Родня

  За окном поезда медленно проплыл приземистый вокзал станции Чу. Состав остановился на пару минут, выбросил на раскалённый от солнца перрон редких пассажиров и снова стал набирать ход. Проводив его взглядом, мы с мужем  облегчённо вздохнули:душный, переполненный "плацкарт" остался позади, как и большая часть пути. Оставалось на автобусе доехать до города Фрунзе, а оттуда до Чуйской долины, где проживала его родня. Собственно, станция Чу-последний населённый пункт Казахстана, где-то тут, за поворотом, начинается  Киргизия, куда мы и направляемся. Вожделенный Иссык-Куль с неправдоподобно голубой водой, которым меня сюда и заманил любимый, казалось, был совсем уже рядом...
  Дотащив сумки и чемоданы до кассы вокзала, узнали, автобус на город уехал недавно, следующий будет только к вечеру... А солнце пекло немилосердно... 36 в тени... Ждать до вечера не хотелось. Словно читая наши мысли, к нам подошёл мужичек средних лет и предложил довезти на машине. Мы недоумённо оглянулись:никакого транспорта поблизости не наблюдалось:площадка возле вокзала пустовала. Но водитель пояснил, нам придётся самим нести вещи до авто, которое он оставил метров за 500 от вокзала:таксовать в открытую не положено, нетрудовые доходы, понимаете?
Мы всё понимали и уже через двадцать минут, удобно устроившись на заднем сиденье "Жигулёнка", ехали с ветерком в сторону Фрунзе.
-А вот и досмотр, -кивнул водитель в сторону припаркованного у обочины автобуса "Икарус".-Вы не волнуйтесь, нас не остановят, номера на машине местные..
 Возле автобуса стояли баулы, сумки, чемоданы, рядом по двое-трое кучковались люди. Странную эту картину под названием "досмотр" я наблюдала впервые в жизни.
-Но почему? Зачем?
-Борятся с наркотиками. Вдруг кто-то везёт,-пояснил водитель.
Мы замолчали,обдумывая услышанное.. Досмотр.. Обыск, так сказать.. А мы и не знали, что значит, жить у границы..
Машина бежала резво и вскоре запетляла по Курдайскому перевалу. С одной стороны двухполосной дороги прямо из-под колёс поднимались гористые холмы, которые мы то и дело огибали по встречной полосе, с другой была пропасть. Не сбавляя скорости наш провожатый не то ехал, не то низко летел над землёй. Время от времени щётки елозили по ветровому стеклу, сметая налипших насекомых, пару раз о решётку разбились не успевшие вспорхнуть воробьи.
-Господи, куда же Вы так летите?!- не выдержала я,- А вдруг встречная машина?!
-Значит судьба такая,- улыбнулся водитель.
Дорога как раз выпрямилась и в конце ровного отрезка, чуть правее, выросли два высоких пирамидальных тополя.
-В прошлом году, -добавил он, -на этом месте "Волга" разбилась. Вот так в тополя и ушла.. Пять человек в ней было.. Автогеном потом вырезали.
  Эта фатальность и пофигизм по отношению к себе, к жизни не раз удивляли меня, пока мы были в Киргизии.
  А тогда мои нервы были на пределе, от напряжения и страха я просто закрыла  глаза. Думала, меня ждут дома и молила Бога, чтобы мы уже, наконец, приехали.
 Но вот и автовокзал, ещё один отрезок пути позади. Стоило машине остановиться, как нас снова окутала духота, казалось, мозг плавится от жары. Угораздило же меня надеть джинсы в дорогу! Плотная ткань просто липла к телу, не пропуская воздух, скафандр какой-то. Ничего, ещё немного и будем на месте. Там, первым делом, в душ, потом перекусим(с утра ничего не ели) и отдохнём...
  Не успели мы выгрузить вещи, как моего Сашу куда-то повели два милиционера. Народу вокруг было, как песка в море, я испугалась и бросилась вдогонку. В отделении наши чемоданы открыли,молча перевернули всё вверх дном, при этом, случайно, конечно, на кафельный пол выскользнул и разбился флакончик моих французских духов, сокровище в те годы невероятное..
-Извините,-равнодушно отреагировал страж порядка и отпустил нас. Настроение было вконец испорчено.
-Саша, что они искали?
-Анашу, говорят.. Здесь многие её употребляют. Пойдём, а то снова на автобус опоздаем.

Увидев битком набитый, галдящий на непонятном языке, автобус, в котором свободным оставалось лишь пространство под крышей, я вдруг с ностальгией вспомнила наш вагон...
 Почти час езды в безвоздушном пространстве и мы, наконец, на месте. В тот момент выражение "семь потов сошло", как нельзя лучше подходило к нам обоим. Есть уже расхотелось и только душ и отдых казались мне близким и вожделенным миражом. Как навязчивая идея фикс...
 Надо сказать, родственники Саши-одни из немногих русских, кто ещё задержался в посёлке, расположенном в Чуйской долине. Большинство их соседей давно перебрались в город. Тётя Надя и баба Шура были родными сёстрами Сашиного отца. Почему к ним обращались по-разному:"тётя" и "баба" не знаю, видимо, в силу разницы в возрасте. Кроме того, у тёти Нади был муж, дядя Гриша, и четверо их детей, разбросанных по разным уголкам союзной тогда республики. Баба Шура была старшей, пережила смерть мужа и единственного сына.  Она одиноко коротала свои дни в саманном домишке в городе Рыбачье на берегу изумительно красивого озера Иссык-Куль до тех пор, пока тётя Надя с мужем не приняли решение забрать её к себе, в Чуйскую долину. Так мы и застали их всех вместе. Душевные, бесхитростные люди, прямолинейные и немного грубоватые в своей простоте, они умели и радоваться вместе, и грустить, и чувствам волю давать. А ещё чудить так, что нам, молодым, и не снилось...))

Завидев племянника, тётя Надя просто засветилась от счастья:
-Сашка! Племянник дорогой! Приехал, наконец-то!!! Да не один. Жена? Ну давай, знакомь. И не дожидаясь:
-Тебя звать-то как?
-Зоя.
-Вот и хорошо, Зоя, а я тётя Надя. Ты не стесняйся, мы люди простые, гостям завсегда рады, а уж родне и подавно... Сайчас мы с Саней за бутылочкой в магазин сбегаем,-она заговорщицки подмигнула мне, мол, сама понимаешь,- надо же встречу отметить. А ты пока рыбу поджарь, камбалу. Масло хлопковое вон стоит.. Мы щас, быстро..

Вот тебе и душ, и отдых, обречённо подумала я... Но делать нечего... Пришлось возиться с рыбой. Когда дошло до жарки, подозрительно понюхала масло, потому что ни разу на нём не готовила прежде. Однажды в детстве по ошибке, вместо подсолнечного, купила литр хлопкового. Ох, и досталось же мне тогда от мамы. Оно потом долго стояло под ванной рядом с банками краски и цветом напоминало олифу...
Уставшая вконец и одуревшая от жары я хлопотала у плиты и думала, как же всё-таки  Сашины родственники внешне похожи между собой:отец, сын, тётя Надя. Какое удивительное, ничем не разбавленное, сходство(я тогда не знала, что наш сын тоже будет папиной копией..)Темноволосые, круглолицые, с карими глазами и крупными чертами лица, они все были красивы по-своему, но что-то восточное явно проглядывало в каждом. Думаю, не зря нас задержали на автовокзале, не зря на улице к Саше на местном наречии обратился один киргиз и обиделся, когда тот не понял, от своих, мол, отрекаешься.. Позже  и я не раз поддразнивала мужа, что у них в роду кто-то явно согрешил..)) Муж горячился и показывал старинные фото, сделанные ещё на картоне:"Вот мой прадед-полковник царской армии, служил при дворе, а туда простых людей не брали. Вот моя двоюродная прабабка-настоятельница монастыря, игуменья.. Вот мои дед с бабушкой.." Да, мундиры, рясы, костюмы-всё было разным, но фамильное лицо было одно на всех, разве что женские черты были чуть мягче, чем мужские. Однажды даже моя мама перепутала внука с зятем. Увидев его садиковскую фотографию воскликнула:"Какой тут Вадик интересный!" Я только улыбнулась:"Мама, это не Вадик, это Саша." Какая всё-таки сильная кровь!
А тогда я чистила рыбу и думала, интересно, где баба Шура и похожи ли они с сестрой? Позже узнала, баба Шура из другой породы, видимо, в мать пошла, но всё-равно, есть что-то общее в лицах обеих сестёр. На тот момент ей было около восьмидесяти, точнее, 78. С точки зрения нас, молодых, возраст практически запредельный, время, когда уже ничего не хочется, и остаётся только сидеть в валенках  на печке и ждать смерти. Ну и лекарство по часам принимать... Так нам думалось тогда. Дядя Гриша же оказался щуплым, невысоким мужичонкой, лет 65, далеко не красавцем, с большими, заскорузлыми крестьянскими руками и какой-то озорной искоркой в глазах...Он постоянно был занят какими-то делами, управлялся на хоз дворе с лошадью, кормил скотину и птицу, что-то мастерил..

Странно, или я так была голодна, или всё оказалось вполне съедобным, но рыба ушла на "ура"...Немного посидев со всеми за столом, я удалилась в дом и упала на кровать, которую указала хозяйка дома. Мне хотелось только одного:чтобы обо мне все забыли.
- Ты отдохни пока,-ворковала поблизости тётя Надя,-дядя Гриша баньку к вечеру истопит, пельмешков попозже налепим и посидим уже по-человечески..
Её голос растворялся в воздухе и убаюкивал меня..
Часа через два я проснулась от голосов, доносившихся из соседней комнаты..Тётя Надя жаловалась:" Вот же черти! Снова свет отключили, холодильник разморозился. Пельмени же хотели делать. Фарш уже пахнет..  Но я думаю, ничего страшного, наш дед всегда любил мясо с душком. Побольше джусая в фарш добавим, нормально будет, как думаешь, Саня?"

Джусай, как оказалось, травка такая, нечто среднее между диким чесноком и луком. По вкусу, да и по виду тоже. Целая грядка этого полезного растения щетинилась  перед домом тёти Нади. Срезав добрую охапку, хозяйка принялась мелко шинковать его ножом на деревянной доске.
-Зачем так много?-удивилась я.
-Это я цыпляткам, они любят это дело..  Сплошные же витамины...))

Потом этой же травкой "реанимировали" фарш. Тётя Надя замесила тесто и мы принялись вместе лепить пельмени. Однако про себя я решила, что "мясо с душком" есть ни за что не буду. Тем временем дядя Гриша натопил баньку и позвал нас первыми мыться. Но едва переступив порог бани, я задохнулась от сухого жара. Волосы затрещали на голове и упав на четвереньки, кое-как намылилась, опрокинула на себя несколько ковшиков тёплой воды и вывалилась в предбанник, чтобы отдышаться. И как они моются в таком пекле?! Махнув рукой, решила, что с меня хватит, и так сойдёт, вытерлась полотенцем и уступила место любителям попариться.

Вечер тихо опустился на долину, стало немного прохладнее.. Ужинать собрались во дворе. Пельмени уже были на столе, рюмки, тарелки, вилки и водка-тоже.. Ждали только бабу Шуру, которая мылась последней..   Минуты уходили за минутами, а её всё не было.. Полчаса, сорок минут, сорок пять... Я заволновалась, там же так жарко, вдруг ей плохо стало, человек пожилой всё-таки... Сказала об этом тёте Наде, та только улыбнулась:
-Не волнуйся, всё нормально.  Гриш, сходи, проведай, как там Шура.
 Тот ушёл, а через минуту вернулся и доложил:
- Я ей в окошечко постукал, скоро будет, сказала. Она всегда так долго, по часу моется..

Чтобы так париться, подумала я, здоровье иметь надо...
Наконец, вернулась и баба Шура, распаренная, в халате и с полотенцем на голове. Чисто вымытые длинные седые волосы раскинуты по плечам. Лицо светлое,  умиротворённое.

Расселись. Дядя Гриша стал разливать водку по рюмкам.
-Шура, тебе сколько?
-Ты что, краёв не видишь?-последовал ответ.
-Понял..)))
Мы с Сашей весело переглянулись:во даёт!

За первой рюмкой последовала вторая, потом третья.. И ни одну баба Шура не пропустила... Глядя на неё, невольно с изумлением подумала, чтоб я так могла в её-то годы! ))) Все с удовольствием закусывали пельменями и моя рука сама потянулась к ним.. А ничего вроде, съедобно.. И запаха никакого... Постепенно разговоры перешли в воспоминания, обо мне как будто забыли. Я зашла в дом,  добралась до кровати и тут же погрузилась в глубокий сон.

Утром, сквозь сон, услышала в соседней комнате разговор  двух сестёр.
-Надь, чёт у меня так сердце давит, прямо не могу...
-Так может тебе таблеточку дать? На, вот, держи. Погоди, щас водички принесу, запить..
-Та не, не надо, у меня тут ещё вино осталось, запью...

И снова я тихо удивилась:ну даёт баба Шура! ))


Выйдя на крыльцо дома, сладко потянулась, прогоняя остатки сна, и увидела дядю Гришу, который как раз выводил во двор лошадь. Наши взгляды встретились, слегка кивнув, хозяин поспешно отвёл глаза. Но было поздно:я успела заметить явную ассиметрию его лица, рассечённую бровь и синяк под глазом.. Кажется, я пропустила самое интересное... Кто же его так? Но спрашивать было неудобно, тем более, что дядя Гриша, судя по всему, не собирался откровенничать. Но вскоре появился Саша и уведя меня в сторону, с улыбкой выдал семейную тайну.
Изрядно выпив, дядя Гриша захмелел и прихватив портативный транзисторный радиоприёмничек, вышел за ворота. Приёмник был в чехле с широкой петлёй, которая удобно надевалась на руку, что-то тихонько мурлыкал и дядя Гриша, завернув в густо заросший палисадничек, уснул там на скамейке.. Прошло немного времени и тётя Надя хватилась мужа. Обошла весь двор, заглянула во все постройки, дом, баню, сарай... И вдруг её "осенило":"Ах,ты гад такой! Опять загулял, к соседке пошёл?! Ну я ему покажу!" Кипя праведным гневом, подогретая спиртным, вышла за ворота и вдруг услышала тихую мелодию. Отыскала мирно спящего в палисаднике мужа и сорвав с его руки радиоприёмник в с досады шваркнула им по лицу дяди Гриши. Тот взревел, словно раненый зверь, вскочил со скамейки. Увидев кровь и разозлённого мужа, тётя Надя взвизгнула и...исчезла, как не бывала. И сколько тот её не искал, так и не нашёл... Ну а утром... Чего уж... После драки кулаками не машут.. Успокоились, остыли. И всё нормально.

Погостив ещё денёк в Чуйской долине у весёлых родственников, мы поехали в Рыбачье, к озеру Иссык-Куль. Благо, думать о жилье не пришлось, баба Шура дала ключ от своего домика. Рассказала, где что лежит, чтобы мы пользовались. Одно было плохо:основное мясо в Киргизии либо баранина, либо конина.. Ни то, ни другое я есть не могла, не привыкла. А потому, считай, весь отпуск просидела на консервах "килька в томате". К концу поездки я и сама была похожа на кильку, поджаренную на солнце. Но в молодости таким мелочам не придаёшь значения. Гораздо важнее и интереснее было озеро, которое увидела впервые.. Такого чистого, прозрачного и пронзительно голубого цвета воды я в жизни не встречала. Во все стороны, куда хватало взгляда, раскинулся Иссык-Куль, сливался цветом с небом и только где-то впереди, выше линии горизонта, можно было разглядеть белёсые шапки-треугольники, напоминание, что где-то там, за туманом, прячутся снежные горные вершины. Это с них стекает кристально чистая, холодная ледниковая вода, наполняя Иссык-Куль. Вдоль берега тянется старый, состоящий, в основном, из частного сектора,город Рыбачье, пирамидальные тополя придают восточную окраску этому месту, а многолюдный пляж дополняет это ощущение...
Оглядевшись, мы взяли напрокат лодку и не спеша стали грести от берега. Вдоль бортов искрилась и переливалась на солнце голубая вода и каждый камешек на дне был отчётливо виден. Казалось, дно на расстоянии не более полуметра... Вот оно, буквально,рядом, только руку опусти.. Я заметила, муж стал терять терпение в бесплодной попытке выгрести на глубокое место. Сверху нас припекало солнышко, а рядом ласково манила вода.. Наконец, он не выдержал, сбросил одежду и бултыхнулся за борт! Как ошпаренный выскочил на поверхность и.. забрался в лодку. Даже плавать не стал.
-Вода ледяная,-пояснил он, -а до дна, представь, я даже не достал.. Оптический обман, только кажется, что дно рядом... Но какая всё-таки прозрачная вода!

Кстати, после этого купания, видимо с непривычки, Саша простыл... Хотя  вода Иссык-Куля обладает лечебными свойствами. Старики говорят:"Кто воды из озера хлебнёт, никогда ангиной болеть не будет".. И это правда, мы проверили на своём сыне. Но это уже совсем другая история и другая поездка к Сашиной родне.



 12.02. 2017.

 


Рецензии