Как две сестры, навсегда. Светлана

Людмила Корина "Родные-близкие"(семейная сага)главы повести

К 50летию сына Светланы профессора-филолога МГУ Сергея Георгиевича Татевосова
Он проживает в Москве с женой Ксенией и двумя сыновьями Гошей и Лёвой. 14.12.18

Закончив школу с серебряной медалью,я поступила в Харьковский инъяз.Свобода – институт и Светлана, дружба с ней на  20 лет, вплоть до её гибели.”Друг единственный – моя семья. Так воздухом дышат, не замечая, ты была частью  меня…”

Из записей 58го года

30.10.58 Очень захотелось с Светланкой посмотреть фильм “Сёстры” по роману А.Толстого. В “Колизей” билетов не достали, поехали на Петроградскую сторону в “Гигант”.В этих поездках узнаю город всё лучше.Город меня всё больше влюбляет и манит.Здесь мне суждено полюбить.Моих любимых героев романа я узнала, признала, лучше и предствить нельзя, чем Нифонтова и Веселовская, они необыкновенно красивые.И мы с Светланой, как сёстры, навсегда.Возвращаясь, по дороге думала о картине, о городе, о своей судьбе.

26.4.59 Поехали на девятке с Светланой к политехам в общежитие.
Комната 479.Боря Пономарёв( из Выборгского фотоклуба) играл внизу в волейбол, когда ему крикнули, что пришли его гости. Прибежал, как молния, умылся, одел пиджак. Укрыл Светлане ноги своей курткой. Слушали музыку и смотрели книги по фото. Вальс Сибеллиуса мы слушали с Светой, прижавшись.Он спросил, кто Светлана. Сказала - девочка с 4го курса иняза, фото не увлекается.Большой голубоглазый Уно хорошо улыбается Светлане ,нам такие нравятся.Провожали нас до самого дома.Какие хорошие, добрые, милые. В общежитии поела хлеба с салом.Завтра опять надо думать о работе, опять в бой.

Выспалась. Я ведь теперь безработная.Перешла на заочный, а с временной пропиской на Ленфильм не берут. Пошла к Светланке .У её подъезда на голову мне свалился детский валенок, послышался детский плач :”валенок свалился”.Видно дома никого. Положила валенок на подоконник.Позвонила в свою квартиру 2 раза. Светлана в новых брючках, с распущенными волосами, и в огромном переднике, чтобы смягчить парад.

Я с места в карьер :”Ты что же делаешь ! Хочешь, чтобы меня совсем из института выперли ?” Света кивнула на раскрытую дверь. В комнате сидел молодой человек в свежей рубашке.Некрасив, но не простоват. Я поздоровалась и улыбнулась. Это я на неё за читательский билет обрушилась. Взяла и в темпе на выход. Света тронула меня за локоть :”Не сердись”. Вечером ко мне в общежитие пришла Светлана.

2.10.59 У меня выходной, работаю стюардессой. Сделала стрижку и маникюр для Светика.Ездили с ней часа 3 в трамвае и говорили-говорили.Кажется никогда не была она мне такой родной. Впрочем - всегда была и осталась.А с Валей мужем у неё ничего не получается - поспешила, сделала глупость.Мечтали о нашем домике, решили не тратить много сил, да разве получится?

Решили не отдавать свою душу, влюбляясь, мужчинам.Обманщикам и проходимцам.Давно хотела ей сказать, и наконец решилась.Ведь уже несколько раз было непонятно, посадит ли командир самолёт, или...”В случае чего мой чемоданчик возьми себе”.Она молча смотрела на меня. От её дома я шла и плакала. И как никогда раньше стала понятна мне наша неразрывность.

20.12.Вернулись из Адлера.Долго не могли сесть.Перед близкой опасностью всё остальное отходит.Я плохо чувствовала себя. И проверяющая записывала все мои промахи.А при посадке мы впервые посмотрели друг другу в глаза.Воздух в Адлере опьянил меня, цветут розы, весна.А в моей комнатке не топлено, холодно. Светланке привезла несколько веток мимозы и несколько роз.Всегда после разговора с ней я обретаю себя, знаю, что делать.Только с ней я познаю себя.

21го февраля - начало масленицы.На стадионе праздник русской зимы.Без меня.Весь день, как одержимая, учила французский.Опять душа Аннеты готовится для новых бурь.Хотела уйти от языков, переводчества, два года готовилась во ВГИК, и даже с полгода была увлечена,собиралась замуж... А теперь учу французский .Да я ли  это могла  думать о безысходности. Боже, сохрани мой покой...Света говорит, что мы с ней - одно и то же. Т.е. единого две половинки.В ней тоже увлечения, влюблённости - в доме отдыха познакомилась со своим Виктором.

Пересекая границу в 77м(отъезд в Италию на пмж по замужеству),выбравшись из  невыездного рабства, я сохранила  паспорт русский и квартиру. Света не разрешила мне писать, даже через мой почтовый ящик : Серёженька должен в МГУ поступить.
Поступил, оставшись без матери  в 10 лет, до 16ти жил в Мелитополе у бабушки, потом вернулся в Москву к отцу. Стал профессором Моск.у-та по филологии.

Света уступила смерти, о которой с молодости не раз говорила и писала, как об избавлении от мук-она была больна, унаследовав тбц от мамы.Её душа, нервная система и здоровье предельно хрупкие, жизнь порой становилась непосильной.

Любящие мама, папа, далее муж, тётя-дядя, сын-подросток, наша святая дружба.Соня Зубарева(Гуревич), так хлопотавшая, чтобы стать её первой подругой в 74м, свалила в США в 75м. Я весь год и после загса в декабре 76го и ещё полгода разбиралась с обступившей меня стаей-ОВИР, КГБ, родственники, комендантша. Рвут на части – езжай хоть на Луну, но обеспечь нам всё-от квартир до сапог и магнитофонов. Отец и сводный брат  в Дн-ске вымогали мою квартиру за бумажку согласия на мой отъезд.

О подруге  не забываю в этой бесовщине. Квартиру мне удаётся сохранить для возможного возврата и приездов. Как позже узнала,Света никому не сказала о растущей опухоли в правой груди, операбельной и излечимой на первых порах, решив, что не сможет вынести никакого лечения. Жарким летом 76го Света везёт сына к морю, вступая в полосу мучительного умирания до 6 мая 78го года.

Место постоянной работы, где через меня переводами 5 лет кормилась Светина подруга Лиля, поспешили сократить, карточку в кадрах на выставках в Сокольниках, куда устроил меня в обход оформления через кадры Серёжа Гринблат, порвали. Перебиваться 5ти рублёвыми в день гонорарами уже невмоготу. Интурбюро разваливается, за любой мизерный приварок чаевых могут прицепиться.

На расходы отъезда деньги есть.Но кубышку размотала основательно - всё от родственников откупалась, а там меня ждала безработица и съёмная квартирка-уголок. Оставляю Свете свои колечки-цепочки  как капитал на случай нужды.Она мне их возвращает при встрече через полгода. Про остроносый ножичек для разрезания бумаги скажет: “забери, так и хочется его в себя воткнуть “. Почему никому не сказала про опухоль?- Не хотела тебя и родных расстраивать”.Где та грань, на которой кончается высокий строй души и начинается безумие?

О проблемах психики её предупредил в 62м  профессор( США),она чувствовала- как они отягощают её общее состояние.На работе в неё вцепилась начальница -Скорпион.Не жить,  поставить любящих перед своим выбором? А Серёжу за что? На последней фотографии Света прислонилась к моему плечу.В руке одуванчик.Лицо страдающее, ускользающее, с того света.(28.8.37 -6.5.78)  ей 40 лет.Света –это самое дорогое в моей жизни.

На втором этапе  почти  четверть века певица, инвалид детства Татьяна Анатольевна Синицына(Сретенская) – (15.2.50-11.9.14). Как со святыми, с ними  люди обретали устойчивость и утешение.Мы со Светочкой две половинки одного целого с юности,
неразделимы. Говорила мне:” Ты даёшь мне силы жить”.

Попробовала  Соня Зубарева (переводчица, приехавшая из Ленинграда) себя выдвинуть вперёд, (я попросила Свету не подключать меня к их дружбе) упорхнула в США, не заморочившись чужими проблемами. Отряхнулась и села в самолёт. А мне – танталовы муки выпали за то, что я не порывала связи с домом, с близкими, и прежде всего – со  Светланой.

Света соразмерялась с нами здоровыми, активными.Соня ей  всё про гениальность впаривала, про то, что  ей впору только норковые шубы носить.Света рассказы с английского перевела, но они уже другим автором напечатаны. Стихи писала – я об этом не знала.Гениальность,  а вы покажите ваши наработки, неизданное.Сережу я с раннего детства одевала из “Берёзки”- все шубки от меня.Свете тоже купила мутоновую чёрную шубку и белую заячью шапку с длинными ушками. Подрастёт сын, ему достанутся. Услышав это, Света враз забыла советы Сони про норку.

Когда в феврале 78го  я выходила, простившись навечно,  из  квартиры родителей мужа (приехав в Ленинград), в коридоре висела её  мутоновая шубка, а поверх неё – заячья шапка. Вошла в своё купе, грохнулась на голую скамейку и сознание потеряла. Потом слышу кто-то сказал: Не трогайте её, она больная.

А там дома  родители мужа и он сам игру такую ведут –теперь уж Светочке надо подбирать работу типа дежурной по этажу. С кухаркой Магдочка и невестка рассчитываются по очереди. Удивляются  завистливо родители Георгия- Костик с Магдочкой -Светочке из Москвы звонят через день, подолгу.Как валяли дурку с невесткой при жизни, так и перед смертью её –обрусевшие армяне, папа профессор чего-то, мама домохозяйка. 40гр хлеба себе на медицинских весах отвешивают - не из скудости средств, не в память о блокаде - ради диеты.

Сыну со второй женой поначалу предложили комнатушку через стенку с уборной сливы воды унитаза подсчитывать.Но тётя Катя им рты заткнула:Вы что, мою Свету в комнату для прислуги поселить хотите, когда у вас ещё две комнаты по 25 метров!
А с предыдущей женой Г.К. в этой комнатке проживал. Георгий перед родителями трепетал. В этот брак Света влипла - до расписки сделав неудачный аборт. Опять Катя вмешалась и заставила любовника развестись, расписаться и Свету прописать.

Света смотрела с юмором на эту комедию совместного проживания с Костиком и Магдочкой. Из соседней комнаты к ней доносились громкие звуки телевизора, а старая мебель иных веков на глазах разваливалась. Г.К. адвокат   при Интуристе авторитетный. Оставленная жена переводчица Лида нервы ему при разводе потрепала, и карьеру тоже.

Ездил в загранку, а то вдруг перестал. Было и такое - Светины письма(там про любовь)Лида пустила в Интуристе по рукам, добившись шума и скандала. Но в 64м любовники расписались,и в начале 65го приехали в Москву повидаться с друзьями фронтовых лет Георгия. Он ушёл на фронт в 16 лет, был контужен. Света съездила в турпоездки в Финляндию и Англию в группе переводчиц. А в 68м переехала в Москву(Георгий годом раньше, где строился кооператив).

И вот перед смертью она опять в той квартире в Ленинграде.Такое впечатление, что о состоянии невестки не знают. Последние два месяца жизни.“Потрогай, -говорит Света. Её правая грудь затвердела,   цвета свеклы. Вокруг баночки-скляночки с домашними огурчиками, помидорчиками. И ещё новая подружка советует к телу только чисто шерстяные или хлопковые рубашечки носить.

Разговор ведём по сценарию домашнего спектакля.Света говорит с лёгкой усмешкой. От меня Татевосам в этом спектакле требуется  настрой бодрости.На стене к обоям приколоты фотографии Серёжи. Он у бабушки в Мелитополе.

Февраль –враль. Опять подлый ОВИР не подсказал, что визу можно продлить больше, чем на две недели .Я продолжаю звонить Свете. Вспоминаю, как ей понравилось подаренное полотенчико для рук.Поглаживает его: Как коврик. С рельефом  цветка.
С врачевателем, помогавшим ей снимать боль(ей  кололи и морфий), я рассчиталась.

В августе 78го нахожусь в Сицилии у подруги. Мария Мотта добра и понятлива.
Включает иногда итальянскую оперу на пластинках – в ней о человеческом страдании всё сказано.Во мне всё заледенело. Жду письма от двоюродной сестры Иры.Она врач.
В нём-Светлана умерла 6 мая 78го.Её кремировали, не открывая гроба, и захоронили на Пискарёвском кладбище.Светин архив я передала её сыну в 2008м.

Муж Георгий Татевосов умер в 2004м 80ти лет.
Мы с сыном присутствовали на кремации и на поминках в Светиной квартире на ул. Ак.Павлова.На поминальном обеде присутствовали братья Киселёвы-Зильбер –академики РАН  Лев Львович и Фёдор Львович (отец и дядя Серёжиной жены Ксении). После  смерти Светы я 18 лет не могла в её квартиру зайти, так было невыносимо  больно.
 
Включила в свой Дневник  письма Светланы ко мне 60х гг, когда я переехала в Москву. Мои фото  и письма Светлане её благоверный то ли выбросил, замотал. Всё спрашивал меня, как это она мне не сказала о болезни.Будто грудь своей жены не видел, и стонов её не слышал. Г.Т. любил своих родителей, а жену после её смерти  со своей подругой обсуждал, осуждал. Наташа с кукольной внешностью, активистка КГБ, присутствовала на кремации Георгия,но на поминки её не позвали.Вскоре она позвонила и имела наглость предложить мне встретиться с ней, чтобы обсудить тему Светиных недостатков. Я её резко оборвала- Света для меня  -святое,  не тема осуждений.Вот её письма  ко мне, полные любви -это другая тема, но и это наше, личное.

Мне Света приснилась-она в голубоватом ореоле нашего сказочного побережья.Мы стоим рядом. Молчим.На душе спокойно и светло.

Фото моей любимой подруги на сайте www.radioteatr.su радиорассказ "Тебя любить"
по Тургеневу, "Ася".Стихи, посвящённые Светлане, в списке  Проза.ру -"Там далеко Россия, моя Родина".

Людмила Корина 9.3.17 Генуя


Рецензии