Вдоль и поперёк

А.Н.ПАВЛОВ

ВДОЛЬ И ПОПЕРЁК
 
Простая мысль эпиграфа была сформулирована Андреем Битовым в его прекрасной повести «Человек в пейзаже». Он вложил её в уста своего героя, которого назвал Павлом Петровичем. Выдуманный это персонаж, или действительно такой человек (или люди?) был встречен им по жизни. А может это от Павла Петровича Кирсанова в «Отцах и детях» Тургенева. Это неважно. Во всяком случае, мироощущение Павла Петровича оказалось мне настолько близким, что захотелось поговорить с ним. Не поспорить, а именно поговорить.
П.П. – …мы живём совсем не в реальности, а лишь в слое реальности…, на котором нас нарисовали. Мы копошимся, ползая по слою, и всё думаем, что проникаем вглубь, не в силах понять, в глуби, совсем уже не наша реальность. (Здесь и далее утверждения П.П., когда они совпадают с текстом А. Битова,  приведены петитом).
Я. – А чья?, Павел Петрович.
П.П. –Как чья? Я же уже сказал. Того, кто этот слой нарисовал.
Я. – А кто же нарисовал?
П.П. – Вот те раз? Кто? Ясно, что Творец.
Я. – Бог, что ли?
П.П. – Да кто ж ещё-то! Больше сказать можно – по образу и подобию.
Я. – Это, наверное, как картину писать? Должен быть образец, который позволяет создать образ. Конечно, образец нужно понимать не как реальный прототип, а как нечто собирательное. Когда художнику и зрителю кажется, что образ придуман.
П.П. – Ну да! Почти.  Ведь художник вначале на чувственном уровне, видит некий иррационально образ, а потом уже воплощает его в своём творении. Иначе просто не бывает. Скажу и больше. Картина художнику может быть заказана. Поэтому уместен вопрос: был ли заказчик у Творца? Если был, то Кто? Ну да ладно, это так, к слову.
Я. – Интересно и неожиданно. По крайней мере, для меня. Значит, кроме нашей реальности существуют и другие.
П.П. – Конечно. …Устройство нашей жизни имеет ещё своё устройство, отнюдь не внутри нашей жизни расположенное.
Я. – Но, наверное, и внутри нашей реальности есть тоже какие-то реальности.
П.П. –Конечно! Не в яблоке заключён закон Ньютона и не в ванне – Архимеда, … но ничего нам, если бы мы туда проникли, не объясняющих. Не было такой задачи, чтобы мы поняли, была задача, чтобы мы жили! Таких слоёв много. Каждый из них имеет своё устройство
Я. – Это как у Шекспира: весь мир театр, а мы в нём актёры. Каждое действие спектакля внутри самого спектакля. А внутри каждого действия  свои сцены, а в сценах – свои актёры, а у каждого актёра своя роль, а у каждой роли свой текст и т.д. А над всем этим реальность режиссёра – создателя спектакля, над ним реальность автора, над тем – реальность жизни и, в конечном счёте, Мира.
П.П. Согласен. Что-то в этом роде.
Я. – Но современный человек стремиться выйти за пределы своего слоя. И ему это как будто удаётся? От созерцания вмещающего слоя (или слоёв) он переходит к практическому преодолению его границ.
Высокие слои атмосферы, Космос, наконец, недра Земли. Он перестаёт двигаться только лишь вдоль слоя. Он пытается передвигаться поперёк.
П.П. – Не вижу в этом счастливого конца. Думаю, … Мы подсознательно боимся вывалиться из слоя реальности, мы хотим остаться живы. Но мы этого не поймём, потому что никогда не согласимся с тем, что мы гении.   Кризис в том, что мы подошли к краю слоя.
Я.– Значит, по-вашему, движение поперёк слоя ведёт к гибели.
П.П. – Господи. Наконец-то Вы догадались. Там начинается другое – там вера. Человечество приблизилось к того же масштаба катастрофе, какую пережил каждый гений.  Возьмите хотя бы судьбу Ван Гога, Гоголя… Нам было сделано всё, чтобы мы жили и  прожили. Не более и не далее. Далее смерть. Сначала смерть того, что мы прожили, потом и нас самих. Всего было столько, сколько надо. Значит, не больше, чем надо. Не так много. Сколько. Запаса обольщения в том числе. Господи, когда же они поймут, что кончилось – это кончилось? Нету больше. Не-ту!
Я. –Да. Грустно как-то всё получается.
П.П. – Что делать. Такой вот расклад. Ну, прощайте. Пошли дальше жить.

     И мы разошлись в разные стороны. Была уже ночь. Я взглянул на небо. И вдруг почудилось, что среди звёзд кто-то мне ободряюще улыбнулся.


Рецензии