Бытие-не-бытие

А.Н.ПАВЛОВ

БЫТИЕ – НЕ-БЫТИЕ

    Мне посчастливилось увидеть несколько репродукций из работ художницы Ирины Емелиной. Материал, вроде бы, тесто. Запекалось оно, нет ли, не припомню. Раскраска очевидна. Тематика простая. Деревенские сценки. Проникают в сердце и душу.
    Вот молодая супружеская пара и четверо ребятишек, похоже – погодков, в домашней бане. Маленький щенок с ними в небольшом ушате. Девочка полощет его. Одно дитё орёт, другое балуется, уже намытое. Младшенький сидит на коленях отца. Видимо, купали последним – завёрнут в простыню. В углу окошка яблоко. Жбан с квасом на скамье. Через мутное стёкло просматривается осенний сад. Всем хорошо. Миром и любовью наполнена эта деревенская суббота. Смотрел бы и смотрел. Ясно, в этой семье ещё будут дети, и обязательно много. Без всяких льготных пособий. Просто дети им нужны по жизни, для счастья. Добрый человек Ирина Емелина.
    Так и хочется порассуждать. Было тесто. Для персонажей баньки это Не-Бытие. И вот из рук талантливого и внимательного человека на свет появились люди – целое семейство. Красивые и живые. Живые потому, что художница вдунула в них душу. А разве душа может быть в неживой картине? Если бы не могла, была бы картина не интересной и пустой. Мёртвой. Бросил взгляд и забыл навсегда. Есть и такие. Но не про них разговор. Художница отдала творению часть своей души. Эти люди ей нравятся. Она любуется ими. Её живое внутреннее перетекает в создаваемое рукотворно.
*
    Елене посчастливилось побывать во Флоренции. Удивительный красоты город. Колыбель Возрождения. Истоки Мировой культуры. Душа наполнена ожиданиями прекрасного и великого. Гидом оказался молодой человек – фанатик своего города. Знал о нём и его памятниках всё. Преображался перед гостями своего великого города. Был ревнив к малейшему невниманию. Елена немного устала от его навязчивого энтузиазма. И когда вышли на площадь Синьории, она немного отстала. Потихоньку, потихоньку пошла к Давиду. Остановилась. Побыть рядом, проникнуться шедевром гения. И… ничего не почувствовала. Ни-че-го. Была удивлена и расстроена. Их доблестный гид заметил её манёвр и быстро подошёл. К её удивлению он как-то холодно сказал:
– Нечего тут делать. Пустое. Вы, наверное, не знали. Это ведь не настоящее. Это только копия.
    И тогда Елена поняла своё «ничего». Копия есть копия. Она может быть совершенной, но в ней нет энергетики автора. Давид на площади не имеет души. Только пустая форма.
*
    Вспомнил эпизод из одного рассказа Агаты Кристи. Её героиня, скульптор, искала подходящую натуру. Наконец, встретила на улице девушку, показавшуюся ей идеальным прототипом задуманного образа. Уговорила позировать. Натурщица оказалась пустой и болтливой. Вначале она не обратила на это внимание. Девушка позировала и не закрывала рта. Она же работала…
• …как будто бы не слышала разговоры натурщицы, однако её пальцы их чувствовали и пальцы пропитали этими разговорами глину… И это, она знала, уже не изменить никогда!
Натурщица ушла. Ваятельница накрыла только что вылепленное творение рук своих мокрой тряпкой, думая ещё поработать над ним. Села, расстроенная, на табурет. Закрыла глаза и поняла, что исправить ничего нельзя.   Смяла неудачную голову в комок и глину выбросила в ведро. Не-Бытие не раскрылось. Не получилось   Бытия. Из ничего вышло ничего. Глина осталась глиной. Натурщица помешала художнице вдунуть в творение душу. Вот такая история.
*
   Вдохновению Творца никто не мешал. Поэтому мы и живём на свете. Конечно, если душу потеряем, то…


Рецензии