Легенда о Гоб-Раце

Это легенда о народе Ванов и об их могучем защитнике, непобедимом Гоб-Раце.
Издавна жили Ваны между Ледяной рекой и Болотными горами, выращивали съедобные корни, ели протухшую рыбу, пили ядовитую воду, торговали чёрным маслом. Соседние народы охотно покупали чёрное масло Ванов, но были в обиде на них за то, что платить приходилось слишком много. В обмен на чёрное масло Ваны получали с других племён рубахи и топоры, колёса и колосья.
Старцы рассказывали, что когда-то в древние времена Ваны были искусные мастера и сами умели делать колёса и топоры, шить рубахи и собирать колосья. Но постепенно разучились. Руки их стали скользкими от чёрного масла, трудно ими было делать топоры и колёса, земля пропиталась маслом, и не всходили на ней колосья, рубахи у Ванов получались неуклюжие, кривые, потому что чёрное масло стекало по их глазам. Только и умели они делать протухшую рыбу. Соседние племена ловили её в морях и озёрах, привозили Ванам в обмен на чёрное масло, а Ваны брали рыбу и делали её протухшей. Дивились соседи, как это Ваны едят протухшую рыбу, пробовали сами её поесть, да плевались и морщились. Никому не нравилась протухшая рыба, кроме Ванов. А Ваны ели да нахваливали. А из обычной воды делали они ядовитую. Эту воду тоже никто не мог пить кроме Ванов. Те из соседей, что отведали ядовитой воды, либо померли, либо сами стали Ванами. Некоторые из Ванов ещё выращивали съедобные корни, но с каждым годом всё меньше и меньше. Да и то правда, зачем выращивать корни, когда можно выменять их на чёрное масло!
Так и жили себе Ваны, никого особо не трогали, хоть на словах и задирались часто. Вечно им не нравилось, как живут их соседи и что они говорят о Ванах. А соседям Ваны тоже не особо нравились, но ради ванского масла терпели они Ванов, слушали их крики и песни по ночам, смотрели на их мрачные лица и терпели. Только Ванам всё казалось, что соседи замышляют недоброе. То ли хотят выгнать Ванов за Ледяную Реку и захватить всё ванское чёрное масло, то ли заставить Ванов делать колёса и топоры. Может, соседи и замышляли что, но скорее нет.
Однако Ваны беспокоились и призвали на помощь могучего Гоб-Раца. Им нужна была защита, а Гоб-Рац был защитник, им нужна была сила, а Гоб-Рац был силён, очень силён. Они не доверяли своим соседям, а Гоб-Рац был очень прозорлив, очень умён. И пришёл к Ванам Гоб-Рац и стал их защищать.
Ваны были довольны таким защитником, теперь уж никто из соседних народов и племён не мог выгнать Ванов с их земель, никто не мог заставить их делать топоры или колёса. А в благодарность за это Ваны приносили Гоб-Рацу половину всей протухшей рыбы и половину всей ядовитой воды, а также половину съедобных корней. Гоб-Рац пил ядовитую воду и нахваливал, ел протухшую рыбу и причмокивал. И возрадовались Ваны: сразу видно, что Он один из нас, ибо ест протухшую рыбу и пьёт ядовитую воду. Успокоились Ваны, жизнь их стала похожа на сказку, мир и благость воцарились на их землях.
Только теперь соседние народы и племена взирали на Ванов с завистью. Мало им, что у них есть чёрное масло, и мы отдаём им за масло свои колёса и топоры, а также колосья и рубахи. Так теперь у них есть ещё и Гоб-Рац, могучий защитник. Зачем им такой богатырь? Не иначе, хотят они захватить наши колёса и топоры, и наши колосья, чтобы пользоваться ими и не отдавать нам взамен чёрного ванского масла.
Так думали соседи. А может и не думали, но Ваны думали, что соседи так думали. И закончились покой и благость. Снова в землях Ванов было опасно, снова угроза мрачной тучей наползала со стороны соседей. И сказали Ваны Гоб-Рацу: соседи наши коварны и хитры, они очень опасны. Боимся мы, что ты не сможешь их одолеть, если решат они прийти на наши земли, отобрать наше масло.
И сказал Гоб-Рац: я силён, я могуч, я непобедим. Не стоит вам беспокоиться и бояться ваших соседей. Не в силах они справиться со мной. Но Ваны не могли перестать беспокоиться. Тогда Гоб-Рац сказал им: если вы так боитесь, что мне не хватит сил справиться с вашими соседями, то пусть каждый десятый из вас отдаст мне свою руку. У меня будет миллион рук, и тогда никто, никто не сможет победить меня.
Ваны совещались всю ночь, и ещё одну ночь, и ещё две. Они пили ядовитую воду, чтоб очистить свой разум, затем ели протухшую рыбу, чтоб очистить свой дух, и приняли решение. Затем они пили ядовитую воду и ели протухшую рыбу, чтоб замутить свой разум и зачернить свой дух, и приняли второе решение. Потом они сравнили два своих решения и возрадовались, ибо решения были одинаковые: надо отдать Гоб-Рацу свои руки.
Каждый десятый Ван отнял свою руку и отдал Гоб-Рацу. Тогда тот стал миллионоруким, и Ваны возрадовались, потому что теперь никто не мог устоять в поединке против Гоб-Раца, ни один, ни вдесятером, ни даже сотней. И снова воцарился покой в землях Ванов. Они перестали сажать съедобные корни, потому что их можно было получить с соседей. И сказали соседи: как же так? Раньше мы давали вам за чёрное масло лишь колосья и колёса. Затем вы стали брать ещё и топоры. А теперь вам и съедобные корни подавай? Ваны не стали отвечать соседним народам и племенам, а просто вывели Гоб-Раца и показали его соседям. Увидев миллионорукого защитника, соседи поняли, что придётся им отдавать съедобные корни Ванам. На том и разошлись.
Но опять стали беспокоиться Ваны. Что если хитрые соседи обманом проникнут в их земли, а Гоб-Рац не поспеет на помощь! Ведь теперь, с миллионом рук, он стал тяжелее и медленнее. И пришли Ваны к Гобу-Рацу и поделились своей печалью. Гоб-Рац задумался, а потом успокоил Ванов. Он сказал им: ничего. Я знаю, как избежать этой беды. Пусть каждый десятый из вас отдаст мне свою ногу, и тогда я стану миллиононогим, и не будет мне равных в мире по быстроте в беге.
Обрадовались Ваны и согласились, что это мудро. Каждый десятый Ван отдал свою ногу могучему Гоб-Рацу, и стал он миллиноногим, и не было в мире равному ему по быстроте в беге.
Теперь среди Ванов у каждого десятого не было руки, и у каждого второго из десяти не было ноги. Даже если б теперь и захотели Ваны выращивать съедобные корни, без руки или без ноги это было бы трудно. И те, у кого не было руки или ноги, смотрели на тех, кто имел все руки и ноги, и говорили: мы отдали свою руку или ногу для вас, для всех Ванов, чтобы наша жизнь была спокойной и безопасной. А что сделали вы, остальные? Надо, чтобы каждый из Ванов отдал что-нибудь Гоб-Рацу. Так мы сделаем его непревзойденным по могуществу, а сами будем равны каждый каждому.
Не всем Ванам пришлась по нраву эта речь. Но три ночи и ещё одну ночь они пили ядовитую воду и ели протухшую рыбу, чтоб принять два решения. И на утро решили: быть так. Каждый из Ванов отдал Гоб-Рацу кто руку, кто ногу. И стали они все равны каждый каждому. А Гоб-Рац стал десятимиллионоруким и десятимиллиононогим. Не было теперь равных ему во всём мире, никто не смог бы победить его или обогнать.
И снова возрадовались Ваны. Но потом заметили, что не все отдали свои руки или ноги. Некоторые из Ванов подумали, что когда у Гоб-Раца так много рук и ног, никто и не заметит, если будет на одну-две меньше. Осерчали Ваны на таких хитрецов и убили их. И отдали Гоб-Рацу их ноги, и их руки, и их зубы, и глаза, и прочее, сделав его еще могущественней.
Приходили соседние племена и народы к Ванам и дивились могуществу Гоб-Раца. Но дивились они и тому, что у всех Ванов не хватает – у кого руки, у кого ноги. А без рук или ног и чёрное масло было собирать всё труднее и труднее. Мало стало у Ванов чёрного масла, а значит, мало стало и колёс, и топоров, и колосьев, и рубах. И даже протухшей рыбы стало меньше – не хватало рук у Ванов, чтоб делать из обычной рыбы протухшую. Только ядовитой воды меньше не становилось. Потому что Ванам теперь нужна была ядовитая вода всегда, чтоб то прояснять свой разум, то замутнять его. Ибо приходилось им постоянно решать, как жить дальше. Как сделать, чтоб и масла, и колёс, и прочего становилось не меньше, а больше?
И решили они, прояснив свой разум, а затем замутив его, что вся беда их в том, что Гоб-Рац не достаточно могуч. Если б он действительно был самым могучим в мире, то не пришлось бы им выпрашивать колёса и топоры, соседи сами отдавали бы им и колосья, и корни. И рыбу не приносили бы обычную, а сразу бы делали протухшей. То-то бы Ванам было меньше забот. Ведь у них и так не хватает у кого руки, у кого ноги.
Вспомнили Ваны, как они отдали Гоб-Рацу зубы, глаза и прочее своих убитых сородичей, и как стал Гоб-Рац многозубым, многоглазым, и оттого ещё более могучим. Теперь никто не мог прошмыгнуть мимо Гоб-Раца незамеченным, его сотня глаз видела все. Сотня носов учуяла бы любой запах. Сотня ушей услышала бы любой звук.
И тогда решили Ваны отдать Гоб-Рацу ещё больше глаз, зубов, ушей и прочего. И отдали. Теперь у каждого из Ванов недоставало не только ноги или руки, но у кого глаза, у кого носа, у кого прочего. И стал Гоб-Рац несравненно могуч.
Но тысяча его новых зубов требовала всё новые съедобные корни! Тысяча его желудков хотела тысячу протухших рыбин. А сколько ему теперь нужно было ядовитой воды! И несли Ваны ему воду и рыбу, корни и колосья, а сами оставались голодны. Но зато их защитник был самым могучим во всех мирах! Никто из соседей не имел такого защитника!
Только Гоб-Рац ел всё больше и больше, а соседние народы и племена не давали рыбы и корней больше, чем раньше. Опечалились Ваны. Что делать? Как прокормить огромного Гоб-Раца? И как прокормиться самим? Попытались они сначала прояснить свой разум, а затем замутить его, чтоб принять верное решение, но то ли ядовитой воды стало совсем мало, то ли была она не такой ядовитой, как следует, только не получилось у Ванов прояснить разум. Лишь замутить и получилось. И приняли они своим замутненным разумом решение: отдать Гоб-Рацу каждого десятого Вана целиком. Ведь тогда и Ванов станет поменьше, а значит, на каждого оставшегося Вана придется побольше корней и колосьев, и Гоб-Рац насытится.
Так и сделали. И стало им покойно оттого, что нашли выход. И стали так поступать Ваны всякий раз, когда не хватало им корней или рыбы, или колосьев. Сначала проглотил Гоб-Рац каждого десятого, потом каждого второго из десяти, затем каждого третьего.
Тут снова забеспокоились Ваны, ибо поняли, что так скоро не останется ни одного Вана, а будет только огромный и ненасытный Гоб-Рац. Стали они снова думать, как быть. Но без ядовитой воды, без корней и колосьев, без рыбы, тяжело было думать Ванам.
И сказал один из Ванов: нас миллионы Ванов. Давайте разорвём Гоб-Раца на миллионы кусков, и каждому Вану достанется кусок. Мы съедим Гоб-Раца и обретём его силу и мощь. Каждый из Ванов станет так могуч, что нам не страшны будут никакие соседи.
Другой Ван сказал: да. Но тогда каждому из нас потребуется больше корней и колосьев, больше рыбы, чем сегодня. Ведь мы станем мощнее, и прежней еды нам уже не хватит. Что мы будем делать тогда? Без еды и без защитника?
Третий Ван сказал: нет. Пусть наоборот Гоб-Рац проглотит нас всех и станет одним огромным Ваном, и подчинит себе вселенную. И все корни, вся рыба будут его.
Да, сказал четвертый Ван. Но нас тогда уже не будет. Для кого же мы тогда это сделаем? Для Гоб-Раца? Но ведь это он нужен нам, а не мы ему!
Нет, сказал пятый Ван. Не он нам нужен. Нам нужны корни и колосья, вода и рыба. Вот что нам действительно нужно. А для чего нам Гоб-Рац, если он не даёт нам ни того, ни другого, ни прочего?
Шестой Ван сказал: да. Он не дает нам ничего, а мы даем ему всё. Таков миропорядок. И иначе не будет.
Седьмой Ван сказал: нет. Было иначе. Не всегда был у нас Гоб-Рац, раньше жили мы без него, и снова сможем. Надо только снова научиться растить корни, ловить рыбу, а может даже самим делать топоры и колёса.
Так говорили Ваны всю ночь. Потом говорили вторую. И говорят третью. Еще одна ночь осталась у Ванов, и надо будет им принять решение. Без помощи ядовитой воды и протухшей рыбы. Своим разумом и духом. Одно решение, не два. Единственное и верное.


Рецензии