Нарком Берия и факторы Победы

Елена Прудникова, писатель-историк

Ниже публикую (с незначительным купюрами) выдержку из статьи Е. Прудниковой. Цель публикации вывести многие факторы истории из пространства «кривых зеркал».
. . .
К хорошему привыкаешь быстро. За последние полвека мы слишком свыклись с чудом, именуемым «Победа». Свыклись до полной наглости, до упреков – почему, мол, эта самая Победа досталась так трудно, надо было меньше жертв, меньше лишений. Свыклись до полного маразма, до повторения безответственного высказывания, что народ-де победил в войне вопреки Сталину.

Никакой трезвомыслящий аналитик не предсказал бы нам победу в начале войны. Но мы всё таки победили.  Почему?

У Победы много факторов.  Главный, без которого и героизм бы нас не спас – блестяще отработавший всю войну Военно-промышленный комплекс. Курировал ВПК Л. Берия, из которого «оттепельная» пропаганда сделала кровавого монстра. Он расстреливал, он сажал, он держал всех в страхе. Интересно,  как и чем можно было напугать «красных директоров»,  сталинских капитанов промышленности? Да, они боялись снятия с должности – это был жестокий позор – а чего еще? Расстрела за невыполнение задания? И что – многих расстреляли?
 
«Нарком страха», которого не боялись

В.Н. Новиков, бывший замнаркома вооружений (наркомом во время войны был Д.Ф. Устинов), вспоминает такую сцену, относящуюся к самому тяжелому периоду войны, когда судьба страны висела на волоске:
«Помнится, в конце июля 1941 года Берия проводил совещание. Мы с Д.Ф. Устиновым были приглашены по поводу необходимости резкого увеличения выпуска винтовок. Сидели от Берии сбоку, шагах в семи-восьми. Производил он впечатление человека решительного. Лицо широкое, бритое, холеное с бледным оттенком, очки-пенсне. Волосы темные, лысина. На руках кольца. По виду национальность понять трудно.

Вопрос к нам:
– Товарищ Устинов, когда вы по Ижевску выйдете на выпуск пяти тысяч винтовок в сутки?
Дмитрий Федорович попросил, чтобы по этому вопросу доложил его заместитель – Новиков, который еще недавно был директором этого завода и меньше месяца как переведен в Москву.
Я встал и доложил, что для достижения такого уровня потребуется не менее семи-восьми месяцев, так как сейчас выпускают порядка двух тысяч винтовок в сутки.

Берия нахмурился:
– Что же вы, товарищ Новиков, не знаете, что на фронте одних убивают или ранят, а другие ждут освободившиеся винтовки, а вы – семь месяцев... Это не годится, надо уложиться в три месяца. Вы завод знаете, кто еще может нам помочь?
Я ответил, что при любых условиях уложиться в назначенный срок невозможно...»

И что же сделал «злодей Берия»? Пригрозил стереть саботажника в лагерную пыль? Ничуть не бывало.
«...Создали комиссию из двух заместителей председателя Госплана В.В. Кузнецова и П.И. Кирпичникова и меня. Срок – два дня. Дать предложения, как выйти на пять тысяч винтовок в сутки за три месяца.
Сидели мы двое суток, почти не уезжая домой. Говорили с заводами, с главком и так далее, придумать ничего не могли. Кузнецов и Кирпичников склонялись согласиться с трехмесячным сроком. Я отказался подписать бумагу, ссылаясь на нереальность такого решения. Документ ушел с пометкой “т. Новиков от подписи отказался”.

Опять мы на докладе у Берии, опять полный кабинет народа, включая наркомов не только оборонных отраслей, но и других.
Дошла очередь до нашего вопроса. Берия читает бумагу. Обращаясь к Кузнецову, спрашивает, почему нет подписи Новикова?
Василий Васильевич отвечает, что Новиков считает сроки нереальными.
Тогда Берия ко мне довольно сердито:
– Какой срок ставить, товарищ Новиков?
Я еще раз подтвердил, что минимальный срок – это семь с натяжкой месяцев. Берия сплюнул в сторону, выругался и сказал:
– Принять предложение Новикова.
На этом инцидент был исчерпан».

Почему Берия принял мое предложение при другом мнении авторитетных членов комиссии?  Он сам смертельно боится обмануть Сталина, который многое прощает, но обмана – никогда.

Берия вёл себя как любой хороший хозяйственник, прекрасно знающий  реальность «нереальных» сроков и понимающий тот предел, за которым давить на подчиненного уже не имеет смысла.

Кстати, тот же Новиков пишет, что после того, как ВПК оказался под кураторством Берии, аресты заводских работников практически прекратились. Берия защищал своих заводчан от своих же чекистов. Защищал он их и от Комиссии партгосконтроля. Как-то  Новиков получил выговор «за пьянку во время войны» - отметил встречу в Ижевске с местным заводским начальством.  Берия не поленился по собственной инициативе проверить эту историю и добился того, что выговор сняли.

Кстати, насчет ругани. Многие товарищи по партии отмечали интеллигентность Берии. К началу войны Берия, много и плотно общаясь с представителями промышленности, полностью преодолел интеллигентское чистоплюйство и матерился не хуже любого начальника цеха. С кем поведешься…
Те, кто работал на заводах и стройках, знают цену «убедительности» слова!

Подробно  здесь: ссылка не отображается.

5.02.17


Рецензии
Вы написали, что у Победы много факторов. Главный, без которого и героизм бы нас не спас – блестяще отработавший всю войну Военно-промышленный комплекс. И что курировал ВПК Л.Берия. Всё правильно. Хочу вставить и
свои пять копеек.

В переброске промышленных предприятий на восток страны большую роль сыграл Л.П.Берия. Вот какую информацию по этому поводу я обнаружил в Интернете, привожу её полностью:

"В годы войны Берия занимал высокие должности в Государственном комитете обороны (ГКО), являлся постоянным советником Ставки Верховного Главнокомандования, заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и наркомом внутренних дел. По уровню ответственности он фактически был вторым после Сталина человеком в стране. Это предопределило и степень его вовлеченности в те сферы деятельности, от которых во многом зависел итог войны с Германией.
Однако вклад Берии в общую Победу начался задолго до войны. С 1939 по 1941 год при его непосредственном участии на Урале и в Сибири было возведено свыше 2000 производственных площадей, куда в случае войны должны были эвакуироваться промышленные предприятия. 22 июня 1941 года опасения советского руководства подтвердились – сразу же за вторжением немецких войск началась эвакуация стратегически важных предприятий. За считанные месяцы под контролем НКВД на восток страны было переброшено свыше 1,5 тысяч производств и около миллиона человек: тысячи железнодорожных составов, двигавшихся один за другим на расстоянии тормозного пути под непрерывными обстрелами и бомбежками, успели вывезти практически все оборудование и технику в тыл".

Об этом Хрущев предпочитал умалчивать.

На одном из таких предприятий, это был машиностроительный завод МПС, переброшенном из Калуги в Красноярский край, в конструкторском отделе работал мой дядя, брат моей мамы, Дьяконов Николай Николаевич. Заводской эшелон с работниками завода, их семьями и оборудованием убыл из Калуги за несколько дней до входа в неё немецких войск. И там, в Красноярском крае, завод развернулся и вскоре стал выпускать нужную фронту продукцию.

Вадим Прохоркин   09.09.2021 18:54     Заявить о нарушении
С одной стороны Никита в этом плане дурак и подлец, а с другой стороны у него не было выбора - и Жуков и Берия рано или поздно его бы "поставили на место". Он плохо себя чувствовал в их присутствии, у него попа к стулу прилипала. Жукова он ликвидировать не посмел, а Берию оболгал и расстрелял.
судить не смею - Жуков был великий воин, но никакой политик, о заслугах Берии народ ничего не знал.
В одном уверен - на месте Никиты человек вёл бы ту же политику укрепления ядерного щита и всего прочего.
Я как раз был в десятом классе и был восторженный "хрущевист". А про Сталина нас это мало трогало. Но Берия был для страны долгое время был исчадием ада.
Никита многое сделал для страны, но из-за Сталина вконец испортились отношения с Китаем.

Синдром "Хрущёва-Жукова" срабатывает даже на низких уровнях власти. Вот характерный эпизод из моих "мемуаров":
<<После А.В Шлепова отделением заведовал Н.А. Симановский. У С.Г. Бабаяна был не лучший период в жизни - работа на износ, бесконечные дежурства и периодические ресторанные ужины привели к бессоннице. Лечился он «проверенным» методом и на работе иногда выглядел не совсем здоровым. С Симановским они были на «ты», но служба службой и Наум Абрамович, порой очень жестко «ставил на вид» Сурену Григорьевичу. Однажды, когда Сурен Григорьевич чуть не упал на лестнице, Наум Абрамович взорвался: «Толку с тебя нет, только пьёшь, да за юбки цепляешься!» Талантливый руководитель воспитывал талантливого хирурга.
Все поменялось в одночасье: после серии микроинфарктов Симановский оставил пост, и заведующим утвердили Бабаяна.
Если на обходах заострялось внимание на засорившейся раковине, разрушенном паркете или отпавшей штукатурке, Наум Абрамович с дружеской ухмылкой замечал: «При мне этого не было!». Сурен Григорьевич терпел месяц, потом перевел Симановского в травмполиклинику. Главный врач В.Ф. Валошин помирил их, он убедил Н.А., что спокойная работа в поликлинике полезнее для здоровья, чем нервотрепка в стационаре.
Так и вышло - Наум Абрамович вел прием на травмпункте, в просторном, светлом кабинете, с симпатичными медсестрами и юными практикантами. С восьми до двух, два выходных и минимум поступлений в дневное время.
Так Бабаян «репрессировал» Симановского.>>

Да и других службах новый заведующий зачастую "сдыхивает" бывшего в другую медсанчасть.

Евгений Нищенко   09.09.2021 21:12   Заявить о нарушении
Хрущев был капитально замазан в разгуле репрессий 30-х годов, что Берии было хорошо известно. А главное - он видел в Берии соперника, потому-то и поспешил его убрать.

Вадим Прохоркин   09.09.2021 21:51   Заявить о нарушении
"Разгул репрессий" это была жесточайшая борьба за власть. Убирались непримиримые антисталинисты и противники курса Сталина. Ни одного "политического" из сидевших не встречал, а вот уголовники сплошь и рядом. Сейчас бы устроить "чистку партии" - 95 из ста сели бы и даже на вышку потянули бы. Потом это назвали бы "разгулом".
Однако, здесь литература и проблемы Онегина с Татьяной поважнее каких-то дел давно минувших дней! )))

Евгений Нищенко   10.09.2021 00:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.