Ночной футбол

Полнолунный футбол

Добрый вечер, здравствуйте, приветствую также всех телезрителей, и спасибо за то, что пригласили в студию!
Конечно! Это большое событие, и мы все с нетерпением ждем его. Билеты на эту игру были распроданы, насколько мне известно, еще до начала предыдущего матча. А права на трансляцию были куплены просто за рекордную сумму. Впрочем, вам, как телекомпании, выигравшей тендер, это лучше известно. Мои поздравления!
Тому несколько причин. Я бы выделил две основные. Нынешняя игра связана с большими ожиданиями, надеждами всего общества. Мы все, весь мир, находимся сегодня в непростой ситуации. Отношения между некоторыми странами настолько обострены, что в воздухе ощущается угроза новой войны. Которой, конечно, никто не хочет.  И, тем не менее, разговоры о ее возможности возникают все чаще, а это очень опасный симптом. Узел экономических, политических, социальных проблем переплелся так туго, что выход из этой ситуации неочевиден. Аналитики предлагают множество вариантов, но все они противоречивы и в основном бездоказательны. Так что, игра, мы все в это верим, может стать долгожданным источником ответов на жизненно важные вопросы.
Разумеется, и это тоже. Полнолуние полнолунию рознь. Мы все слышали термин Суперлуние, об этом только и твердят газеты и телеканалы. Научно это называется перигей. Это такая точка на орбите Луны, когда она находится ближе всего к Земле. Мы это видим, замечаем, потому что луна становится огромная, что называется, с блюдце. Я позволю себе немного скучных цифр. Среднее расстояние от нашей планеты до Луны составляет порядка 384 тысяч километров. Представьте, что вы решили отправиться туда на автомобиле. Даже по скоростному автобану эта поездка займет у вас месяца четыре! А в момент перигея планеты существенно сближаются. Минимальное расстояние  - 356 тысяч километров. Ваша поездка на машине сократится на целую неделю! Вот что такое Суперлуние.
Можно и так сказать. Игра, которая происходит в суперлуние, это  - Суперигра. Действительно. Суперигра. И с ней связаны суперожидания… Да и магия круглых чисел тоже действует. Это юбилейный матч, и даже если б не было других факторов, уже только одно число «двести пятьдесят» вызвало бы ажиотаж.
Согласен с вами. К тому же я понимаю, что вы пригласили меня в эту программу именно для того, чтоб напомнить зрителям, как все начиналось. Ведь я знал Капитана еще до изобретения игры, и все происходило практически на моих глазах.
Да, его всегда называли Капитаном, я ни разу не слышал, чтобы кто-то обращался к нему по имени. Долгое время я даже и не подозревал, как его зовут. Я был ребенком, и моей заслуги в этом знакомстве не было. Просто мне посчастливилось жить по соседству с великим человеком. Я не скромничаю. Только благодаря Капитану я и стал кем-то, а до встречи с ним был обычным мальчишкой-шалопаем.
Нет, я тогда не знал ничего о его прошлом, и мне казалось, раз его называют Капитаном, то значит, он служил в морском флоте. Я был уверен, что дом у него полон всяких диковинок, привезенных из дальних стран, стены увешаны старинными картами, на полках модели кораблей, в гостиной штурвал, вместо окна – иллюминатор. Ха-ха, да, детские фантазии. Все мы увлекались приключенческими романами. И когда Капитан впервые пригласил меня в дом, я был, кажется, даже немного разочарован. Никаких астролябий или рынды там, конечно, не было. И даже чего-то, напоминающего о том, что он был знаменитым капитаном знаменитой футбольной команды, я тоже сперва не заметил. Уже потом разглядел небольшую полку с парой кубков и групповой фотографией: вся команда в желто-белой форме, в центре – Капитан, молодой, без бороды, но уже тогда с совершенной белой шевелюрой.
Спасибо, да, это тот самый снимок, хорошо, что вы его разыскали… Так вот, ммм, почему Капитан заинтересовался моей скромной персоной? Он в то время был увлечен шахматами, придумывал с ними всякие штуки, а я неплохо играл, для своего возраста, конечно. Вот он и позвал меня. Родители относились к Капитану с симпатией, или, скорее, с уважением, так что они позволили мне пойти. Мы сыграли с ним пару-другую партий. Мне показалось, что Капитан следит не столько за игрой, сколько за мной: как я обдумываю ходы, как принимаю решения. И после третьей, кажется, партии он начал рассказывать. О том, что шахматы изначально были священной игрой, и смысл ее был не в победе одного игрока над другим. Все фигуры и их взаимное расположение в каждый отдельный момент имели символическое значение. Ну, как в гадальных картах. Только там все зависит от случайного расклада, а в магической шахматной игре фигуры передвигались по воле игроков. То есть, на доске возникала определенная позиция, как результат двух разных воль. Случайность здесь была сведена к минимуму.
Понятным для детского разума языком он сумел мне объяснить, в чем недостаток обоих подходов: и карточного гадания, и символических шахмат. Карты ложатся по воле случая, и предсказания, сделанные на их основе, не могут отражать реальность в полной мере. Так же, как и гадание на кофейной гуще или толкование полетов птиц, карты не учитывают человеческого фактора. А ведь любое событие в мире есть следствие, как случайных факторов, так и людской воли. В шахматах же, наоборот, не учитывался элемент случайности, или фатума, словом, чего-то, от людей не зависящего.
Да, совершенно верно! Шахматы «с болваном»! Именно тогда он и придумал эту игру. Капитан был увлечен своей идеей, и ему не терпелось ее опробовать. У него был постоянный партнер по шахматам, старинный друг или родственник. Но не хватало третьего игрока, в меру толкового, и в силу неопытности – не вполне предсказуемого. Ребенок, знающий правила игры, но еще не погрязший в стереотипных комбинациях, подходил идеально.
Думаю, да, стоит напомнить нашим зрителям правила той игры. Сегодня они уже подзабыты. Итак, шахматы «с болваном». Болван, конечно, в кавычках. Доска классическая, фигуры те же, правила в основном без изменений. Отличие одно – играют трое. Каким образом? Сначала бросают жребий, кому играть черными, кому белыми… Предлагаете показать? О, какой сюрприз! Вы заготовили шахматную доску! Отлично, лучше один раз увидеть, это правда. Так, ставьте шахматы сюда, на столик. Но нам нужен третий, как он в свое время понадобился и Капитану. Конечно, такая очаровательная девушка идеально подходит. Присаживайтесь. Итак, предположим, ваши фигуры белые, соответственно, ваш и первый ход. Е2-Е4. Превосходно! Вы, юная красотка, в данный момент не ходите. Поскольку вы – «болван». Не переживайте, ничего обидного в этом слове нет. Кроме того, мы все побываем в этой роли, дайте время. Следующий ход мой. Я двигаю черного коня вот так. Сейчас это не имеет большого значения, мы ведь просто намерены показать принцип игры. Теперь пора ходить белым. Но! Сейчас «болваном» становитесь вы. То есть, сидите, сложа руки и не трогаете фигуры. А ход совершает наша юная помощница. Да, можно этой пешкой, вполне, почему бы и нет. Теперь начинается самое интересное. «Болваном» становлюсь я, иначе говоря, пропускаю ход. Я, но не черные фигуры. Ведь их очередь. И ходите ими вы. Именно так! Только что вы играли белыми, а теперь ходите за черных. А следом за вами вступаю в игру я, но уже белыми фигурами. Улавливаете принцип? Сначала вы шагаете белыми, затем пропускаете ход, а потом уже играете черными, точно так же и мы оба, постоянно чередуемся. И ваша задача, как игрока, поставить мат, как и в обычных шахматах. Но мат королю какого цвета? Это зависит от того, какими фигурами в данный момент вы играете! Ведь ровно через один ход вы уже будете на противоположной стороне. Согласен, непросто. Очень непросто! Но в том и смысл. Вы не становитесь на чью-то определенную сторону, вы играете беспристрастно, как бы сверху, над ситуацией. Каждый ваш ход может создать угрозу для вас же. Вы ставите шах королю, а в следующий момент должны найти выход для этого короля. По-моему, гениально!
Благодарю вас за участие, красавица. Да, доску тоже можно убрать. Суть мы вместе с вами объяснили. Это была не первая модификация шахмат, придуманная Капитаном, и не последняя. Был четырехцветный вариант, была игра, где фигуры могли стрелять, шахматы с дополнительными жизнями и множество других оригинальных идей. Но шахматы «с болваном» запомнились мне больше других. Мы играли в них сотни раз, пока не научились мыслить иначе, чем в стандартной игре, пока не разработали стратегию, не освоили всякие хитрости и уловки. Прекрасное было время!
В том-то и дело. Для меня это было прорывом, революцией, перевернувшей всякие представления об игре. Ведь подавляющее большинство игр построено по такому же черно-белому принципу. Вы можете играть зелеными, а я красными, суть не меняется. Я в одной команде, вы в другой, фигуры ли у меня или партнеры, но я играю ЗА них и ПРОТИВ вас. Здесь же все иначе. За кого я? За какой цвет играю, за какую команду? Это не просто выдумка нового развлечения, это глубокая философия, плод размышлений не о шахматах, а о сути человеческой природы. Ведь все мы склонны к тому, чтобы делить мир на своих и чужих. Я за вегетарианцев, а вы за мясоедов, одному нравятся ремни, а другому подтяжки, он в партии трезвенников, она любит выпить. Остроконечники и тупоконечники, как у классика, совершенно верно!
Капитан же попытался сломать схему. Да нет, не попытался, а сломал! Но ему было этого недостаточно. Очень скоро я уже играл в шахматы «с болваном» с другими партнерами, потому что Капитан совершенно охладел к игре. Ему и эта идея стала представляться порочной. Слишком жесткие правила, или недостаточно места для импровизации, или мало игроков, не знаю. Он каждый день выдумывал что-то новое. То брал за основу карточную колоду и экспериментировал с ней, то обращался к детским дворовым забавам, изобретая новые правила для пряток или салочек, то начинал клеить собственные фигурки и игровые поля, совершенно небывалые и фантастические. Был бильярд с кубиками вместо шаров, сначала обычных, а затем с кубиками Рубика. Мы играли в буриме, используя азбуку Морзе. Он придумал свой вариант игры «в мафию», скрестив ее с домино, а «Монополию» соединил с игрой в бирюльки. Это были прекрасные времена! Я тоже с детским азартом включился в эти поиски, предлагал свои идеи, и мы вместе придумывали правила, рисовали кубические карты и круглые шашечные доски. А потом Капитан съездил в Мексику.
Точно не знаю, кажется, на похороны старого друга, возможно игрока его старой команды. Наверняка это можно уточнить. Я помню лишь одно. Когда Капитан вернулся, он стал другим. Я зашел к нему и увидел посреди комнаты огромную коробку. С каким-то диким азартом Капитан бросал в нее без разбора все свои изобретения, все эти фигурки, фишки, карты, схемы. А когда коробка наполнилась, он со смехом вскочил сверху, чтобы утрамбовать содержимое, поскольку в комнате оставалось еще много того, что теперь он считал мусором. Мы вместе вынесли полнехонькую коробку на свалку, и когда возвращались домой, он даже не обернулся. А ведь там были плоды нескольких лет, работа ума, воображения. И все это, вот так, без всякого сожаления, Капитан выкинул из своего дома и из своей жизни. Я к тому времени из ребенка превратился в подростка. Трудный переходный возраст, ну вы понимаете. Так что, поступок Капитана я воспринял как предательство. Меня, себя, наших лет увлекательных поисков. Я был обижен, разочарован, назовите, как хотите. Он пытался мне объяснить, что произошло, начинал рассказывать о Мексике и о том, что он узнал там, но я не слушал. Уходил от разговора. И перестал ходить к Капитану.
Нет-нет, мы продолжали жить по соседству, уехал я немного позже. А в те годы я был по-прежнему рядом, но будто далеко. Нашим близким отношениям пришел конец. Да и я вошел в тот возраст, когда появляются совсем другие увлечения. Девушки, вечеринки, все такое. Я понятия не имел, чем занимается Капитан, изобретает ли он новые игры или забросил это дело. А затем я услышал про Ночной футбол. Не помню, от кого именно, возможно, что от своего отца. Он не был особо дружен с Капитаном, но зато и не прекращал с ним отношений, пусть и поверхностных. Да, именно от отца, точно. Он ведь в юности тоже увлекался футболом, конечно, на уровне студенческой команды, до Капитана ему было далеко. Но когда Капитану понадобилась помощь, и он по-соседски обратился к моему отцу, тот не отказал. Я увидел, как отец примеряет перед зеркалом спортивную форму. Футбольную форму. Белые трусы, белые гетры, белую футболку. Часть была перешита, часть откопана в старом хламе, а бутсы и гетры отцу пришлось специально купить. На мой вопрос, не собирается ли он тряхнуть стариной и поучаствовать в состязании ветеранов, отец сначала смутился, а затем рассказал про Ночной футбол.
Я ничего не путаю, именно так: Ночной футбол. Полнолунным его стали называть немного позже. Капитану удалось договориться с владельцами стадиона, чтобы они пустили его с товарищами на поле ночью. Днем нужно было платить аренду, а средств у Капитана на это не было. Понимаете, изначально не планировалась играть именно ночью, так уж вышло. И новый, придуманный Капитаном футбол стал Ночным.
Хоть моя дружба с Капитаном и казалась мне тогда чем-то бесконечно далеким, почти забытым воспоминанием детства, все-таки упоминание о неком новом футболе сразу разбудило во мне интерес и азарт. Я начал расспрашивать отца, но он сам не знал всех деталей. Капитан не посвятил своих игроков в подробности, обещав проинструктировать прямо в день игры. Точнее, в ночь. И я пошел на стадион вместе с отцом.
Да, никак не среагировал. Похоже, он меня даже не заметил. Ведь я был не в белой форме, как игроки. На темной трибуне, в темной одежде меня практически не было видно. Ведь прожектора не горели, за электричество тоже надо было платить. Именно поэтому игра и была назначена на полнолуние. С погодой повезло. Луна светила так ярко, что разметка на поле была отлично видна. Оттого же и цветом формы был выбран белый. Причем, у всех двенадцати игроков. Я-то думал, что команды должны отличаться цветом формы. Впрочем, сами игроки были обескуражены не меньше моего, когда обнаружилось, что все одеты в белое. Как же отличить, где свои, а где чужие? И Капитан провел короткий инструктаж.
Теперь эти правила все знают назубок, а в ту ночь я услышал их впервые. И игроки тоже. Они обступили Капитана у ограждения, я сидел тут же неподалеку, среди десятка болельщиков, которые пришли вместе с игроками, как я со своим отцом. Мы слушали Капитана, пытаясь понять, в чем смысл этой новой игры. Конечно, футболисты, собранные Капитаном, были почти не знакомы между собой, совершенно разные люди, случайные. Оттого и вопросы были самые неожиданные. Но Капитан отвечал всем, и по его ответам – быстрым, четким – было понятно, что он уже задавал все эти вопросы сам себе и долго размышлял над ответами, находя верные и однозначные формулировки.
Нет, не в ту ночь, чуть позже. Я пришел к нему, и мы поговорили о Ночном футболе подробнее. По старой памяти Капитан принял меня радушно, хотя и несколько отстраненно. Тем не менее, он рассказал мне об игре «пок-та-пок», с которой познакомился во время своей поездки в Мексику. Именно эта игра, которую еще называют «пелота», и повлияла на Капитана, заставив его забыть о настольных играх и перенести свои эксперименты по поиску Идеальной Игры на футбольное поле. Размышляя об игре, столь популярной в цивилизации майя, Капитан понял, что субъектами игры должны быть не фишки, не карты, не фигурки, а живые люди. Сами же игроки должны быть и собственными фишками, так он сказал.
Разумеется, изобретенный им футбол был далек от игры майя, и уж тем более ни в коем случае не копировал ее. Там все-таки существовали две команды, возглавляемые капитанами. У каждой из команд было каменное кольцо, выполнявшее функцию футбольных ворот, или баскетбольной корзины. В это кольцо нужно было забросить мяч, что не так-то просто. Ведь бить по мячу разрешалось только бедрами и плечами, а кольца были укреплены на большой высоте. Так что, криками «Гол!» трибуны оглашались не часто. Попадание мяча в кольцо было событием редким, праздничным. Собственно, игра могла продолжаться несколько часов и закончиться после единственного гола. Причем, существовал и ночной вариант игры «пок-та-пок», о чем мало кто знает, и даже Капитан забыл, когда придумывал свою игру. Так что, еще раз хочу сказать, что ночным футбол стал по чистой случайности.
Вы правы, о трибунах и криках «Гол!» я упомянул условно. Ибо трибун как таковых, в нашем понимании, у майя практически не было. Это была сакральная, ритуальная игра, не для широкой публики. Именно это и послужило для Капитана отправной точкой. Майя воспринимали «пок-та-пок» не как состязание, а как своеобразное гадание. В ходе игры, в последовательности атак, в перемещениях игроков они видели прообраз грядущих событий, который нужно было расшифровать специально обученным жрецам. Эти жрецы-толкователи и были основной аудиторией игры. Позже, уже на закате цивилизации майя, игра приобрела и спортивный вариант. Появилось что-то вроде тотализатора, клубы болельщиков и прочее. По мысли Капитана, тут-то собственно игра и кончилась.
Скорее всего, да. Жертвы были. До сих пор ученые не смогли установить однозначно, какая из команд приносилась в жертву – победители или проигравшие. И вся ли команда в полном составе. Возможно, лишь капитан. Но то, что по окончании игры убивали капитана команды – это известно доподлинно. Отрубали ему голову. Со всеми почестями, в торжественной обстановке. Именно поэтому я склонен думать, что погибал капитан победившей команды. Это была высокая честь – быть обезглавленным на игровом поле, и эту честь надо было заслужить. Возможно, вместе с капитаном убивали и игрока, забросившего мяч в кольцо. Возможно. Некоторые исследователи настаивают, что вся команда приносилась в жертву. Не будем спорить. Фактов мало, сплошные догадки. Да и не важно это сейчас, когда мы говорим о Ночном, простите, о Полнолунном футболе.
Капитан понял главное, не обращая внимания на частности: ворота или кольцо, количество игроков, кого приносили в жертву. Все это осталось в Мексике. А на ночном футбольном поле благодаря Капитану и его нескончаемой энергии, его поискам и размышлениям, его пробам и экспериментам, в которых принял свое посильное участие и ваш покорный слуга, возник Полнолунный футбол. Без которого мы теперь не можем представить нашего мира. Эта игра стала необходимой и, возможно, важнейшей составной частью того, что раньше называлось политикой, экономикой, философией. Все эти социальные институции существовали, управляемые интересами отдельных людей и групп, их непредсказуемыми волями и желаниями, соображениями выгоды, амбициями, неудовлетворенностью, мечтами, идеями. Это была неисчисляемая сумма многих и многих векторов, не подвластная анализу и недоступная для прогнозов. Правительства, общественные группы, корпорации разрабатывали планы своих действий с помощью дискуссий или авторитарных решений, но всегда это был лишь человеческий фактор. Представители религиозных конфессий, напротив, уповали исключительно на Промысел. Как и фаталисты всех мастей. Капитан смог соединить все эти разрозненные векторы в одном фантастическом танце, в судьбоносном кружеве человеческих тел, в иероглифе, начертанном белоснежными фигурами на темном поле ночного стадиона. И этот иероглиф теперь управляет нашей жизнью, судьбами людей и наций. Благодаря Полнолунному футболу человечество два десятка лет не знает войн и голода. И хотя конфликты никуда не исчезли, различные интересы и порой диаметрально противоположные представления людей о мире по-прежнему разъединяют нас, сталкивают в дискуссиях, иногда очень острых, мы знаем теперь решение. Мы умеем находить выход из любой конфронтации и конфликта. У нас есть Игра.
Сегодня на ночное поле снова, уже в двести пятидесятый раз выйдут игроки, облаченные в белое, и мир, затаив дыхание будет следить за их перемещениями, за полетами мяча, вникая в смысл этих знаков и обретая понимание: как жить дальше, что делать, и каково наше ближайшее будущее!


Рецензии