принесла его к нам, пусть он живет в нашем подвале, там же тоже кошки живут – вот! – выдохнула Маринка.
«Ну и хорошо, - подумала я, - вообще нет проблем. Хотя, сомнительно, чтобы местные коты его приняли».
              Вообще-то я собачница. Мне даже кажется, что в прежней жизни я была собакой. В детстве я целыми днями бегала с песиками на пустырях, страх перед ними был мне незнаком. Когда дети забрасывали мячик через заборы частных домов, всегда звали меня – я перелезала через любые ограждения и спокойно шла мимо цепных псов за мячиком. Бывало, и в будки к ним залезала. Не знаю почему – они никогда меня не то что не трогали, даже ни разу не зарычали.
              Был даже такой случай – я увидела на пустыре знакомую собачью компанию голов этак в 12-15. У них была «свадьба», и произошло склещивание у «молодых». Я, конечно, понятие не имела о смысле происходящего, но поняла, что у собачек проблема. Поэтому я битый час растаскивала их,  пока они не разъединились . Я осталась собой очень довольна. Что чувствовали собаки – не знаю, но ни одна из них не выказала своего неудовольствия.
              Как любая собака, я с сомнением смотрела на кошек, даже порою испытывала желание погонять полосатых-усатых. При всей своей любви к животным, кошек я не очень понимала, казались они мне заносчивыми и уж слишком горделивыми. Сомневалась я и в их искренности по отношению к человеку. Опять же эти бабки с окружением в двадцать кошек и соответствующим запахом основательно портили имидж своим питомцам. Короче, особого сочувствия к Маринкиному котенку я не испытала.
                После ужина дочка вышла вынести мусор. Вернулась расстроенная:
- Мамочка, там на лестнице наш котенок сидит, его, наверное, коты не пускают в подвал… Он такой голодный, можно его покормить ?
            В куске хлеба я никогда не отказывала братьям нашим меньшим, поэтому Маринке было выдано блюдечко с молоком и мелко нарезанная докторская колбаска. Долго она что-то не возвращалась, и я отправилась посмотреть – что там.
            Возле мусоропровода на корточках сидел мой ребенок, а рядом дымчато-серый котенок жадно заглатывал колбасу с газетки. У него была белая грудка и белые носочки на всех лапках. На вид ему было где-то 2-3 месяца. Котенок поднял головку и посмотрел на меня желтыми умными глазами. Пожевал немного и робко улыбнулся. Я раньше не видела, как кошки улыбаются. Мне понравилось отсутствие подобострастия и нищенской навязчивости. Котик вздохнул и стал лакать молоко.
            Мы вернулись в квартиру, но сердце уже было поражено. Через полчаса  выглянули на лестничную клетку. Котенок сидел возле нашей двери. Как он вычислил  квартиру – непонятно, видеть наш уход он не мог. Может, по запаху? Я сходила на балкон за мягкой тряпочкой, и мы перенесли малыша в наш «предбанник» на 2 квартиры – все же там и потеплее, и никто не пнет его.
            Выслушав мои доводы, бабушка задала резонный вопрос: «А куда он будет ходить в туалет?» Действительно – куда? Я принесла с балкона коробку. «Однако,- подумала я, - он же подвальный и понятия не имеет о пользовании «туалетом». Я поставила коробку на пол, а котик одобрительно мяукнул, забрался в нее и сделал все свои дела. «Ну и ну! - воскликнула Маринка, какой он сообразительный!» Котик самодовольно ухмыльнулся.
             Когда я на следующий день пришла с работы,  Маринка вместе с мамой мыли котенка в ванной. Тощий, мокрый, он цеплялся передними лапками за край ванны, тихо и жалобно мяукал, но терпел.
- Он такой блохастый, напустит нам насекомых в предбаннике!
- Ну все, - сказал муж, - раз помыли, теперь оставите…
           Так и вышло. Назвали его Кузя в честь большого черного кота моего брата.
           Поначалу я к нему никак не относилась. Ну так – Маринкина игрушка. Удивляло меня то, что он совершенно не боится людей. По сути-то дикий кот, родился в подвале, пострадал от детей в раннем детстве. Он должен был, по крайней мере, бояться людей. В действительности Кузька людей не боялся и даже очень любил. Когда приходили гости, он никогда не прятался, а предпочитал сидеть  в общей компании за праздничным столом, слушать разговоры и кивать. Мы надевали ему бабочку (у него их было много – и черная, и красная, и желтая) и он выглядел как маленький английский лорд.
           Специально мы его никак не воспитывали, но он выказывал какие-то  врожденные светские манеры. Конечно, он попрошайничал, но – как! Сидит такой ангелочек, смотрит на стол, на все эти яства, глотает слюнки, но молчит. Потом так тихохонько тянет к моей руке свою серую лапку и трижды мягко касается меня. Мягко, но как-то настойчиво, я так и жду вкрадчивого «Товарищ, пройдемте!» Я робею и даю ему все, что он хочет.
            Еще он очень быстро выучился «служить» - становится на задние лапки, передние вытягивает по струнке, подбородок поднят – ну просто стойкий оловянный солдатик. Когда в дом приносят цветы, Кузьма искренне считает, что это ему. Он радостно подбегает, нюхает, расшаркивается, потом как-то так по-голубиному воркует: «Ах, это мне? Ну что Вы, не стоило … Но мне так приятно, так приятно …»
            Кузя очень любит играть в футбол. Муж делал из фантиков мячик, бросал  коту и они начинали гонять его по коридору, довольно точно пасуя друг другу. Порою я просто видела вместо Кузьки маленького верткого футболиста, которым он наверняка был в прошлой жизни.
            Еще Кузя очень бережливый. Я догадываюсь - он считает все имущество в доме своим. Видели бы вы, как бережно он отодвигает мягкой лапкой тюль, чтобы запрыгнуть на подоконник. А как он нервничает, когда выносят вещи из квартиры, особенно если это делают чужие люди! Это крики, это метания ко мне и обратно, даже попытки перегородить дорогу. Зато когда вещи вносятся в дом – он не скрывает своей радости. Когда мы делали ремонт в ванной комнате и наконец-то установили ванну, я сразу набрала в нее воды и улеглась поблаженствовать после месяца «немытой» жизни. Двери еще не были установлены. Кот, до этого крутившийся под ногами, и счастливо поддакивавший, из дальнего конца коридора разбежался и сиганул прямо в ванну с водой и со мной в придачу. Визг, брызги, я выбросила мокрого кота, вылетела сама, сбежались все домашние, - суматоха, крики, толкотня – Кузя был абсолютно счастлив! Он с хохотом носился по квартире, время от времени отбивал мокрыми тощими лапками чечеточку и со скрежетом тормозил на поворотах.
              Особая история – это дачная Кузина жизнь. Правда, автомобиль он совершенно не выносит. Его укачивает. Страдает он безмерно. Его покидает внутреннее содержимое изо всех отверстий. Причем, ехать со скоростью свыше 80 км/час невозможно – Кузя начинает утробно выть, мы даже зачислили его в добровольные гаишники.
              Как только машина останавливается у ворот дачи,  мы выпускаем мокрого несчастного кота на волю,  он почти ползком добирается до травки и отъедается осокой. Потом входит в дом и бухается отсыпаться в Маринкиной комнате на втором этаже. Через час-полтора на крыльце сидит уже совсем другое животное – с масляными глазками, пушистой шерсткой и умильной улыбочкой. Кузя обходит свои шестисоточные владения, внимательно обнюхивает кустики и травинки, благожелательно наблюдает шмыгающих мимо его носа мышек и подчирикивает птичкам на веточках яблонь. Он счастлив!
              В молодые годы Кузенька охотился на мышей-полевок и маленьких кротиков. Как и положено добропорядочному домашнему коту, он приносил этих полумертвых несчастных в дом и там творил над ними кровавую расправу. Я не в состоянии это видеть. Невыносимо наблюдать, как после этих акций он аккуратненько моет свой кровожадный ротик и мягкие лапки убийцы. Домочадцы, и даже сердобольная Маринка, совершенно не разделяют моих страданий и даже восхищаются этим пухлым живодером! Но через час-другой я успокаиваюсь и забываю суровую правду жизни, беру Кузяку на ручки, чешу ему шейку и за ушком.
              Вот только когда он ненароком зевнет, не могу отвести взгляд от огромной розовой глотки, похожей в этот момент на разинутую пасть змеи. Наверное, так же таращились бандерлоги на зев Ка, когда он на них охотился.
              Чем старше становился Кузя, тем меньше энтузиазма он испытывал к охоте. Бывало, приносил в дом еле придушенных мышей, играл с ними и спокойно наблюдал, как они убегали от него в другие комнаты. Получалась какая-то белиберда – усилиями кота мыши переносились с участка в дом и там оставались на пмж!
              Частенько происходила и такая история. Со слов мужа, работавшего в саду: «Вижу - заходит Кузя в дом, через минуту раздается визг Лелика, потом выбегает из домика Лелик с совком, бежит к забору, возвращается в дом. Через пару минут все повторяется: заходит Кузя в дом, через минуту раздается визг Лелика, потом выбегает из домика Лелик с совком, бежит к забору, возвращается в дом». Когда это происходит в четвертый раз, любопытство берет верх, и муж идет смотреть, что же происходит.
              А происходит вот что: Кузя поймал мышку и принес ее на кухню, где выложил ее у моих ног. Это вызвало мой естественный женский визг. Далее я, чертыхаясь, сгребаю веником мышку на совок и выбрасываю ее у забора. Наблюдающий за этим Кузя подбирает выброшенную мышку, приносит ее в домик и опять выкладывает полудохлое существо к моим ногам. Все повторяется снова. Приходится признать за Кузей поразительную настойчивость в своих действиях. Думается – он победил, т.к. мужу пришлось унести мышку в лес и выбросить в овраг, в то время, как я отвлекала кота всякими угощеньями. Может это и было его целью ?..
              А еще Кузя – заядлый грибник. При всей его излишней разборчивости в еде грибной супчик на даче он очень даже уважает. С большим удовольствием он ходит и в лес по грибы. Большое уважение вызывает у меня то, с каким упорством этот маленький зверек бежит по кочкам, сучкам, перелазит через поваленные деревья, продирается сквозь кусты и бурелом и умудряется не отставать от своих. Он исправно откликается на «АУ» своим «МЯУ». Что удивительно :  если нас в лес отправилась большая компания, Кузя идет рядом с отставшим и особенно громко и часто орет свое «МЯУ!», призывая всех не бросать товарищей.
             Но, врать не буду, грибы в лесу он игнорирует. Вот всякие там птички, мышки, травинки – это да, тут он настоящий ученый-исследователь. И так он нагуляется, бывало, по лесу, что, дойдя до дома, - «бум-бум-бум» - протопает по лестнице наверх в свою/Маринкину комнату и спит до самого вечера без задних ног.
             Ну а вечером, как все порядочные коты, Кузя отправляется погулять. Далеко он не уходит, бродит вокруг нашего прудика. Пару раз туда навернулся. Некоторые (муж) даже считают, что его пыталась утащить в воду  нутрия – уж больно красив, чертяка! Но что уж он там делал на самом деле мы не знаем.
             Не знаем мы и способ, коим он колотит ночью в дверь, чтобы мы пустили его в дом. Поначалу мы очень пугались. Представьте, среди ночи раздается громкий глухой стук в дверь – будто огромный черный мужик долбит кованым солдатским сапогом в нашу хлипенькую входную дверь. Сонные, перепуганные мы стоим у входа, не решаясь сбросить крючок. А удары все ухают и ухают. И вот муж, вооружившись топором распахивает дверь и мы видим в свете фонаря пустое крыльцо… Мистика! Невозможно так быстро убежать! Холодок пробежал вдоль спины…
             И тут взгляд падает вниз – на пороге стоит маленький серенький котик с белой грудкой. Он обходит нашу оборонительную группу, трясет влажными лапками,  заскакивает на диван и устраивается спать. Муж обходит дозором домик на всякий случай - никого…
             Так происходит частенько. Теперь мы уже совершенно не пугаемся, а если это происходит при гостях, любим пошутить и рассказываем истории о «черном призраке», который ломится ночами к дачникам, а потом растворяется как дым, и только эхо разносит по лесу тяжелый стук его сапог.

                *    *    *    *

              Прошло уже много лет. Котик наш уже в солидном возрасте. Он старомоден. В своем сером сюртучке с белоснежной манишкой Кузя ассоциируется у меня с Иммануилом Кантом – такой же небольшого роста старичок, очень умный,  независимый и своевольный. Он так же быстро бежит по своим делам, покрикивая на незадачливых домашних. С  немецкой педантичностью он следит за порядком в доме – все должно быть во время - и приготовлено, и убрано, и постелено, и вынесено. С аккуратностью и тщательностью германца он наводит лоск в своем туалете и ни одна лишняя пушинка не остается на его костюме. Мне кажется даже блохи (а они изредка у него случаются) у Кузи всегда гладко выбриты и расчесаны на прямой пробор.
              На его выразительной физиономии можно прочитать такую гамму чувств, что диву даешься! Кузя любит сидеть с нами за столом во время ужина. Мы стараемся ему ничего не давать, не столько из воспитательных целей (где уж нам воспитывать самого Канта!), а скорее предвидя, что он все равно есть не будет и кусочки рыбы/мяса/курицы/хлеба так и останутся лежать длинным рядом на краю кухонного стола. Но видели бы вы это выражение (так и хочется сказать лица)- прищуренные глаза, полуприжатые уши, скошенный взгляд, насупленные бровки просто самым отчетливым образом говорят: « Да-да… едите… а мне – ничего, как всегда… Да-а, я давно уже догадываюсь, что я вам не родной… Ну хоть лапкой что ли дотянусь… О!О!О! Ай! Подумаешь! Нельзя! А тебе, значит, можно?!!» Нос кверху и, не оборачиваясь, гордый родственник  львов медленно удаляется к своим пяти (!!!) мискам с едой.
          Это теперь пожилой Кузя спит по утрам часов до 9-10. А вот раньше вставал он рано и считал своим долгом разбудить все семейство. С Маринкой было трудней всего – она накрывалась с головой и не реагировала на прыжки и хождения по телу. Впрочем, дело тут не в этом. Кузя вскоре понял, что будить ее нет смысла – она все равно не будет его кормить. Меня ему удавалось поднять после хватания вначале мягкими, а потом и когтистыми лапками за ноги.
          Но особую изворотливость Кузя проявлял при побудке мужа. Начинал он с ног. Потом – спина, руки – все, что поначалу высовывалось из-под одеяла. И вот, словно у черепахи при нападении, все конечности были втянуты под панцирь-одеяло, оставалась одна голова. И эта голова частенько сильно храпела. Тут применялось последнее средство – Кузя садился своей мохнатой попкой на хозяйское лицо, заглушая звуки и прекращая доступ воздуха. Дальше надо было только вовремя смыться – объект подскакивал как ошпаренный и подъем тем самым был успешно произведен.
              Вспоминается мне еще одна история с Кузей. Маринка была еще школьницей, и мужу выдали на работе новогодний подарок для нее. Мы все, включая Кузю, собрались в одной комнате, достали из черного пакета большую коробку с конфетами и занялись изучением ее содержимого.  Пакет оставался лежать на столе. Вы наверняка знаете о всепобеждающей тяге кошек упаковываться в мешки, коробки, чемоданы, сумки. Вот и Кузя не устоял перед пакетом, но ему не повезло – пакет лежал на самом краю стола, кот оступился и рухнул вниз. В воздухе ему на шею нацепилась ручка пакета. Мы услышали грохот падения и увидели как Кузя, словно ошпаренный, помчался по коридору, а за ним неотступно следовал и злобно шуршал пакет. И куда бы несчастный, до смерти перепуганный кот ни шарахался, жуткий пакет везде следовал за ним. Мы попадали со смеху, но когда кот завыл и обозначил траекторию метаний струйкой жидкости, стало понятно, что дело-то нешуточное. Прекратить мучения удалось только с помощью одеяла, прицельно накинутого на кота. Освобожденный Кузька долго потом дрожал и плакал… Полгода после этого случая он прятался, заслышав хищное шуршание пакетов.
            А я вспоминала, как в детстве смеялись мальчишки, наблюдая за беготней кота с привязанной с хвосту консервной банкой. Потом я узнала, что кошка не может остановится, пока у нее не разорвется сердце от усталости и ужаса. Как жестоки дети! Как жестоки люди, вырастающие из жестоких детей! Как необходимо нам чувство сострадания и любви к братьям нашим меньшим, оказавшимся в полной нашей власти! И сколько тепла, доброты, счастья мы получаем от них всего-то за понимание и заботу.
           Люди, любите животных!

P.S. 03 мая 2020 года нашего Кузеньки не стало... Было ему 16 лет.
Люди! Любите животных, пока они с нами! Их жизнь короче нашей. Возможно, так устроено, чтобы на их примере мы поняли, как важно успеть отдать свою любовь тем, кто нам дорог.


Рецензии
Я обожаю всех животных. Даже, на почтительном расстоянии, Ползунов Ясных!

Но коты у меня на особом счету. Очень их обожаю, понимаю и они меня тоже...

12 лет у меня жил просто необыкновенный котяра по имени Булыня ( Булка).Местами очень напоминает Вашего хитреца. В прошлом году ушел кот в небытие. Забыть не могу. Решили с женой - больше кота не брать. Такого не будет...

Хороший рассказ. С юмором( про котов иначе и не получится) , с горечью ( без нее не обходиться ) . И призыв верный.

Рекомендую к прочтению мою серию рассказов про Франтика. "Котенок Франтик " - первый рассказ серии.

С пониманием, Валерий.

Валерий Павлович Гаврилов   15.08.2019 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо от меня и моего Кузьки. Ему уже 15 лет. Старичок. Капризничает, упрямится, встает ни свет, ни заря и будет нас, чтобы кормили или просто так составили ему компанию. Вечером орет, чтобы постелили ему постель мою или мужа, так он спать не желает. Прощаем ему все как любимому ребенку. Пожалуй единственный раз в жизни, благодаря Кузе, я изменила своим детским идеалам - превратилась из собачницы в кошатницу. Отправляюсь читать про Франтика :)

С благодарностью,

Ольга Горбач   15.08.2019 18:31   Заявить о нарушении
Коты и кошки очень разные. И важно, чтобы характеры подошли. Тогда обеспечена идилия.

С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   15.08.2019 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.