ВСЕ СВОИ

А.Н.ПАВЛОВ

ВСЕ СВОИ

    1956 год. Спортзал Горного института. Пришли с Юрой на тренировку. В раздевалке кроме нас никого нет. Неожиданно он говорит:
– Знаешь, Саша, оказывается Сталин – враг народа.
    Ещё три года назад я с большущими приключениями добрался до Москвы и прошёл мимо гроба вождя народов. В сердце была любовь и вера в его непогрешимость и святость. И не у меня одного. Помню, мама моего школьного приятеля по Магадану рассказывала с душевным трепетом, как ей посчастливилось видеть Сталина на одном из южных курортов. Он даже подошёл к ним и сказал какие-то слова. Отдыхающие внимали с трепетом, впитывали в себя счастье от его присутствия. Смотрели, как на бога. Этот случай  она сохранила в своём сердце на всю жизнь. Мы, школьники, слушали её с восторгом и завистью. И вдруг… такое… . Я буквально разинул рот.
– Юра! Что  ты  говоришь?
– Вчера зачитывалось закрытое письмо Хрущёва на партийных собраниях. На днях это появится в газетах, и объявят всем.
    Я не стал спрашивать, откуда ему это известно. Было ясно, такое выдумать нельзя. Действительно, через несколько дней бурлила вся страна. Позже он рассказал:
– Мой отец работал в Смольном. После убийства Кирова его арестовали. Со слов матери, когда отца уводили, он остановился у моей кроватки и сказал только:
– Клянусь жизнью Юрика я честный коммунист.
И мы больше его не видели. Через год арестовали маму. Она отсидела в лагере, как говорили, от звонка до звонка – восемь лет.
   Его воспитывала и поднимала тётка. При Хрущёве отца и мать реабилитировали. Юра закончил институт. Успешно трудился гидрогеологом  в нашем регионе. Сделал карьеру, защитил кандидатскую диссертации. Работал на Кубе. Вступил в ряды КПСС.
    После компании реабилитации сталинских политзаключённых я узнал, что многие мои однокашники прямо или косвенно были причастны к трагедии миллионов. У той были расстреляны отец и отчим, у того отец, у другого дядька. Кто-то ещё и  лагеря для детей врагов народа прошёл. Но все они были приняты в Горный институт ещё в 1952 году. Больше их никуда не брали. Хорошие гены, крепкая жизненная струна позволили закончить вуз, стать прекрасными специалистами. Некоторые защитили диссертации, работают доцентами, профессорами. Один получил даже звание члена-корреспондента Академии наук СССР. Они подготовили для нашей страны много специалистов высшей квалификации. Написали прекрасные учебники и книги.
    Среди этих потенциальных изгоев оказался и Миша Захаров, бывший малолетний  узник фашистских концлагерей. Я узнал об этом совсем недавно. И был немало удивлён.
     При встрече он передал мне небольшую книжечку «Детство с нашивкой OST», изданную у нас в издательстве «Роза мира» (СПб, 2000 г.), как сборник воспоминаний бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Страшная исповедь оставшихся в живых.
Читаешь, и сердце сжимается от боли. Они попали под бесчеловечный каток войны, который не щадил никого – ни солдат, ни женщин, ни  стариков, ни детей. Но, пожалуй, самое трагичное было то, что Родина отвернулась от них. Лишь единицам удалось обрести самих себя в жизни в полной мере. Повезло и Мише. Инженер, кандидат наук, доцент. До сих пор преподаёт и успешно занимается наукой.
    В этом году он был приглашён в Берлин вместе с Ниной Васильевной Рудаковой, организатором книги. Их усилиями, удалось издать эту небольшую книжечку на немецком языке. Им активно помогали не только немецкие фонды и общественные организации, но и «русские немцы», выступившие переводчиками текста. 20 февраля в центре Берлина состоялась презентация немецкого издания «Детство с нашивкой OST». Множество народа. Телевидение. Журналисты. Как рассказывал Миша, яблоку негде было упасть. В абсолютной тишине были зачитаны отрывки из воспоминаний бывших малолетних узников. Потом аплодисменты, объятия, бесконечные автографы. Целая конференция о судьбах советских и немецких детей в водовороте войны. Множество вопросов о судьбах тех, кто ещё жив. Большое удивление вызвала в целом благополучная судьба Миши. Предложена поездка в любой район Германии. Он выбрал Потсдам. Всё пребывание в Германии, разумеется, оплачивалось хозяевами.
    Но больше всего в рассказе Михаила меня потряс один факт. По завершению конференции и интервью к нему подошёл немец – его ровесник. Он просил прощение за всё зло и беды, которые немцы принесли на нашу землю. Обнял Михаила и … расплакался.


Рецензии
История неоднозначна. Хорошо, что они покаялись. Спорный вопрос, кто и как начал войну. кого винить, но бед она принесла немеряно. Раны не заживают.
Успехов!

Татьяна Корнилова   04.02.2017 11:15     Заявить о нарушении