Садыров Анатолий Васильевич

            
               

            Есть замечательный сайт «Одноклассники.ру». Он нужен, безусловно, ибо своих одноклассников мы помним всю жизнь. Однако не мешало бы сделать и сайт «Однокурсники». Да, последних, разумеется, меньше, но они есть. И будут. Желание тех же одноклассников продолжить образование в высшем учебном заведении не пропадёт. Другое дело, что не все туда попадут. Особенно после возможной отмены заочного обучения в вузах, о чём говорят в последнее время.

                Заочное образование оправдывало себя в советские времена. И вот почему. Я поступил в госуниверситет в 1979 году. На тот  момент в области он считался единственным университетом. В городе нашем находился только один институт – Политехнический, с вечерним отделением.Последнее  для иногородних студентов  считалось не доступным. Даже, если у кто и имел личный автомобиль, то ездить за сто километров и больше каждый вечер туда и обратно весьма накладно. Но то, что началось творится с вузами с 1990-х годов, как говорится, не сказать и не описать. Они стали расти как грибы после дождя. Однако вернёмся в год 1979-й.

                С Садыровым я оказался в одной группе. На первый курс юридического факультета заочного отделения в тот год приняли пятьдесят абитуриентов из двухсот. Конкурс: четыре человека на место. Из них сделали две группы. До того мы друг друга не знали. А познакомились ближе потому, наверное, что меня заинтересовало одно обстоятельство: по итогам курса он не сдавал с нами ни «Политическую экономию», ни «Историю КПСС».

                Оказалось, что Толя «грызёт гранит науки» во второй раз, до этого  успешно окончил педагогический институт. Не знаю, не спрашивал, работал ли он, получив диплом учителя, в школе, но при  нашем знакомстве в университетской аудитории, работал  уже в милиции, в Инспекции по делам несовершеннолетних. В звании лейтенанта.

                Жил Садыров в соседней  области – Пензенской. В городе Никольске. Добираться, вообще-то, как говорят, «не ближний свет». Но мне кажется, в милицейской форме проблем с поездками у него не было. Он любил ездить по железной дороге.

                На юрфак поступил не просто ради второго диплома или повышения в звании. Высшее образование уже имелось и препятствий этому не существовало. На мой вопрос: « Зачем это ему надо?», вежливо от ответа уклонялся. Скромность,  как известно,  человека красит. Переходя из курса на курс, я с удивлением наблюдал  (потому что было с кем сравнивать: половина группы – сотрудники милиции), как Толя «жадно хватал знания». Учился ради получения новых знаний, необходимых в работе. Особенно у него замечательно получалось конспектирование лекций. Если я успевал записывать только основные тезисы, то ему удавались и их комментарии.

               После третьего курса нас, студентов-заочников, «поделили» по специализации: я попал в группу «Хозяйственно-правовой», а Садыров – в группу «Уголовно-правовой». Однако мы продолжали дружить  до самих госэкзаменов. К ним  вместе готовились в Куйбышевской (ныне Самарской) гостинице «Центральная». Смотрю я сейчас на фото того времени и улыбаюсь: сидим мы с ним в номере и в руках держим учебники. У меня - «Теория государства и права», у него – «Научный коммунизм». Ко мне через расстояние почти в тридцать два года доносится его голос: « Вот сидим мы с тобой молодыми, но пройдёт время, состаримся и будем, смотря на фото, вспоминать это прекрасное студенческое время». Так оно и получилось. Как бы хотелось вернуться туда, хоть на мгновение.

            И для Толи, и для меня город Куйбышев не являлся родным.  Пока учились, старались город «посмотреть» полностью. Особенно нам нравилась его набережная. Красота неописуемая. Внизу были прекрасные пляжи, но, увы, загорать некогда было: мы же в это волжский старинный город приезжали не для отдыха.

         Садырова отличала скромность во всём, плюс тихий спокойный характер. Я даже сомневаться начал: « Как он с таким характером работает в милиции?». Но ошибся: можно вести себя спокойно, но в то же время быть весьма требовательным и принципиальным. В этом я однажды убедился.

        Шли мы как-то во время  летней сессии с занятий с Анатолием мимо женского общежития. Форму в университет он одевал не всегда. И на этот раз она у него лежала в чемодане в гостинице. Идём, идём, разговариваем. Вдруг впереди нас «взрывается» пакет с водой. Окна в летнюю жару в общежитии были распахнуты. Из какого окна бросили пакет – не известно. Один я бы просто не обратил на это «хулиганство» внимания и продолжил бы свой путь, но я же шёл не один.

           - У нас время есть, давай постоим, подождём, - сказал мне однокурсник.- Не может быть, чтобы не поинтересовались, куда улетел пакет?

             Прошло минут пять. В одном из окон показалась голова девушки. Увидев нас, спряталась обратно. Этого для милиционера оказалось достаточно. Как я позже понял. Мы пошли дальше, к себе в гостиницу.

           Вдруг я заметил, что мой друг одевает милицейскую форму и спросил:
           - Толя, ты ничего не перепутал? Экзамен у нас будет только завтра.
           - Нет, Петя, не перепутал. Я буду рад, если ты пойдёшь со мной на «операцию».
           - Операция «Пакет»? – догадался я.
           - Да, он самый. Нельзя это оставлять безнаказанно. А если бы пакет нам на голову упал? А если в следующий раз бутылка полетит?
           - А может не надо, может таким образом эта незнакомка хотела с тобой познакомиться?
           - Поздно. У меня дома есть жена и две дочери.
          
            Спорить дальше я не стал, и мы пошли на "задание". Надо сказать, что форма на нём смотрелась весьма красиво. Бабулька на вахте обрадовалось, выслушав причину нашего визита:
            - Правильно, сынок, накажи хулиганку.  «Выпиши» ей пятнадцать суток.
            
            После этого мне стало интересно, чем эта история закончится. Потому и пошёл я с лейтенантом милиции наверх по лестнице. Лифт в очередной раз, видимо, отключили. Идти предстояло на пятый этаж. Но вот, наконец-то, пришли.

          Сейчас я вспоминаю ту сцену и слова Дзержинского о «чистых руках, горячем сердце, холодной голове». Я думал, что лейтенант сейчас составит протокол, бланк которого он взял с собой, и уведёт девушку в ближайшее отделение милиции. Но не тут-то было. Девушка чистосердечно раскаялась, попросила прощения, дала честное слово, что больше такого не повторится. Причину тоже назвала: бросила пакет со злости: к подругам  женихи ходят, а её не замечают. Я внимательно наблюдал за Анатолием. Постепенно строгость с его лица исчезала, её место занимала улыбка. Он понял её и простил. Была в том ещё одна причина. Если бы появился официальный протокол об административном нарушении, то девушку могли не только выгнать из общежития, но и уволить с работы. А она была сиротой.

          Не сомневаюсь, что после получения диплома юриста Анатолий Васильевич Садыров, мой однокурсник, пошёл на повышение. Могут меня спросить, прошло столько времени, а я помню его отчество? И будут правы: я не помню отчества даже своих одноклассников. Ведь и в школе, и в университете мы обращались друг к другу по именам и фамилиям. Но отчество Толи мне не забыть. В этом «заслуга» его самого. Он гордился тем, что был тёзкой Анатолия Васильевича Луначарского.

04.04.2017 г.

На фото Анатолий Садыров справа.

P.S. от 24.01.2024 г.
Печальную весть сообщили мне сегодня из Адвокатской палаты Пензенской области, куда я посылал запрос. Действительно Анатолий Васильевич Садыров после службы в милиции работал у них адвокатом. Умер в 2011 году. Вечная ему память. В моей же  благодарной памяти он останется навсегда, как самый дорогой мой однокурсник.



 


Рецензии