Часть 4. Некоторые аспекты рабства
За убогую пайку, не позволяющую рабам совсем протянуть ноги.
Такое представление, видимо, не лишено оснований и мы его оспаривать не будем.
При республике, в целом, – наверное, так оно и было.
Вскользь замечу здесь только, что твердокаменный республиканец Марк Порций Катон в своем трактате о земледелии (DE AGRI CULTURA) пишет: «Рабам не должно житься плохо: пусть не мерзнут и не голодают...
За хорошую работу (управляющий) пусть благодарит (рабов)».
Что характерно, отпущенные на волю рабы - включались в состав римских граждан. Правда, по закону, эти новоиспеченные граждане не могли занимать общественных должностей и служить в армии. Что касается их потомков, то они, судя по всему, уже были избавлены от этого «временнОго ценза» и ничем не отличались от прочих граждан.
Нас же интересуют те аспекты рабства, которые ярко проявились в эпоху Империи.
В имперскую эпоху, довольно долго, - власть принцепсов представляла собой, как бы некую пристройку к Республике.
Принцепс правил государством, формально оставаясь обычным римским гражданином, только облеченным некими ординарными и экстраординарными полномочиями (в соответствии с принятыми на себя республиканскими должностями).
Однако для реального управления государством, которое к этому времени охватывало практически все средиземноморье, - принцепсам нужны были управленцы-исполнители, причем исполнители, способные решать вопросы оперативно, без всяких согласований и отчетов в сенатских комитетах и комиссиях.
И ответственные непосредственно перед принцепсом.
Таких исполнителей принцепс мог найти только в своей «фамилии».
Римская «фамилия» - это все чада и домочадцы, включая домашних рабов и рабов, отпущенных на волю (вольноотпущенников).
Так, наряду с республиканскими институтами власти, которые никто не отменял, - начали появляться институты имперские.
И если республиканские магистратуры (постепенно терявшие свое значение), обычно занимали представители римского нобилитета, то реальное управление важнейшими делами государства начало переходить в руки доверенных людей принцепса, как правило, принадлежащих к его «фамилии».
Т.е. отпущенных на волю рабов.
Как пример, можно привести вольноотпущенников – Палланта и Нарцисса.
Первый занимал должность (говоря современным языком), - министра финансов, а второй – главы администрации при принцепсе Клавдии (про последнего, кстати, Светоний пишет, что он во время своего принципата так и не принял звание Императора)
* Лирическое отступление
Теперь давайте слегка коснемся того, ради чего я и затеял всю эту байду с «Запискам о римской истории».
Совершенно случайно посмотрел я фильм Д.Л.Полидоро, снятый по мотивам «Сатирикона» (ссылка в "Дополнениях").
Вот я и подумал: чтобы адекватно воспринимать то, что в этом фильме показывают, нужно, более-менее, представлять себе исторический фон.
Написан ли «Сатирикон» действительно Петронием Арбитром в эпоху ранней Империи, или это фальсификация эпохи Возрождения – судить не берусь.
* Конец лирического отступления.
А теперь пара цитат из «Сатирикона» (из которых можно вынести некоторое представления о рабстве и рабах в эту эпоху):
Энколпий, человек Без Определенного Места Жительства и Занятий (по нашему - БОМЖиЗ), приглашенный на ужин к бывшему рабу – богатею Трималхиону:
«... Я же, оправившись от падения, не поленился пройти вдоль всей стены. На ней был нарисован невольничий рынок с вывесками, и сам Трималхион, еще кудрявый, с кадуцеем в руках, ведомый Минервой, вступал в Рим. Все передал своей кистью добросовестный художник и объяснил надписями: и как Трималхион учился счетоводству, и как сделался рабом-казначеем. В конце портика Меркурий, подняв Трималхиона за подбородок, возносил его на высокую трибуну. Тут же была и Фортуна с рогом изобилия, и три Парки, прядущие золотую нить»
Один из гостей на ужине у Трималхиона:
«... Ты - римский всадник? Ну, так я - царский сын. Ты, пожалуй, спросишь: Почему же ты стал рабом?
- Потому что САМ ДОБРОВОЛЬНО ПОШЕЛ В РАБСТВО, ПРЕДПОЧИТАЯ СО ВРЕМЕНЕМ СДЕЛАТЬСЯ РИМСКИМ ГРАЖДАНИНОМ, ЧЕМ ВЕЧНО ПЛАТИТЬ ПОДАТЬ. А теперь я так живу, что меня никто не засмеет. Человеком стал, не хуже людей. С открытой головой хожу. Никому медного асса не должен; под судом никогда не бывал. Никто мне на форуме не скажет: «Отдай, что должен!» Землицы купил и деньжат накопил, двадцать ртов кормлю, не считая собаки. Сожительницу свою выкупил, чтобы никто у нее за пазухой рук не вытирал. За свой выкуп я тысячу денариев заплатил. Севиром (жрец культа Императора) меня даром сделали. Коли помру, так в гробу, надеюсь, мне краснеть будет не от чего.
Сорок лет я был рабом, но никто не мог узнать, раб я или свободный. Длинноволосым мальчиком прибыл я сюда: тогда базилика еще не была построена. Однако я старался во всем угождать хозяину, человеку почтенному и уважаемому, чей ноготь стоил дороже, чем ты весь. Были в доме такие люди, что мне хотели то тут, то там ножку подставить. Но - спасибо гению моего господина! - я вышел сух из воды. Вот это настоящая награда за победу! А родиться свободным так же легко, как сказать: «Пойди сюда».
Ну, чего ты на меня уставился, как коза на горох?»
Трималхион обращается к рабам:
«... - Филаргир и Карион, хоть ты и завзятый «зеленый», позволяю вам возлечь (на ложе, т.е. присоединиться к пирующим).
И сожительнице твоей Менофиле скажи, чтобы она тоже возлегла.
Чего еще больше? Челядь переполнила триклиний, так что нас едва не сбросили с ложа. Я узнал повара, который из свиньи гуся делал: он возлег выше меня, и от него разило подливкой и приправами. Не довольствуясь тем, что его за стол посадили, он принялся передразнивать трагика Эфеса и все время подзадоривал своего господина биться об заклад, утверждая, что зеленые на ближайших играх удержат за собой пальму первенства.
... Друзья, - сказал восхищенный этим безобразием Трималхион,- и рабы - люди: одним с нами молоком вскормлены и не виноваты они, что участь их горька. Однако, по моей милости, скоро все напьются вольной воды. Я их всех в завещании своем на свободу отпускаю. Филаргиру, кроме того, завещаю его сожительницу и поместьице. Кариону - домик, и двадесятину, и кровать с постелью. Фортунату же делаю главной наследницей и поручаю ее всем друзьям моим.
Все это я сейчас объявляю затем, чтобы челядь меня уже теперь любила так же, как будет любить, когда я умру».
Предыдущая Часть 3. Явление Империи: http://www.proza.ru/2017/01/24/1644
Продолжение: Часть 5. Первые шаги Империи: http://www.proza.ru/2017/04/02/1178
Свидетельство о публикации №217020401415
Владимир Островитянин 01.02.2021 20:44 Заявить о нарушении
Чей прагматизм? Кто и что просчитывал?
Впрочем, спасибо Вам за внимание к моим текстам.
С уважением,
Кузьма Калабашкин 02.02.2021 12:48 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 02.02.2021 15:23 Заявить о нарушении