Главное достоинство рассказа...

Рассказ – произведение по форме простое, во всяком случае он должен таким быть. Его цель – произвести единое и сильное впечатление. Он должен овладеть вниманием читателя уже в экспозиции и, не давая ослабнуть интересу, нагнетая впечатления, неуклонно вести к кульминации. Человеческому вниманию есть предел, поэтому и действие рассказа должно укладываться в определённые рамки. Оно должно разгореться и угаснуть, прежде чем читатель отвлечётся или устанет. Герберт Уэллс. // Рассказ лишь тогда рассказ, когда его можно прочитать в один присест. Эдгар По. // Рассказ – произведение, которое читается, в зависимости от его длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определённым предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Сомерсет Моэм. // Любой рассказ выигрывал не по очкам, как роман, а побеждал нокаутом. Хулио Кортасар. // Не нужно гоняться за обилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое: он и она. Рассказ должен начинаться с фразы о том, что герой волновался. Надо делать рассказ живее, разговоры прерывать действиями. У тебя герой любит говорить. Это ничего, но он не должен говорить сплошь по целой странице. Необходимость держать читателя в напряжении – это момент, составляющий разницу между большой повестью и маленьким рассказом. У больших, толстых произведений свои цели, требующие исполнения самого тщательного, независимо от общего впечатления. В маленьких же рассказах лучше не досказать, чем пересказать, надо жертвовать подробностями ради целого. Подробности, даже очень интересные, утомляют внимание. Здесь не нужны большие вступления и картины пейзажа. Обыкновенно начинающие стараются «вводить в рассказ» и половину напишут лишнего. А надо чтобы читатель без пояснений автора, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чём дело. Зачеркни первую половину твоего рассказа; тебе придётся только немного изменить начало второй, и рассказ будет совершенно понятен. И вообще не надо ничего лишнего. Всё, что не имеет прямого отношения к рассказу, беспощадно выбрасывай. Если ты сказал в первой главе, что на стене висит ружьё, во второй или в третьей главе оно должно непременно выстрелить. Иначе не должно и висеть. В коротком рассказе всё должно быть взаимосвязано. Идее подчиняются не только поступки и характеры героев, но и всё то, что мы называем фоном. Главная прелесть рассказа – это простота и искренность. Антон Чехов. // Рассказ приучает к экономии слов, к логическому размещению материала, к ясности сюжета и наглядности темы. Максим Горький. // Главное достоинство всякого рассказа – его краткость. Жорж Санд. // Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учить видеть импрессионистически – мгновенно и точно. Юрий Казаков. // Среднестатистическое число слов в новелле не допускает вольностей в обращении с собой. Теодор Адорно. // Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить. Сомерсет Моэм. // В рассказе, в каждом рассказе – великое равновесие слов. Варлам Шаламов.


Рецензии
Ценные цитаты, пригодятся всем тем, кто пишет короткую прозу. Спасибо!

Вера Петрянкина   04.02.2017 14:54     Заявить о нарушении
Рад быть полезен.

Анатолий Шуклецов   05.02.2017 01:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.