Американский жареный петух, маленькая лекция

Многие молодые киноманы убеждены, что монтаж, хэппи-энд и саспенс изобретены в Голливуде. Эти трое якобы носят фамилии Гриффит, Чаплин и Хичкок.
Не правда – у всех этих изобретений есть европейские «однофамильцы». Северные американцы – самая криминогенная нация в кинематографе!
Лишь одно творческое блюдо они придумали самостоятельно – это принцип «слоеного пирога». Попробуем его – по кусочкам!
Но в начале надкусим целиком. Для первобытного кинозрителя этот вкус ассоциируется с выражением: «Клюнул в … жареный гусь!»
А как иначе выразить невыразимое?

Короче. В Голливуде запатентовали все технические изобретения великого оператора Москвина, при этом ни разу не указав его фамилии, но забыли про… «американского жареного петуха» – пирог с индейкой.
Произошло это, потому что великую идею присвоить нельзя – она возникает и растет сама по себе. Слишком большим – приходится делиться!

Каждый автор, творящий по законам драматургии, стремится создать бестселлер. Крутая прибыль – главный творческий показатель современного кинодомино. Каким бы талантливым искусство ни было, ему нужен потребитель.
Продюсеры и прокатчики – это люди толпы. Они эксплуатируют интересы массового зрителя, который представляет собой сексуально озабоченного «гермафродита» от 15 до 25 лет. Потому что подростки и недоросли – это основные клиенты кинотеатров.
В телевидении наоборот – главный зритель носит помятую юбку и склонен к облысению. Это пенсионеры, дети и домохозяйки.

Как снять фильм, который бы смотрели всей семьей и в кинотеатре, и по телевизору? Этот вопрос – очень древний. Его прообраз возник в эпоху наскальных рисунков.
Ответ на него нашли самые беспринципные люди человечества – независимые кинорежиссеры.
Когда-то такие существовали, но вымерли!
В борьбе за существование они скрывали свои гениальные амбиции и работали в популярных жанрах. Но талант, как известно, не пропьешь – мозговые извилины прорастали на экране сокрытым от непосвященных смыслом.
Испокон веков настоящее искусство созревает в художественных образах и говорит эзоповым языком. Хотя…
Ненастоящего искусства, наверное, все-таки не бывает!

Продолжаем. Так случилось первое расслоение кинопродукта. Начиналось это везде – особенно в Европе. Но только американцы сделали правильный вывод: самый лучший домашний торт называется «Наполеон»!
После этого кино и пошло, и поехало.
Оказывается, простая увлекательная история может быть интересна всем – и клиническим кретинам, и языковедам шумерской письменности. Для этого юный онанист и столетний аксакал в одном и том же фильме должны увидеть разные (желанные) образы.

О том, как это сделать, хочется рассуждать до бесконечности – в современных учебниках киноискусства страниц больше, чем в Библии!
Но общие правила туманны и просты:
1. Всех зрителей интересует секс, насилие и красивая жизнь;
2. В одном фильме не должно быть более 3 (максимум – 5) сюжетных линий;
3. Чем больше действия и поворотов сюжета, тем лучше фильм;
4. Чем длиннее диалоги, тем меньше зрителей;
5. Чем быстрее ритм, тем острее внимание;
6. Чем громче и возвышеннее музыка, тем больше слез;
7. Чем больше юмора, тем лучше во всех отношениях (только обязательно надо делать паузы и давать зрителю время посмеяться);
8. Около трети зрителей не имеют чувства юмора, но с удовольствием любуется яркой картинкой;
9. Чем умнее и глубже содержание фильма, тем больше свободных мест в зале;
10. В «слоеном пироге» горчица не должна находиться рядом со сгущенным молоком!
11. А вот мед с перцем легко перемешиваются;
12. Кинопироги бывают мясные, овощные и сладкие.

Запомните! Горчица с медом в одном фильме – это гарантированный провал, но в будущем обязательно появятся извращенцы, которые назовут эту смесь шедевром.
Такова жизнь, которая постоянно клюется…
Жареные гусь и петух – это близнецы-братья.

Особое место в принципе «слоеного пирога» занимает идеология фильма, то есть – то, о чем авторы пишут в творческой заявке: тема, идея, жанровые особенности сюжета и сверхзадача.
Мужчинам и детям нужны приключения, женщинам – чувства, а старикам – духовные ценности.
Подобного добра вокруг – сколько угодно! Желтая пресса – лучший друг кинодраматурга. Если задуматься, то роман «Война и мир» – это обычный лирический боевик с философским подтекстом: насильно мил не будешь (сказано о любви, Наполеоне и гражданских свободах).

Отсюда следуют глубокомысленные выводы.
В каждом хорошем боевике побеждают семейные ценности. Каждая мелодрама – это гимн небывалой мужественности. Каждая комедия – это рассказ о подвиге бестолкового обывателя.
Исторические фильмы – это жанровые ассорти, в которых умирает трагедия. Самый главный интеллектуальный жанр нашего времени – драма.
То есть, любой рассказ, в котором зрители узнают себя и поэтому сопереживают герою!

Американский жареный петух клюет каждого желающего. Дети учатся жить, дураки развлекаются, а умники наслаждаются, разгадывая на экране кроссворды.
Которые, как недавно установили ученые, ума не добавляют.
А скорее – наоборот…
Да здравствует искусство кино – самое дорогое и вкусное в мире!

2015 г.


Рецензии