Свиток и сапог. Глава 92

1.В этой главе мы продолжаем матричный анализ истории царя Давида и восстания против него его сына Авессалома. Как я отметил в предыдущей главе, этот эпизод очень важен для понимания проекта Иисуса, а точнее для понимания того, от чего отталкивался, что хотел преодолеть и чего хотел избежать Иисус для созданного им  движения. Ниже я вновь воспроизвожу ключевой отрывок из текста второй книги Царств, рассказывающий о начале восстания Авессалома.

1. После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов.
2. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой,
3. тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.
4. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде.
5. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его.
6. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян.
7. По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне;
8. ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу.
9. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон.
10. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне.
11. С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело.
12. Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.
13. И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома.
14. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом.
15. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы — рабы твои.
16. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома.
17. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата.
18. И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя.
19. И сказал царь Еффею Гефянину: зачем и ты идешь с нами? Возвратись и оставайся с тем царем; ибо ты — чужеземец и пришел сюда из своего места;
20. вчера ты пришел, а сегодня я заставлю тебя идти с нами? Я иду, куда случится; возвратись и возврати братьев своих с собою; милость и истину с тобою!
21. И отвечал Еффей царю и сказал: жив Господь, и да живет господин мой царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой.
22. И сказал Давид Еффею: итак иди и ходи со мною. И пошел Еффей Гефянин и все люди его и все дети, бывшие с ним.
23. И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ по дороге к пустыне.
24. Вот и Садок, и все левиты с ним несли ковчег завета Божия из Вефары и поставили ковчег Божий; Авиафар же стоял на возвышении, доколе весь народ не вышел из города.
25. И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его.
26. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно.
27. И сказал царь Садоку священнику: видишь ли, — возвратись в город с миром, и Ахимаас, сын твой, и Ионафан, сын Авиафара, оба сына ваши с вами;
28. видите ли, я помедлю на равнине в пустыне, доколе не придет известие от вас ко мне.
29. И возвратили Садок и Авиафар ковчег Божий в Иерусалим, и остались там.
30. А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали.
31. Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи! разрушь совет Ахитофела.
32. Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.
33. И сказал ему Давид: если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость;
34. но если возвратишься в город и скажешь Авессалому: «царь, я раб твой; доселе я был рабом отца твоего, а теперь я — твой раб»: то ты расстроишь для меня совет Ахитофела.
35. Вот, там с тобою Садок и Авиафар священники, и всякое слово, какое услышишь из дома царя, пересказывай Садоку и Авиафару священникам.
36. Там с ними и два сына их, Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара; чрез них посылайте ко мне всякое известие, какое услышите.
37. И пришел Хусий, друг Давида, в город; Авессалом же вступал тогда в Иерусалим.

(Вторая книга Царств 15:1-37)

2. Как мы выяснили в прошлой главе Авессалом противопоставляет патриархальным проксимономным CBH и эпиномно-эгономным CFD тенденциям в политике царя Давида в этот период его жизни (ср. проанализированный мною во второй части эпизод с Вирсавией/Батшевой и убийством Урии)идеал одономного СВА правления в соответствии с нормами справедливости (верхнее левое контекстное поле общих принципов истины и справедливости А и опорная нормативная диагональ СА, соединяющая это поле с нижним правым контекстным полем автономной личности С).

3. Однако за этим одономным фасадом скрывается жажда власти и связанного с ней роскошного образа жизни, почестей, влияния и привилегий. В матричном квадрате эта тенденция отображается эндономикой CBF, опирающейся не на нормативную СА а на полу вертикальную диссоциативную диагональ CF, предполагающую использование насилия и нарушение справедливости ради достижения власти (контекстное поле субъекта власти F в середине верхней сигнификативной горизонтали АВ среднего матричного квадрата АВСD).

4. Помимо эндономики и в дополнение к ней в поведении Авессалома прослеживается вероломство, мстительность и жестокость, отображаемые в матрице двусложной бицентрической парадигмой версономики DHBG, состоящей из двух треугольников верхнего и нижнего, образуемых пересекающимися диагоналями DG и НВ. С одной стороны версономика гомеотропна (подобна)таким парадигмам как тимономика (от греческого тиме почет, честь, почести)BHG, с которой она имеет общую сторону BG и общую дифференциальную (статусно-иерархическую) полувертикальную диагональ ВН, и гедономика DGB, с которой она имеет ту же общую сторону GB и общую перформативную диагональ DG. С другой стороны она имеет черты сходства с разрушительной и насильственной фрагментономикой DGE, в виде общей вышеупомянутой перформативной/победительной диагонали GD и с почти столь же насильственной властно-иерархической элитарной морфономикой BDH, с которой она делит дифференциальную диагональ ВН и общую сторону DH.

5. В этих критических обстоятельствах Давид сохраняет ясный ум и понимание ситуации. Он может рассчитывать на личную преданность слуг, и на поддержку части населения, а также верность наемников (Еффей), священников и друзей. Он использует эту поддержку для того, чтобы внедрить своих людей в число придворных Авессалома и тем самым помешать ему быстро уничтожить себя и своих сторонников, как предлагает Авессалому его наиболее дальновидный советник Ахитофел.

6. Давид также обнаруживает готовность работать с ситуацией, как она есть, принимая ее как решение Бога и считаясь с возможностью того, что это решение положит конец его земному существованию. Смирение в данном случае вовсе не означает пассивность, напротив оно обозначает твердое намерение работать с теми обстоятельствами и ресурсами, которые имеются, отложив в сторону бесполезные сожаления о прошлом величии. Не случайно, что он запрещает своим спутникам отомстить за оскорбления, которыми осыпает бегущего царя его противник Семей из династии Саула. Давид говорит своим людям:" Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему. Может быть Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие." (Там же 16.11-12).

7. В терминах матричного анализа этот поворот в поведении Давида обозначает переход от подорвавшей его правление (случай с Вирсавией и убийство Урии)  гедономики BGD (которая повлияла и на поведение Авессалома см. выше)к коллектономике DGC, парадигме смирения и сосредоточенности, которая разворачивает разрушительный, направленный вниз к D фрагментономный вектор GD (совпадающий с перформативной/победительной линией) в обратном направлении, то есть вверх, к контекстному полю "своих" инсайдеров G, тем самым перехватывая внутреннюю инициативу у Авессалома и подготавливая собственную конечную победу над ним.

8. Как мы убедились в ходе анализа отношений между Саулом и Дввидом в конце второй части книги Давид с успехом использовал коллектономную парадигму в критический момент тем самым одержав внутреннюю победу над царем Саулом, при этом удержавшись от того, чтобы уничтожить его физически и сохранив ему жизнь.

9. И теперь Давид хочет во чтобы то ни стало сохранить жизнь восставшему против него любимому сыну: семейная, частная парадигма любви и близости проксимономика СВН и здесь оказывается для него важнее логики политического конфликта. Однако сделать это Давиду помешает никто иной, как его лучший, испытанный полководец Иоав, который в решающей битве с восставшими отдаст приказ умертвить попавшего в плен Авессалома (там же 18. 15).

10.Когда Давид узнал об этом его горю не было предела:

28. И воскликнул Ахимаас и сказал царю: мир. И поклонился царю лицем своим до земли и сказал: благословен Господь Бог твой, предавший людей, которые подняли руки свои на господина моего царя!
29. И сказал царь: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Ахимаас: я видел большое волнение, когда раб царев Иоав посылал раба твоего; но я не знаю, что там было.
30. И сказал царь: отойди, стань здесь. Он отошел и стал.
31. Вот, пришел и Хусий. И сказал Хусий: добрая весть господину моему царю! Господь явил тебе ныне правду в избавлении от руки всех восставших против тебя.
32. И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Хусий: да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока!
33. И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! (там же 18)

11. Иоав же упрекает Давида и требует от него перестать вести себя так, как будто он сам потерпел поражение. Говоря языком матричного анализа властно-элитарная иерархическая морфономика BHD здесь сталкивается с проксимономикой BHC так же как это было в случае коллектономики и гедономики (см. выше). Таким образом происходит двойное (по горизонтали и по вертикали) расщепление формономной контекстной группы ВDC. Часть элиты вступает в конфликт с царем-ситуация на которую ссылается Иисус в евангельской притче о талантах.

1. И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
2. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.
3. И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.
4. А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!
5. И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и жизнь наложниц твоих;
6. ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее;
7. итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне.
8. И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришел весь народ пред лице царя; Израильтяне же разбежались по своим шатрам.
9. И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей, от Авессалома.
10. Но Авессалом, которого мы помазали в царя над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?
11. И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: скажите старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его?
12. Вы братья мои, кости мои и плоть моя — вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его?
13. И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
14. И склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои.
(Вторая книга Царств 19:1-14)

12. В следующей главе мы посмотрим, как этот анализ эпизода с восстанием Авессалома помогает нам лучше понять различные аспекты проекта Иисуса.


Рецензии