Все мы немножко лошади

А.Н.ПАВЛОВ

ВСЕ МЫ НЕМНОЖКО ЛОШАДИ

     Я с малых лет  любил лошадей. До самозабвения. До истерик. Мать иногда не знала, что со мной делать. До войны были в гостях у деда с бабушкой. Там, кажется на базаре, существовало фотоателье. При нём фанерная лошадь почти в натуральную величину. На неё можно было сесть и сфотографироваться. Меня посадили.  Сидел влитым, свободно и легко. Душа трепетала. Как настоящий наездник. Седло. Поводья. Конь с гордо изогнутой шеей. Красивая белая лысина на лбу. Ноздри раздуты. Конь-огонь. Был счастлив, как могут быть счастливы только дети. Увести было нельзя. Орал благим матом. Слёзы текли рекой. Позже мать рассказывала, что готова была прибить меня. Как-то справилась. Слёзы забылись, а фотография осталась.
     Иногда, рассматриваю старые снимки. Грущу. Наверное, это уже стариковское. Натыкаюсь на это фото. Испытываю тихую радость. На какие-то минуты возвращаюсь в далёкое довоенное детство.  И уходит на второй план вся жизнь после. Со своими ухабами, подъёмами и равнинами. Жаль, что в жизни редко приходилось садиться на лошадь. Больше всё пешком. Но любовь к этим умным и красивым животным сохранилась на всю жизнь.
     Когда мы вспоминаем детство, значит, мы уже стары. Хочется ли его вернуть? Не знаю. Думаю, что нет. Это было бы смешно. Просто начинаем остро понимать, жизнь, в сущности, прошла. Жалеть об этом глупо. Просить Творца о каких-то натяжках даже в голову не приходит. Особенно это ясно, когда на твоих глазах начинают «сыпаться» сверстники. Видишь оставшихся, и понимаешь, все мы подошли к своему краю. С такой любовью смотришь на детей, молодых мам и отцов. Желать просто ещё пожить? Сколько? Зачем? Главное, чтобы хотелось ещё что-то сделать.
    Год назад неожиданно ушёл из жизни мой однокашник и коллега по Горному институту. Как-то быстро, поспешно, неожиданно. Дня за два до этого я звонил ему. Он мне пожаловался:
– Знаешь, Саша, вдруг стало всё неинтересно, всё не нужно.
А за год до того, я порассуждал  с ним по телефону:
– Наука в основном пытается ответить на вопросы: почему, каким образом, где, когда. Но она даже не задавалась вопросом – зачем?
Его это поразило. Начал терзаться Он писал стихи и неплохие. В последнем попробовал найти ответ. Прислал мне:
 Что нам дано на этом свете,
Всегда во всём имеет смысл.
………………………………………….
Так что, исчезнем не совсем,
ответив на вопрос ЗАЧЕМ?
На мой взгляд, ответа не получилось. Конечно, что-то от каждого останется. Но вопрос «зачем?» остаётся. У человека на него ответа просто нет. Ответ знает только Бог. Верно сказано у Жака Таюро:
И обратимся к Богу.
Он, укрепив наш дух, сумеет нам помочь
Преодолеть дорогу.
Пойдём же, доброту его благословляя,
Пусть нас ведёт она.
Ведь если нет её, вся наша жизнь земная
Лишь суета одна.

Ну, что тут можно добавить? Нечего.


Рецензии