Наше Родина - революция

                Наша родина - революция
   В одной из кондовых советских песен были такие строчка «Наша Родина – революция, /Ей единственной мы верны». Не призвание, не любовь – наша Родина. Революция.
   Сергей Боровков, журналист и поэт написал сценарий «РЕВОЛЮЦИЯ ONLINE», который как нельзя лучше подтверждает это. Россия – не только родина слонов, но еще и революций. Прародительница  революций (не будем же мы всерьез брать во внимание небольшие французские и прочие кипеши, где даже и по миллиону-то не было убито) и главный их экспортер.
    Человечество любит фильмы-катастрофы. Глобальное потепление – все утонули. Глобальное похолодание – все замерзли. Астероид – все вначале сгорели, потом утонули и там, под водой, замерзли. Это уже скучно. Но ко-гда речь идет о геополитической катастрофе – новой революции в России, это уже интересно. Интересно еще и потому, что эта революция может вы-звать катастрофу мировую или… вот кому-то повезет! – неслыханное обога-щение за счет раздела страны, составляющей одну шестую (или сейчас уже поменьше?) планеты земля.
  Если постараться одним словом определить жанр будущего фильма, то я бы сказал, что это фильм-мечта. Мечта для тех, кто будет участвовать в разделе или переделе страны, мечта для тех, кто хотел бы увидеть на Красной пло-щади плахи, где рубят головы мироедам-олигархам (эти сцены рефреном идут в сценарии). Если верить социологическим опросам, если внимательно читать блоги и комменты в Интернете, то примерно половина страны уже мечтает посмотреть на подобное зрелище или активно поучаствовать в нем.
  Итак, стучит топор напротив Мавзолея, летят, искаженные гримасами ужа-са, головы олигрхов и поп-звезд, чиновников и известных политиков, в пря-мом эфире показывают аресты на Рублевке. Списки «Форбоса» оказываются расстрельными списками. Можно предположить, что во время этих эпизодов в зале будут раздаваться аплодисменты. Например, когда на ржавом «жигу-ленке» везут распятого на кресте миллиардера Осинского, которого все-таки выдала перепуганная Великобритания.
   Все персонажи могут быть сняты достаточно узнаваемыми, тогда фильм превратится  во всероссийскую «угадайку». Думаю, что со мной согласятся многие: самый любимый театр для россиян – это политический театр.
  Вот висит вверх ногами на фонаре человек, похожий на Чубайса, вот гонят в арестантский вагон кого-то, очень напоминающего шоумена Мартиросяна, вот солдаты из внутренних войск «пользуют» известную телеведущую эро-тической программы…
  Можно предположить, что по нынешним циничным временам «звезды» не будут в шоке, более того, будут сами рваться на «собственные» роли, чтобы поиграть в сладкий ужастик, да еще и попиариться от души. 
  Даже тем, кто не читал сценарий, может показаться, что это все не больше, чем вариации на тему «Невозвращенца» А. Кабакова. Нет, господа. Прошло время после «Невозвращенца», и здесь, в России,  все стало сложнее. Рево-люции случаются не только когда «верхи не могут, а низы не хотят», их еще сочиняют в дорогих кабинетах политтехнологов. В.И. Ульянов (Ленин) от-стал от жизни.
   С. Боровков предлагает более сложную, но реальную схему. Национал-патриотический переворот был заказан…президентом. Но он и не догадыва-ется, что идейку-то ему подкинули Седые Отцы – не то из «органов», не то из ЦК ВЛКСМ. Но очень скоро и молодчики с топорами, и президентские по-литтехнологи, и седые кукловоды теряют контроль над ситуацией, катастро-фа принимает глобальный характер.

ДЕРКАЧ
И что же вы предлагаете? Вот так вот всё бросить?! На полпути? Когда рус-ский народ наконец-то поверил в свою власть?! А? Кипелова! Я вас спраши-ваю.

Женщина средних лет с одутловатым лицом и жидкими волосами неопреде-лённого цвета, собранными в пучок, закусывает губу, потом резко поднима-ется.


КИПЕЛОВА
Я просто высказала мнение, которого придерживается часть соратников. Нам представляется… В общем, мы думаем, что основную свою миссию комитет уже выполнил. Пятой колонне в нашей Отчизне нанесён сокрушительный удар. В стране наведён порядок. И пора вернуть к власти…

БУЙНОВ
Что?! Я не ослышался? Ты, Кипелова, хочешь вернуть этого бесхребетника? Да кто ты ваще такая?! Только русский народ вправе решать – закончили мы свою миссию или нет. А ты, значит, уже возомнила себя народом?
(сурово обводит взглядом зал)

ДЕРКАЧ
Та-ак. Всё ясно. Ставлю вопрос на голосование членов комитета.
(мрачно смотрит на Кипелову)
Если голоса соратников разделятся поровну, мы обратимся к русскому наро-ду за поддержкой. Итак, кто за то, чтобы…


  «Господа, как вы себе представляете революцию в ядерной державе!» - вос-клицал еще недавно один известный политик. А вот так, как описано у Сер-гея Боровкова – сибирские мужики с топорами захватили шахты с баллисти-ческими ракетами, сидят и не знают – какого хрена с ними, с ракетами-то, делать. Говорят, что человек до бесконечности может смотреть на три про-цесса: как горит огонь, как течет вода… и как работают другие. Можно доба-вить: и как убивают других (в кино). Шутка.
  Конечно, из одной «страшилки» фильма не сделать. Поэтому в сценарии есть супер-герой. Это умный и симпатичный олигарх, надежда нации. Есть честная девушка, говорящая правду в глаза этому мироеду, потом, естествен-но получается у них секс, любовь и приемы каратэ, примененные к плохим парням (иногда парализующий удар наносится одним пальчиком, чтобы Ван Даму стыдно было, а то прыгает как кузнечик).
   На мой взгляд, пока эти куски сценария не прописаны. Не зря же в голли-вудских сценарных разработках есть целая группа, работающая над сюже-том, а отдельная команда трудится над диалогами. И это правильно. Фигуры героев должны быть соразмерны событиям, в которых они действуют. Что я имею в виду? Фигура инженера Гарина в своем российском демонизме выве-дена на один уровень с вымышленной мировой революцией, становится даже более реальной, чем восстание американских пролетариев.
  Что касается диалогов….
ЦЫПЛАКОВ
Давай, пошевеливайся! Ишь, слезы распустила.

МАРИНА
(кричит Губченко)
Уймите вашу солдатню!

ЦЫПЛАКОВ
Но-но, мамзель, поосторожнее со словечками вашими буржуазными! А то...
(замахивается прикладом)

  Согласитесь, это из позапрошлого века лексикон.

  Чего еще мне, как будущему зрителю, не хватает  в сценарии? Любая соци-альная утопия показывает не только то, что может случится, но и те ожидае-мые события и действия героев (общества, Божьего промысла, в конце кон-цов), которые могут в очередной раз спасти человечество.
  Согласитесь, что из любого сценария  режиссер и талантливые актеры могут сделать как трагедию, так и комедию. Допустим, «Гамлет». Трагических ва-риантов мы видели много, даже тот, когда друзья Гамлета, актеры, приезжа-ют в Эльсинор на паровозе. Но это еще не комедия. Вот если бы Тарантино снял мистера Бина  в роли Гамлета – то-то смеху было бы! Нет, правда, что может быть смешнее, чем придурок-прынц, разговаривающий с пустым че-репом? А возня в могиле? А этот эпизод: ткнул шпажонкой в портьеру, а от-туда вывалился толстяк? А фонтаны крови «от Тарантино»? А перевести Гамлета на сленг: «Слышь, пацан, тут к тебе пахан приходил!» - «Вы что, морды, совсем пьяные на посту стоите? Пахан как два года дуба дал!»
  У сценария С. Боровкова есть риск стать комедией, чем-то типа «Жмурок» с Никитой Михалковым в роли бандюгана в малиновом пиджаке. И главная проблема, на мой взгляд, это то, что много «чернухи» (казней, арестов и пр.) и мало анализа того, что и в самом деле может случится со страной. А это главное.
  В сценарии все коротко:

  ЗАТЕМНЕНИЕ

CODA
На экране, как на компьютерном мониторе, печатается текст:
Вооружённые силы государств, граничащих с территорией бывшей Россий-ской Федерации, приведены в состояние повышенной боеготовности.
Проект «Революция ONLINE» завершён.
Проект «Россия»...

Курсор застыл на одном месте, слышен только противный звук: пи-пи-пи-пи…

ЗАТЕМНЕНИЕ
А чуть раньше вот такой эпизод:
КУРБАТОВ
Даже не знаю… Я хотел бы вернуться на родину.

ХУ ЦИНЬ
Господин Курбатов, не хочу оскорблять ваши патриотические чувства, но поймите меня правильно. Вашей родины скоро не будет.

КУРБАТОВ
Да, мне уже говорили.

ХУ ЦИНЬ
Кто?!

КУРБАТОВ
Не важно. Я и сам чувствую, что добром эта заварушка не кончится. Но ведь и здесь я тоже вроде как на родине. Нет?

Китаец встаёт, прохаживается по кабинету. Подходит к столу, кладёт сигару в пепельницу. Смотрит на Курбатова.

ХУ ЦИНЬ
Это уже де-факто не ваша родина.

КУРБАТОВ
Но вы же арендуете…

ХУ ЦИНЬ
Мы установили по всему периметру оборудование, фиксирующее границу с Россией… Или как это теперь там называется…

КУРБАТОВ
Что-то я не видел столбов, КПП…

ХУ ЦИНЬ
Что вы, какие столбы в двадцать первом веке? Сплошная электроника. Плюс спутниковое наблюдение.

КУРБАТОВ
То есть, вы уже оттяпали кусок русской земли?!

ХУ ЦИНЬ
Да бросьте! Империя тонет, распадается. И неизвестно, кто тут будет в Си-бири властвовать. И будет ли вообще. А если будет, поставим перед фактом. Всё равно вы эти земли забросили. Как говорят у вас – свято место пусто не бывает. Так?

КУРБАТОВ
Даже не знаю, что и сказать…

ХУ ЦИНЬ
Вы не о том думаете. Мы обустроили новую границу вплоть до Тихого океа-на. Так что…

КУРБАТОВ
Что вы предлагаете?

ХУ ЦИНЬ
Учитывая ваши профессиональные навыки, мы могли бы предложить вам пост вице-президента, курирующего поставки материалов и оборудования. С перспективой дальнейшего роста. И с достойной оплатой. О жилье не беспо-койтесь. Всё уладим по высшему разряду.



   В 80-е годы был, если помните, короткий военный конфликт между социа-листическим Вьетнамом и оппортунистическим Китаем. Всего, кажется, три дня. А нервов потрепал немало.
  Вот эпизод из жизни, не из сценария. Маленькая воинская часть где-то под Благовещенском. Боевая задача: в случае нападения Китая держаться 7 ми-нут. Семь. После этого они могут умереть героями. Перед этими событиями замполит рассказывал два анекдота. Первый о том, что Китай хотел бомбить Москву, но… летчик заболел. Второй о том, что если представить очередь из всего населения Китая и автомат АКМ, стреляющий беспрерывно, то, учиты-вая скорострельность автомата и скорость прироста населения в Поднебес-ной, результат будет не в нашу пользу: они размножаются быстрее. Но это были анекдоты. А тут – война. Командир части собрал всех бойцов в клубе, подошел к огромной карте СССР, сказал: «Ну, вы знаете… Я думаю, Благо-вещенск уже взят, Хабаровск тоже взят!» - после этого зачеркнул на карте два этих города и ушел. Только в дверях добавил: «Да… Приказываю дер-жаться до последнего патрона!» Вечером его увезли. В «психушку».
  В этой связи хочется предложить автору сценария «обкатать» свое произве-дение в Интернете, подобных эпизодов, дополнений, замечаний и прочего будет много. Сейчас это модно – коллективное творчество. К тому же, если власть «возбудится» по поводу сценария («призывы к свержению» и т.п.), то какие претензии к тысячам пользователей?
  Мне кажется, что вряд ли все согласятся, что все будет так банально – Ки-тай захватил все от Камчатки до Урала. А Япония, которая давно считает Са-халин и Курилы своими? Да и по Дальнему Востоку в 20-е годы хаживали… А Америка, которая именно эти территории объявила «штатом Беренгия»? Даже географические карты были выпущены. Так уж и ушел весь Кавказ из состава Российской Федерации и процветает в суверенном блаженстве?
  Но для нас, как зрителей, важнее конечно не то – как поведут себя соседи по серпентарию, а как поведут себя наши соотечественники? Уйдут в леса, что-бы снова случились «штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни»? Или плюнут на все: китайцы так китайцы – морды желтые, зато жратва дешевая. Россия вообще спокойно переносила все перевороты – когда немка Екатери-на к власти приходила через убийство мужа, когда Александр восходил на престол после убийства отца, вот только в 17-м пошла в разнос. Да так, что до сих пор не остановится.

  Не хочу напугать автора сравнением, но мне  кажется, что по одному при-знаку его сценарий схож с поэмой А.А. Блока «Двенадцать». Поэмой, как из-вестно, зачитывались и «красные» и «белые». Каждый увидел то, что хотел увидеть. И фильм, если он будет когда-то снят, будут смотреть и те, кто хо-тел бы рубить головы олигархам (на Красной площади, перед Мавзолеем!), и сами олигархи с женами и куршавельскими девочками, чтобы похихикать: «ну-ну, мечтать не вредно!» Одни после фильма пойдут и дальше поджигать чужие машины, другие сядут в свои «майбахи», «бентли» и «ягуары» и по-едут в охраняемые особняки, где достать их смогут только киллеры или су-дебные приставы. Одни будут обсуждать методы организации и национал-патриотов в фильме, возможность захвата пусковых установок, другие по-болтают на тему: кого имел в виду автор из звезд шоу-бизнеса в сене изнаси-лования.
  Но в чем разница между А.А. Блоком и С. Боровковым в данном случае? У Блока в финале «В белом венчике из роз / Впереди Иисус Христос», у нашего автора – дети, играющие неработающим айфоном. Что-то похожее было у Алова и Наумова в «Беге», где финал с мальчишкой-беспризорником, кото-рый на мостовой, на фоне копыт проезжающей «красной» конницы печатает одним пальцем на брошенном «регминтоне». Но мальчика потом заберет в седло командир, и он еще явится главным героям в заснеженном лесу. Ну, не Христос, так русский ангел с детским лицом. Здесь, в сценарии С.Боровкова, финала по-сути нет.
  И у зрителей будет чувство, что их слегка обманули, совсем как в жизни. Они-то знают, что, сколько Россию не хорони, она, родимая, возродится не-вероятным способом. На гербе России на самом деле не двуглавый орел, а Птица-Феникс. А держит она не скипетр и державу, а полицейскую дубинку в одной когтистой лапе и бомбу террориста – в другой.


Рецензии