Знамя над Рейхстагом

Сап, товарищи! Все знают фотографию, на которой солдаты водружают знамя над Рейхстагом, а еще многие знают Егорова и Кантарию, которые якобы первыми и водрузили флаг. Увы, я вынужден вас огорчить, но фотография постановочная, сделана она советским корреспондентом Халдеем 2 мая 1945 года, а Егорова и Кантарии на ней вообще нет. И знамя победы первыми водружали не они.
Теперь обо всём по порядку. Вообще история эта запутанная, так как знамя водружалось не один раз и разными людьми, однако некоторые из них пересекались. Кроме этого было много путаницы.

Вообще, самое первое знамя водрузил еще 21 апреля некий ефрейтор Муравьев, разведчик-наблюдатель. После этого, в попытках занять здания, было установлено еще несколько знамён, но все они приказали долго жить.
Однако 30 апреля, во время второго штурма, было установлено еще одно знамя, которое многие считают знаменем победы. В 14 часов 25 минут лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов «по-пластунски подползли к центральной части здания и на лестнице главного входа поставили красный флаг». Последнего, к слову, в последствии ожидала очень большая подлянка. Но об этом позже.

В 21 частого же дня в здание Рейхстага пробилась группа капитана Макова, в которую входили сержант Минин и старшие сержанты Загитов, Лисименко и Бобров. В последствии Минин вспоминал: "Впереди бежал Гия Загитов, который предусмотрительно захватил с собой фонарик. Им-то он и освещал путь по полуразрушенной лестнице. Все выходящие на неё коридоры мы забрасывали гранатами и прочесывали автоматными очередями…
Перед самым чердаком я на ходу запасся «древком», сорвав со стены полутораметровую тонкостенную трубку.

Достигнув просторного чердака, мы столкнулись с проблемой: как выбраться на крышу. И снова выручил Г. Загитов, высветив фонариком грузовую лебедку и две массивные, уходящие куда-то наверх цепи. По звеньям этой цепи через слуховое окно мы выбрались на крышу над западным фронтоном здания. И здесь у еле различимой в темноте башни Загитов и я стали прикреплять Красное знамя. Вдруг на фоне огненного зарева от разорвавшегося на крыше снаряда Лисименко заметил наш дневной ориентир — скульптурную группу: бронзового коня и огромную фигуру женщины в короне. Сразу же решили, что лучше установить знамя там.

Ребята подсадили меня на круп вздрагивающего от разрывов снарядов и мин коня, и я закрепил знамя в короне бронзовой великанши…

Засекли время. Было 22 часа 40 минут по местному времени." Получается, эти товарищи  водрузили не то второе, не то третье знамя победы, а может быть и вообще какое-нибудь десятое. К слову, все участники группы были представлены к званию Героя Советского Союза, но получили только Ордена Красной Звезды. Знамя, которое они установили, было перенесено 2 мая на купол здания Михаилом Егоровым, Абдулхакимом Исмаиловым и Алексеем Ковалёвым.

И лишь в 3 часа утра 1 мая Егоров и Кантария, в группе лейтенанта Береста, под командованием командира полка Неустроева, водрузили знамя победы. Известно, что это было четвертое знамя, установленное на крыше Рейхстага. Остальные три в последствии были уничтожены огнём артиллерии противника. К слову, Неустроев сильно постарался, и представил ситуацию так, что именно Егоров и Кантария первыми водрузили знамя. В последствии их и Береста с Неустроевым наградили звездой Героя Советского Союза, и весь мир считал, что именно они были первыми, водрузившими знамя.

Все фотографии водружения знамени постановочные. Они были сделаны 2 мая и позже. Но на знаменитом фото, сделанном А. Капустянским 2 мая 1945 года, которое называется «Знаменосцы у стен Рейхстага», запечатлены не Егоров и Кантария, а солдаты разведгруппы лейтенанта Семена Сорокина (о котором чуть ниже). На первом плане молодой Григорий Булатов, рядом с ним Семен Сорокин. Кстати, именно это фото Жуков разместил на обложке книги своих воспоминаний «Рейхстаг взят!». Книга была издана в 1969 году. Во всех последующих изданиях воспоминаний это фото больше не использовалось.
Также была постановочная видеозапись водружения знамени, которую тоже многие видели.
«Фотограф Рюмкин и кинооператор Кармен прибыли к нам 2 мая и спросили: кто водружал? Пойдемте сниматься. И Егоров с Кантарией не пошли, они сразу сказали - не мы первые» – вспоминает Сорокин.

Неустроев входил в группу с Егоровым и Кантарией. Вот и вышло, что на всех фото и на видео - простые солдаты, в звании рядового, с ними лейтенант Сорокин. А тут рядом стоит капитан: с регалиями и при погонах. И для нахлынувших к месту журналистов информацию преподали так: вот капитан Неустроев, а это солдаты его группы, и это они водрузили знамя. Хотя Неустроев не имел никакого отношения к группе Сорокина.

С Булатовым все не так просто. Дело в том, что он сам водружал знамя, это подтверждается соответствующей записью в его наградном листе, публикацией в "Правде", а также многими воспоминаниями участников тех событий. На тот момент 19-ти летний парниша не был в угоду партии, чтобы быть водрузившим знамя победы. Буквально в конце мая против него сфабриковали дело и упекли на 4 года в лагеря. Специально, чтобы потом сидевшему никто не верил.

К слову, касательно Булатова также есть и другая версия. Разведгруппа лейтенанта Семена Сорокина, в которую входили старший сержант В. Н. Провоторов (парторг взвода), старший сержант И. Н. Лысенко, рядовые Г. П. Булатов (тот самый) С. Г. Орешко, П. Д. Брюховецкий, М. А. Пачковский, М. С. Габидуллин, Н. Санкин и П. Долгих водрузила знамя победы. То есть идёт пересечение с версией, где присутствовал лейтенант Кошкарбаев.

В общем, мутное это дело, скажу я вам. Изучив некоторое количество материала, я так и не смог придти к выводу. Была ли группа Сорокина или нет, водружал ли Булатов с ними знамя. Однако, что он принимал в этом участие – достоверно. Точно известно, что Кошкарбаев существовал и был награжден орденом Красного Знамени, а после окончания войны был директором гостиницы "Алма-Ата", внезапно, в городе с таким же названием. Также достоверно существование группы Макова. Один лишь Сорокин остается под вопросом. Но одно мы уяснили точно – Егоров и Кантария не были первыми, а также на фотографиях их нет. Почему их признано считать героями? Скорее всего, из всех они оказались с самым чистым прошлым и без родственников кулаков, врагов народа. Полностью угождали партии, а реальные заслуги других людей не были учтены. Вот такая история.


Рецензии