Райский уголок

Райский уголок

Песок здесь удивительный. Он слегка волнистый, как старинная стиральная доска. Наступаешь, а следа почти не остается, такой он плотный. По такому песку приятно вышагивать босиком вдоль кромки моря – не проваливаешься, не скользишь. РАНЬШЕ я не так уж часто гулял по морскому берегу, может быть, раз в год во время отпуска. И песок в разных странах на разных морях был тоже самый разный. Белый и мелкий как мука. Желтый и всегда влажный. Перемешанный с обломками ракушек. Свистящий под ногами. Но такого песка нигде не было. Я могу идти по нему часами, не беспокоясь, далеко ли ушел от дома. Надоест – вернусь. От такой прогулки не устаешь, напротив – набираешься сил. Хотя, зачем тут нужны силы? Сплошной покой.
Тишина здесь тоже удивительная. Не глухая и ватная, а будто слегка звенящая, тонким эльфийским колокольчиком. Это если научиться слышать ее, не замечая шума волн. К звукам прибоя привыкаешь и перестаешь обращать на них внимание, начиная различать остальные звуки. Но в том-то и дело, что никаких больше звуков тут нет. Тишина, звенящая тишина.
Дом прилепился одной стеной к скале. Это огромный каменный обломок, неизвестно, как тут оказавшийся, посреди сплошного песка. Темная, почти черная громада торчит из почвы, похожая то ли на голову рыцаря, то ли на допотопную ракету. А справа, если смотреть от моря, к скале пристроен дом. Он выглядит как деревянный, но это не дерево, я специально внимательно рассматривал. Какой-то композитный материал, вроде тех, из чего делают настилы у бассейнов. РАНЬШЕ я такой уже видел. Похож на дерево, но не гниет, не горит, не боится влаги, идеальный стройматериал!
В доме просторная гостиная. Одна из стен, та, что выходит к морю, целиком стеклянная. Так что, можно сказать, что это не стена, а окно. Другая стена – каменная, это, собственно говоря, поверхность скалы, почти не обработанная. В глубине гостиной проход в кухню, а в центре большой стол и несколько стульев. Для чего здесь стулья? Кому на них сидеть? Справа от гостиной находится спальня, из нее есть выход на террасу. Здесь стоит очень удобное кресло. РАНЬШЕ я о таком только мечтал. Как будто специально рассчитанное на мой рост и фигуру, в нем так удобно сидеть и смотреть на море. Точно такое же кресло стоит и на берегу, так что можно выбирать, где сегодня устроиться наблюдать за волнами. Сначала я подолгу вглядывался в море, надеясь заметить дельфинов или других морских обитателей, но потом понял, что никого не увижу. Никого здесь нет. Только я.
Впрочем, на море и без того можно смотреть бесконечно, оно переменчиво и подвижно, оно выглядит и ведет себя по-разному изо дня в день, и в течение одного дня в разное время суток. Меняются оттенки, прозрачность, плотность, блики то становятся маслянистыми, то резкими, волны затихают или вздымаются, ветер то крепчает, то ласково стихает. Иногда так можно просидеть весь день, наблюдая, подмечая эти изменения. РАНЬШЕ я никогда подолгу не жил у моря. Потому так и не научился плавать. Иначе у меня было б еще одно развлечение. Но я обречен сидеть на берегу. Попытавшись несколько раз искупаться вблизи от берега, я обнаружил, что дно резко уходит вниз. А глубина пугает меня, сухопутного человека. Так что, максимум, чего я могу себе позволить, это сесть на песок у самой кромки воды и поболтать в воде ногами. Но и это уже что-то, при здешнем-то однообразии!
Нет, я не сетую. Отсутствие перемен и неожиданностей не раздражают меня, я привык и нахожу в этом даже удовольствие. Слишком много сюрпризов и крутых поворотов было в моей жизни, чтобы от них устать и стосковаться по стабильности и неизменности. Мне нравится, что не надо напряженно ожидать чего-то, строить планы, загадывать на будущее. Даже мечтать. Я был большим мечтателем РАНЬШЕ. Теперь с этим покончено. Мой дом у моря, песок и ветер, тишина и огромное пространство – вот все, что у меня теперь есть. И больше мне ничего не надо.
Я сижу в своей огромной гостиной за своим огромным столом с огромной чашкой чая. Обожаю чай! В длинном, во всю стену, буфете, за зеленоватой дверцей выставлены коробочки с чаем. Каких только сортов тут нет! Черный порох, зеленый крупнолистовой, благородный улун, серебряные шары, цветочные смеси, травяные сборы, есть из чего выбрать. Я открываю буфет и провожу рукой по баночкам и коробочкам, пока не пойму, чего мне хочется именно сегодня. Тут и вода закипает в чайнике. Я завариваю напиток и накрываю стол: моя любимая большая чашка, миска с сухофруктами, заварной чайник и салфетки. Все, больше ничего. Никакого сахара! Не потому, что он якобы вреден, нет. Просто сладкий чай – это уже не чай, невозможно почувствовать его аромат и вкус. Нет, нет, никакого сахара. Я и РАНЬШЕ так считал, но не имел такого выбора разных сортов и видов чая, как здесь.
Конечно, сначала мне очень не хватало компании. Хоть чай и не требует беседы, напротив, это напиток сосредоточения и расслабления, погружения и медитации. Болтать за чаем неуместно. А все ж перекинуться парой слов с кем-нибудь иногда хотелось. Первое время я очень много говорил вслух. То есть, не то чтобы беседовал сам с собой, а просто так, произносил в пустоту всякие ничего не значащие «Ого!» или «Даа…». Или вдруг принимался петь. Вообще говоря, бескрайний пляж, уходящий в обе стороны до самого горизонта, в большей степени вызывал желание декламировать стихи. Но как выяснилось, стихов я не помню. Так, пару строчек оттуда, пару – отсюда. Другое дело – песни. Их в моей памяти оказалось не в пример больше. Вот я и устраивал первое время вокальные концерты. Хорошо, что слушателей поблизости нет. Иначе попал бы я на штрафы, с моим-то голосом. Маршировал по берегу и горланил бодрые песни, а то ложился на спину, закрывал глаза и завывал что-нибудь протяжное, грустное. Но потом и это увлечение сошло на нет. Как-то неуместны здесь громкие звуки. Да и слова – все не о том. Так что, теперь я только слушаю. Бесконечную песнь моря. И время от времени – робкий негромкий напев ветра. Вот и вся музыка. Я и РАНЬШЕ мог обойтись без музыки, не ходил на концерты, не было у меня ни плеера, ни радио, так что к тишине я привычен гораздо больше, чем к музыке.
Другое дело – люди. Звуки человеческого голоса, вот чего мне здесь ужасно недоставало первое время. И не то, чтобы сообщить новости (какие уж тут новости, тут, где ничего никогда не происходит!) или послушать сплетни. Нет, хотелось просто спросить кого-нибудь: «Ну как, старина?» и услышать в ответ: «Да так все как-то…»
Вот и отправлялся я вдоль моря и шел без остановки часами, то ли надеясь увидеть где-нибудь другой дом с другими обитателями, то ли обнаружить иные следы пребывания людей. Конечно, я понимал, что ничего и никого не найду. Откуда я это знал? Да так вот, откуда-то ж. Даже не могу объяснить. Ну, как-то сразу тут понимаешь, что к чему. Хотя, пока не попадешь сюда, даже и не представляешь, каково это.
Пытаешься, конечно, представить, фантазируешь что-то. Читаешь, что думают об этом другие. Да только, кто ж может знать наверняка? То-то и оно… Но когда я увидел этот берег, услышал шум волн, а затем – обернувшись – впервые обнаружил дом у обломка скалы, я сразу моментально все-все понял. То, о чем даже не мог помыслить РАНЬШЕ. Все стало кристально ясно и понятно, так, будто я все это знал и прежде, уже давно, может быть даже с самого рождения. Знал, но забыл. А тут вдруг разом вспомнил. И потому – ни удивления, ни разочарования или наоборот радости – не испытал. Спокойно так все осознал и – вошел в дом.
Такого уютного, удобного и красивого дома у меня никогда не было. Здесь нет ничего лишнего, ничего кричащего, никакой роскоши. Но все очень добротное, качественное. Дом светлый, просторный, дышится здесь на удивление легко и свободно. Бояться или опасаться здесь совершенно нечего. Не о чем тревожиться. Некого подозревать. Не к чему стремиться. Нечем разочаровываться. Нечего ждать. Некого любить.
О, любовь! Когда РАНЬШЕ я пытался представить себе это место, конечно, не догадываясь ни о море, ни о песке или о доме, прилепившемся к скале, я думал что здесь может быть что угодно, но в любом случае, должна присутствовать любовь. Почему я так решил? Воспитание, книги, старые мифы. Как же иначе? Любовь ведь превыше всего. Она начало всех начал. Она бесконечна и разлита по бескрайней вселенной, наполняя ее удушающий вакуум теплотой и смыслом. Так думал я РАНЬШЕ. До того, как попал сюда. А, попав, обнаружил, что нет здесь ничего, кроме бесконечного покоя и спокойной бесконечности. И даже то, что я принес с собой в этот пустой дом и на этот пустынный берег: мысли, страсти, идеи, догадки, мечты, страхи, все растворилось в этом покое и в этой бескрайности. Включая любовь. И вот когда все это исчезло, осталось позади, только тогда я стал частью этого места. И все реже вспоминаю того, другого себя, который был РАНЬШЕ. До того, как умер.


Рецензии