Манка

Я не могу просто так рассказать про манку. Потому что это не мой рецепт. Ему меня научила моя первая свекровь. Удивительная, яркая и умопомрачительная женщина. И мне сейчас очень стыдно, что я ее истории не записывала.
Помните рассказ про воланчики? Как мы в пионерлагерь детей воспитывать из пед. училища поехали?
Так вот то лето состоялось для меня под девизом: а что еще и так бывает? А что потом? А это больно? А сколько выпить?
В третьей смене после окончательных и бесповоротных проводов лета, я утром не смогла подняться и надеюсь, за давностью лет, ювенальная полиция не возбудит дело о халатности, тем более, что есть отягощение группой лиц, так как мы все были в таком состоянии.

Дети тихонько пробрались в вожатскую.
-Нааасть, Настяяяя.
-Оооо, утро? Горн был?
-Горнист, нам кажется, умер, он у тебя под дверью лежит.
-Ох, хорошая новость. Продержалась. Не сдалась. Хорошо.Идите зарядку пока сделайте, как мы всегда делали. Ну пожалуйста, я умоляю, мне надо пятнадцать минуточек…
-Мы уже сделали.
-Так! Встаньте парами и идите на завтрак.
Начинающий плакать Васек, жутко худой мальчик из глубоко пьющей семьи, всегда голодный и невероятно отзывчивый, завыл:
-Нааааам, ик, без тебяяяяя маааасло не дают.
-Ладно, иду.
В такие моменты слова усилия воли приобретают физическое воплощение. Страшный фриц с повязкой на глазу пытает тебя.
-Встань, партизан, масло, яйки, кура. Все неси. Всех отдай…
- Нет. Нет. Еще немного, я не могу идти, ничего не скажу, Стреляйте в меня!
Масло действительно выдавали кусочками на большой тяжелой тарелке и я спрашивала у детей на хлеб или в кашу они его хотят или вообще хотят ли?
Это был мой вызов обществу, как ни странно, повариха, объемная, вечно потеющая Нюра, пошла мне на встречу и неожиданно педагогично-прекрасно сказала: пусть хоть в чем свобода выбора у детей будет. У них и так вы вожатые…И перекрестилась.
В самую распоследнюю неделю этой практики добра и зла. Лета, желания, бессонных ночей, понимания какие сокровища дети, и как некоторым из них уже досталось по жизни. Бурный роман с кочегаром, не доведенный до победного конца, по причине его неожиданного запоя, я влюбилась в водителя грузовика с продуктами. Молодого и стройного парня по имени Петр.
Он пытался привлечь мое внимание, когда подъехал на ЗИЛу к воротам лагеря, и дудел громко и сильно и спустил всю воздушку, и остался без тормозов. И не смог затормозить, снес ворота и наподдал главному заведующему кухни под толстый бурятский зад. И тот потом нам всем показывал синяк величиной метр квадратный. Мы все приходили смотреть и успокаивать его. И были, конечно, под впечатлением от огромного вида задней части черно-синего цвета.
А уже приехав в Москву, мы приступили к главному, пока Петькиных родителей не было дома. Вернулся его отец. Военный. В форме. Огромный, сильный боец.
Заорал:
-В МОЕМ ДОМЕ!!!!!
Взял нас за шкирку и поволок в ЗАГС бабушкинского района города Москвы.
Так я побыла замужем полгода. Пожила с Петькиными родителями и сбежала в итоге к маме обратно.
А за это время моя свекровь научила меня некоторым вещам.
Она безумно любила своего мужа, но он всю жизнь от нее гулял. Она пыталась, повеситься, отравиться дихлофосом. В итоге: решила сделать ремонт на даче, полезла белить потолок, упала и осталась инвалидом без действующих ног до конца жизни. Собственно я с ней уже познакомилась, когда она, сидя на табуретке с колесиками передвигалась по квартире. Кресло в узких коридорах просто не пролезало.
Так вот эта ясноглазая женщина с великолепной копной золотых крупными волнами волос, подъехала ко мне сзади и тихонько погладила по спине.
-Манка, деточка, это утро. Или детский глубокий вечер. Это дом. Покой. Мягкость. Насыщение. Она не терпит комочков и пенок, она должна быть налита в красивую тарелочку. Ту, которую первую ребенок вынесет при пожаре и нырнет в подпол при наводнении.
Пусть чуть со сколом или выцвел рисунок. Но может именно ее лисичка принесла ему в подарок, когда он болел и не ел совсем, а из лисичкиной стал.
Вспомни что-нибудь теплое и хорошее. Как тебя заворачивали в теплую простыню после ванной и несли в кроватку. Там была сказка и ночь за окном и тихий свет. И мамин голос.
-Я люблю тебя, закрывай глазки, ты со мной. Что бы ни случилось, я буду рядом.

Итак:

В холодное молоко, небольшую кастрюльку. Половина литра молока. Если одна порция, то 150 миллилитров плюс минус. На половину литра пять полных чайных ложек манки, на 150 три. В холодное молоко сухую спящую манку и мешать. Никуда не отходи. Все быстро закончится, ты не успеешь соскучиться. Помешивай по часовой стрелке, так ты кладешь в свою кашу здоровье, молодость, долголетие, не стареть, не болеть, радоваться всему, что есть, любовь, все буквы мира и цифры, цвета радуги, радость, свежесть, тепло, пар над кастрюлькой, не суетись, помешивай спокойно, свободно смотри в кастрюльку. Ты увидишь первые бурбульки. Сразу щепоть соли, нежно тремя пальцами и потереть друг о друга. Как ножки балерины в пуантах. И сахар по вкусу. Размешай и оставь. Через три минуты сними пенку, ее долой. Сливочное масло и по тарелкам.
Не густая. Почти жидкая, сладкая, молочная. Ребенок съест ее и обязательно попробует снова и снова.

Ночью, когда испанские Огеросы сожжены , мы тащим сонную Софу домой. И уже стоя под струями горячего душа, она обязательно сопротивляется сну, хочет продолжения праздника. Бомберосы (пожарные) ее окатили трижды водой из шлангов, и она свято верит, что смыты все невзгоды и болезни. Она тихо шепчет мне на ушко:
-Мамочка, пожалуйста, манную кашку.

И я бегу на кухню, достаю крошечную кастрюльку, которую привезла с собой из России и наливаю молоко.
Так и в жизни холодное молоко встречается с сухой манкой, но после краткого взаимодействия, прикосновения, разговора, неожиданной помощи от незнакомого холодного человека, мы превращаемся в нежность, дружбу, восторг, симпатию, любовь.
С добром утром, девочки, не лишайте ваших детей манной каши. Если они с сомнением смотрят на все это. Варите вместе с ними. Ешьте вместе с ними. Ваши дюканы и брегги никуда не денутся. Вы успеете еще измучить свои организмы отказом от бульонов и бутербродов, голоданиями и запретом на углеводы. Один- два раза ничего не изменят, они подарят кусочек детства, вернут вас в то время, когда мама самая красивая, бабушка рядом, а лисичка передала маленькую плошечку в подарок потерявшему аппетит малышу.


Рецензии