Чудо внутри нас

                "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему..."
                (Рим.8:16).               

Всем нам, когда-то было трудно услышать от Бога. Каждый из нас оказывался в запутанных обстоятельствах и нуждался в водительстве. Даже после чтения Писания и молитвы, мы так до конца и не были уверены, чего хочет от нас Бог. Что мы должны сделать и должны ли вообще?

Со мной такое случалось не раз. Со Словом Божьим я был знаком не понаслышке и когда поступал согласно Ему, это меняло мою жизнь. Но я становился в тупик каждый раз, когда нужно было принять решение о вопросах, на которые Библия не говорит ничего конкретного. Например, идти мне туда-то сегодня или не идти? Я хотел знать наверняка, что я делаю или буду делать именно то, что нужно, а не то, что якобы будет правильно по моему мнению. В итоге я пришел к тому, что Слово Божье и свидетельство внутреннее - это совершенно разные вещи (хотя они и не противоречат друг другу).

И то и другое несомненно, важно для тех, кто искренне желает ходить в Боге. В Библии написано: "Слушайтесь гласа Моего" (Иер.7:23) - так Бог ожидал, что Израиль будет послушен Его записанному Слову. Он хотел, чтобы люди знали Его волю в определенных жизненных ситуациях. Яркий пример тому Иерихон. Они услышали голос Бога – откуда еще мог взяться такой странный план сражения? В законе Моисея он записан не был, да и никому из людей не могло прийти в голову обходить город семь раз подряд. И все это ради самого эффективнейшего из методов вторжения!

Словом, Бог говорит нам. И Он не кричит, надрываясь, с неба. В восьмой главе Послания к Римлянам четко говорится, что Дух Святой свидетельствует нашему духу. И это означает, что Божье водительство происходит не извне, но изнутри.
Порой мы и можем усомниться "Бог ли это или я сам придумываю на ходу?" Да, и такое не редкость, и происходит это потому, что мысли от Господа обычно не приходят в наш разум извне. Совсем иначе Бог говорит к нашему духу и уже наш дух формирует это в самостоятельную мысль.

Уже сегодня, каждому верующему просто необходимо настроиться на это внутреннее свидетельство, водительство и подсказку, которое поднимается внутри каждого из нас. Конечно, нам может показаться (когда мы услышим его), что придумали это сами. Но не стоит этому удивляться – это мы и есть. Это наш дух, который извечно находится под влиянием Духа Божьего! Радуйтесь, ибо после того, как мы родились свыше, наш дух является надежным проводником, потому что мы рождены от Духа Святого! У вас Его природа и Он живет в нашем духе. Он учит и направляет нас во всем! Аминь!


                ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЯТОМ ДУХЕ


В седьмой главе Дидахе содержится формула крещения "во имя Отца и Сына и Святого Духа". Евсевий Кесарийский читал это место так: "После же Вознесения Спасителя нашего иудеи, осмелившиеся восстать на Него, стали всячески усердствовать в злоумышлениях против Его апостолов: сначала побили камнями Стефана, потом обезглавили Иакова, сына Зеведеева, брата Иоаннова, и, наконец, как мы уже рассказывали, умертвили Иакова, который первым по Вознесении Спасителя нашего был избран на епископское седалище в Иерусалиме. Так как тысячами способов покушались они на жизнь и остальных апостолов, то апостолы, изгоняемые из Иудейской земли, отправились с помощью Христовой на проповедь всем народам, ибо Он сказал им: "Идите, научите все народы во имя Мое" . Вполне возможно, что с тринитарной формулировкой "Поручения" могло произойти примерно то же, что и со стихом (1 Ин. 5:7): "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" – эти слова отсутствуют во всех древних рукописях, дошедших до нас. С другой стороны, в "Постановлениях Апостольских" или в Дидахи есть тринитарная формула крещения "во имя Отца и Сына и Святого Духа", как есть она и у свят. Кирилла Иерусалимского в "Поучениях огласительных".

Под занавес первого века Климент Римский соединил три Лица Троицы: "жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных". Он же задал вопрос: "Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?". В то же время Климент говорит о Духе как авторе и вдохновителе Писания. Между тем, Ориген утверждал, что Дух обладает таким достоинством и властью и сопричастен как Отцу, так и Сыну. О поклонении Духу Святому говорит и Ипполит Римский. О цельной божественности Духа Святого и Его единстве с Отцом и Сыном заявлял Афанасий Великий.

В это же время в церкви стали появляться и противоположные взгляды на природу Святого Духа. К примеру, Константинопольский епископ Македоний в четвертом веке выражал мнение, словно Дух Святой - слуга и служитель одного уровня с ангелами и подчинён Богу Отцу и Сыну. Кизикский епископ Евномий выразил точку зрения о происхождении Духа вследствие повеления Отца и действия Сына. Учения евномиан и македониан о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году. Они были признаны еретическими и преданы анафеме.
В средние века интерес к Духу Святому возрастал полемикой о филиокве. В итоге, отличные взгляды на природу схождения Духа Святого послужили одним из поводов для Великого раскола.

Далее, в ходе реформации Жан Кальвин высказался на счет того, что Святой Дух доносит смысл Писания до сердец и умов верующих, а Джон Уэсли учил об участии Святого Духа в "освящении" верующего. Продолжением взглядов Уэсли стало движение святости в девятнадцатом веке. В веке двадцатом учение о крещении Духом стало одним из наиболее главных догматов пятидесятников.

                РАБОТА СВЯТОГО ДУХА


Итак, в чем же заключаются особенности деятельности Святого Духа? Обзор текстов Нового Завета открывает больше об этой тайне. Святой Дух изливается для того, чтобы мы его впитали. Он создает в нас характерные свойства самого Бога. Святой Дух – есть соединение всех Божьих характеристик и способностей. В разных текстах Нового Завета Он описывается как: Дух Отца (Рим.8:11), Дух Христа (Рим.8:9), Дух Божий (Рим.8:9), Дух истины (1Ин.5:6; Ин.15:26), Утешитель (Ин.14:26), Сила Бога (Лк.1:35), Помазание (1Ин.2:27) и т.д.
Во всех этих случаях Святой Дух описывается как средство, с помощью которого Бог работает с каждым из нас. Нигде в Новом Завете Святой Дух не описывается так, как описывают лицо, особу или личность, за исключением допустимых форм литературной персонификации. Все описания Святого духа (приведенные выше) являются элементами, чертами, характеристиками и качествами, относящимися к Отцу и Сыну. Никоим образом они не предназначены для передачи присутствия иного лица в Боге.

Далее можно сказать, что Святой Дух несомненно наделяет силой (дает жизнь и силы для служения). Исидор Пелусиот повествует о силе Святого Духа, говоря, прежде всего о роли, которую Он сыграл в непорочном зачатии. Исидор подчеркивает роль Святого Духа в таинствах Церкви Христовой и его главенствующую роль в день Пятидесятницы. Соборность Церкви, открывающаяся в праздник Пятидесятницы, является плодом действия Святого Духа. Сотворение мира было осуществлено Отцом посредством Сына в Духе Святом. Обновление человека – дело рук всех трех лиц Святой Троицы. Святой Дух завершил сотворение мира. Его обновление также происходит в Церкви посредством постоянного присутствия Святого Духа. 

Рассуждая, как и святой Исидор, патриарх Кирилл Александрийский говорит еще об одной его силе – прощении грехов. Прощение человеческого беззакония осуществляется в таинствах крещения и покаяния (исповеди). Таким образом, с помощью Святого Духа вершится правосудие.

Теперь несколько слов о том, что Святой Дух очищает. Работа очищения является одной из самых пренебрегаемых, а потому самых непонятых аспектов при изучении христианства. Существует множество книг и песен, описывающих процесс обращения, когда человек от открытого отрицания (медленно и постепенно) приходит к изначальному подчинению себя Христу. И существует такое же количество книг и пьес о надежде небесной - окончательной награде детей Божьих и скором возвращении Иисуса. Но большинство из нас живут где-то между этими событиями! Множество членов Церкви в определенное время посвятили себя Христу, иначе они никогда бы уже не присоединились к Церкви. И нетрудно поверить в то, что мы пока не на небесах! Переходя на язык богословия, можно сказать, что мы что-то поняли об оправдании и находимся на пути к прославлению. Но что можно сказать об освящении и полной победе?

Мы много говорим о послушании, о том, что оно в себе заключает (чего требует закон, что есть добро и зло). Но мы очень мало говорим, как достичь этого послушания. И если вы не понимаете, каким образом послушание достигается, то чем больше вы знаете о добре и зле, тем сильнее ваше разочарование.
Некоторые полагают, что если они искренни, то после водного крещения все произойдет автоматически. У многих людей уверенность в спасении, которая поселилась в их душах единовременно с оправданием, очень скоро улетучивалась. Вскоре они обнаруживали, что осталось много тех же самых проблем, тех же искушений, которые опрокидывали их перед принятием Христа в свою жизнь. Работа очищения, совершаемая Духом, начинается в жизни христианина с момента его обращения и терпеливо продолжается, подводя человека к состоянию, когда он будет находиться в покорности Богу всегда, а не только время от времени. Внутреннее изменение ведет к тому, что совершенно меняется наше поведение и весь образ жизни. Но часто этот процесс осложняется. Порой мы отводим взгляд от Христа и снова полагаемся на себя, даже не сознавая этого, и тогда грех застает нас врасплох. Базис нашей постоянной уверенности в спасении расположен на нашем ежедневном общении со Христом, посвящении нашего времени Его Слову и молитве. Святой Дух участвует в этом, оказывая на нас воздействие, чтобы привести нас к состоянию полной зависимости от Бога в каждый момент нашей жизни.

Также Святой Дух открывает: откровения апостолам и пророкам; свидетельствует о Божьем присутствии; ведет и направляет Божий народ. Являя присутствие Бога, Святой Дух также создает Богоподобную атмосферу. Он также дает уверенность, учит и просвещает.

Представление о том, что Святой Дух объединяет церковь, подтверждается тем фактом, что "вражда, ссоры... распри, разногласия" (Гал. 5:20) являются делами плоти, которые противопоставляются "вождению Духом" (Гал. 5:18). Святой Дух – Тот, Кто производит любовь в наших сердцах (Рим. 5:5; Гал. 5:22; Кол. 1:8), а эта любовь – есть ничто иное, как совокупность совершенства (Кол. 3:14). Поэтому если Святой Дух действенно проявляет в церкви Божье присутствие, об этом свидетельствуют царящие в церковной общине гармония и любовь друг к другу.

И в завершении этой главы следует подчеркнуть, что Святой Дух дает более сильное или более слабое подтверждение присутствия и благословения Бога в соответствии с нашим откликом Ему. В жизни христиан, чье поведение угодно Богу, присутствие Святого Духа будет приносить великое благословение. Святой дух был в изобилии излит на Пятидесятницу, а ныне Он пребывает во всех истинных верующих, делая их храмами Бога Живого. В противовес этому, серьезным прегрешением, чем огорчение или подавление Духа, является ожесточенное противление Ему, и это чревато суровым наказанием. Достаточно вспомнить как Петр отчитал Ананию (Деян. 5:3), тот пал бездыханным.

                КРЕЩЕНИЕ И РОЛЬ СВЯТОГО ДУХА


Поскольку Святой Дух есть личность реальная и вполне определенная, а совсем не безликая сила, мы способны наслаждаться личными взаимоотношениями с Ним. Апостол Павел дает церкви в Коринфе благословение, которое четко говорит об этом: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь" (2 Кор.13:14).

Иметь общение с кем-либо – это значит установить с ним личные отношения. Кроме того, наше призвание в том, чтобы не грешить против Святого Духа, не противиться и не огорчать Его. Безликая сила не может быть огорчена, поскольку огорчение может испытать только существо личностное. Святой Дух – это в первую очередь личность, и мы можем молиться Ему (и общаться с Ним). Его роль в молитве заключается в том, чтобы помочь соответственным образом изъясниться перед Отцом. Подобно тому, как Иисус предстоит за нас перед Отцом в качестве нашего Первосвященника, Святой Дух предстоит за нас в молитве.
И, наконец, Библия говорит о том, что Святой Дух совершает деяния, которые возможно совершить только существу личностному. Дух ведет, утешает и учит избранного (Ин.16). Эти деяния вершатся путем, который указывает на присутствие разума, воли, чувства и силы. Дух ищет, открывает, утешает, убеждает и т.д. Можно смело утверждать, что только личность способна делать это.

Таким образом, отклик христианина должен состоять не в простом подтверждении, что такая личность существует в действительности, но в послушании, любви и поклонении Святому Духу.

Но, как известно, Бог не ошибается (Втор. 32:3,4). Ошибаться могут люди, решившие исправить или точнее подправить смысл четких определений Бога в угоду религиозным традициям (Мр. 7:6-9; Римл. 10:2). В этой связи можно процитировать слова, которые высказал раввин Йозеф Герц:
«„Шма“отрицает идею триединства, лежащую в основе всех христианских учений... (Идея триединства) является прямым и непосредственным отступлением от концепции абсолютного единства Творца».

Если же взять во внимание Новый Завет, то немецкий католический богослов Карл Ранер признал, что "Дух никогда не называется словом ;;;; (Бог" и ;;;;(слово (Бог) с определенным артиклем) ни разу не используется в Новом Завете применительно к ;;;;;; ;;;;; (святому духу)).

 Поистине, проблема с божественной личностью святого духа ставит тринитариев в крайне неудобное положение, которое можно было бы охарактеризовать следующими словами Библии: "Постель оказалась слишком короткой, чтобы на ней вытянуться, а покрывало — слишком узким, чтобы в него завернуться" (Ис. 28:20).

Иисус же понимал важность сотрудничества со Святым Духом. В своём земном служении Он полностью зависел от Него. Он ничего не совершал без участия Святого Духа. Служение Иисуса и служение Святого Духа были неразделимы. В своём земном служении Иисус никогда не расставался со Святым Духом. И если Он нуждался в постоянном сотрудничестве с Ним, то тем более нуждаемся в Нём мы. Святой Дух готов дать нам всё необходимое, чтобы мы были успешными Его детьми, одерживающими победу в любых испытаниях.

Во время земного служения, Иисус все свои поступки делал по Духу. Они были всегда вместе. Нет нигде в Писании, чтобы Дух Святой оставил Иисуса. Иисус и Дух Святой, как и Отец наш Небесный – всегда были Едины в своих решениях и поступках.  До распятия Дух Святой был на Иисусе. После же смерти и воскресения, Он стал пребывать (вначале) на Его учениках, затем на всех тех, кто поверил Иисусу и принял Его Дух. После этого Иисус стал не только тем Учителем, кто был рядом с ними, но и тем, кто стал внутри их, посредством Духа Святого.

"Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:13-15).

Смерть и воскресение Иисуса нанесли смертельный удар дьяволу – мы получили Дух Истины. Наш дух был возрождён. Дух Адама остался позади – пришёл Новый Дух от Бога. Заблуждение ушло и пришло прозрение, поскольку омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11).

Хочется добавить, что не стоит сожалеть о том, что мы не жили две тысячи лет назад. Следует открыть своё сердце для Святого Духа, и Он станет для нас личным представителем Иисуса так же, как Он был Им для ранней церкви. Иисус назвал Святого Духа Утешителем и сделал это четыре раза в небольшом отрывке Писания.

Святой Дух всегда и везде находится рядом с нами, чтобы оказывать нам разного рода помощь: в сложных ситуациях, в исцелении, в восполнении нужд, защите от всяческой опасности. И мы можем вполне быть уверены, что Он никогда и ни в чём не потерпит неудачи. А это говорит, что мы можем полностью Ему доверять.
В главах 14, 15 и 16 Евангелия от Иоанна, Иисус особо упомянул десять Его обязанностей. Вот что Он делает для каждого верующего: утешает (Ин. 14:16), пребывает в нас (Ин. 14:17), наставляет (Ин. 14:26), напоминает нам (Ин. 14:26), свидетельствует вместе с нами (Ин. 15:26-27), обличает нас (Ин. 16:8-9), убеждает (Ин. 16:8-9), направляет (Ин. 16:13), даёт нам откровения (Ин. 16:13) и поклоняется вместе с нами (Ин. 16:14).

Слово в Писании без Духа Святого не будет для нас той ценностью, которой оно является на самом деле. Без Духа Святого, мы можем превратиться в тех, кто распял Иисуса Христа. Мы становимся служителями Нового Завета и через это служение получаем Жизнь, проповедуем Духом Святым учение Христа, чтобы обрести Жизнь. Служение и Жизнь – вещи далеко неразрывные.


                КРЕЩЕНИЕ В ЦЕРКВИ


Большое количество верующих не осознают важности крещения Духом Святым, ибо не понимают значения того, как они могут употребить этот дар. Верующие предполагают, что Духом Святым церковь будет крещена только во время Громкого клича, как это было с апостолами во время Пятидесятницы.

Понимание этого вопроса является очень важным для каждого христианина, так как от этого зависит вопрос личного спасения. Многие пребывают во тьме, думая при этом, что служат Богу. Достаточно ли того служения, что близкие родственники и знакомые знают о нашем вероисповедании и почему церковь такая безжизненная, почему нет притока новых людей? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, проследим, что же Священное Писание говорит о крещения Духом Святым.
Читая Евангелие от Матфея, мы впервые в Новом Завете встречаемся с понятием крещения Духом Святым. Иоанн Креститель говорил народу: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф.3:11).

Но, живя на земле, Иисус, отказавшись от использования Своей Божественной силы ради Своего благополучия, Сам нуждался в постоянном присутствии и руководстве Святого Духа. С самого рождения Дух Святой пребывал с Ним (Лк.2:40). На протяжении почти тридцати лет Иисус Своим повседневным трудом разделял семейные тяготы. Он освоил ремесло плотника и трудился руками, помогая содержать семью.

 Сам Спаситель говорит: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим…" (Лк. 4:18). После Своего крещения Он пришел в Галилею, "проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время" (Мк. 1:14, 15) – так началось Его общественное служение. Сила и мудрость, с которой Он проповедовал, была удивительной.

                Способ крещения и его значение

Проблематику о надлежащем способе крещения невозможно решить на основании лингвистического анализа. Однако стоит отметить, что основное значение слова baptizw - "погружать" (опускать под воду). Мартин Лютер и Жан Кальвин считали погружение первым значением термина и изначальной формой крещения, практиковавшейся на ранних этапах церкви. Погружение можно считать библейским способом крещения на основании нескольких соображений. Иоанн крестил в Еноне, "потому что там было много воды" (Ин. 3:23). При крещении Иоанном Иисус "вышел из воды" (Мк. 1:10). Когда евнух ефиоплянин услышал Весть Благую, то сказал Филиппу: "Вот, вода; что препятствует мне креститься?" (Деян. 8:36). Затем они оба сошли в воду, Филипп крестил его, и они вышли из воды.

Но возможно ли считать изначально практиковавшееся крещение погружением чем-то большим, нежели просто фактом истории? То есть, имеет ли это для нас нормативное значение? Нет сомнения, что во времена Нового Завета, крещение совершалось погружением. Но означает ли это, что мы и сейчас должны крестить погружением?

По мнению тех, кто не считает способ крещения особенно важным, между смыслом крещения и способом его совершения нет особо никакой неразрывной связи. Но если крещение представляет собой символ, а не просто произвольный знак, мы не можем менять способ его совершения.

(Рим. 6:3-5) Павел проводит мысль о связи между способом крещения и тем, что оно символизирует –смертью во грехе и новой жизнью во Христе. Кроме того, крещение символизирует основание, на котором верующий умирает для греха и возрождается к новой жизни. Бисли-Мюррей пишет, что несмотря на неоднократные опровержения экзегетов, есть все основания полагать, что смысл заявления Павла о погребении крещением, а не просто смерти (как в Рим. 6:7) связан с самой природой крещения через погружение. Оставляет особые эмоции сама символика погружения как погребения и, если крещение вообще можно соотносить с пророческим символизмом, аналогия между действием и событием (которое оно олицетворяет), имеет определенный смысл. Считается, что заявления сделанного Доддом: "Погружение подобно погребению... выход из воды подобен воскресению" - основываются только на том, что значение крещению придает керигма, что весь его смысл заключен во Христе и в Его искупительном служении. Но повторим еще раз: соединение "с Ним" при крещении основывается на Евангелии, а не на каком-то подражательном материале. Оно совершается во Христе и в Его смерти. Смысл таинству придают Христос и Его воскресение. Как сказал один из самых первых британских баптистов, крещение – означает погружение в воду насмерть.
Можно возразить, что у Бисли-Мюррея, как баптиста, предвзятый взгляд. О Карле Барте, представителе реформатского крыла, такого уже сказать нельзя. Он поясняет. Греческое слово baptizw и немецкое taufen (глубина) главным образом и прежде всего выражают мысль о полном погружении человека или какого-то предмета в воду и извлечения из нее. Изначально крещение совершалось именно так, как и обрезание в Ветхом Завете, где за прямой угрозой жизни непосредственно следовало освобождение и сохранение. Вряд ли можно отрицать, что крещение совершалось погружением.  И так было на Западе вплоть до средних веков. Оно гораздо выразительнее отражает смысл, чем ставшее впоследствии привычным обливание, особенно когда обливание свелось к простому смачиванию. Можно ли такие соображения (простота совершения обряда, забота о здоровье, соблюдение приличий) совершать крещение не в его изначальной форме?
В свете этих соображений погружение представляется наиболее обоснованной. Возможно, это не единственная приемлемая форма крещения, она в наибольшей степени сохраняет и выражает смысл всего крещения.

Какой бы способ ни принимался, к крещению нельзя относиться легкомысленно. Оно имеет колоссальное значение, ибо представляет собой знак союза верующего со Христом и признание этого союза еще крепче цементирующий эту связь.

                Кого следует крестить

На этот вопрос существует масса аргументов (Новый Завет, где говорится о крещении; аргумент, основанный на значении крещения; римско - католическая точка зрения; протестантская педобаптисткая позиция –обрезание детей в ветхом завете, крещение соответствует обрезанию, крещение домочадцев.

В текстах о людях, которые были крещены, предполагается, что крещение совершалось только над теми, кто провозглашал заслуживающее доверия исповедание веры. После проповеди Петра в Пятидесятницу, текст уточняет, что крещение было совершено над теми, кто "принял его слово", а потому уверовал в Христа ради спасения. Также в рассказе о том, как Филипп проповедовал Евангелие в Самарии, говорится: "Когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины" (Деян. 8:12). Точно так же, когда Петр проповедовал язычникам в доме Корнелия, он позволил принять крещение тем, кто услышат слово и принял Святого Духа. Когда Петр проповедовал, то сказал, что крещение должны принимать те, кто имеет в себе возрождающую работу Святого Духа: "Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?" После этого Петр "велел им креститься во имя Иисуса Христа" (Деян. 10:47,48.
 
Помимо этих указаний новозаветных текстов на то, что крещение всегда следовало за спасительной верой, есть еще одно соображение, которое говорит в пользу крещения верующих. Это внешний символ начала христианской жизни, и он должен быть дан тем, кто обнаруживает признаки того, что они начали христианскую жизнь. Новозаветные авторы писали, словно подразумевали, что каждый, принимавший крещение, лично уверовал в Христа и имел опыт спасения. Павел говорит: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3:27). Павел подразумевает, что крещение есть внешний знак внутреннего перерождения. В отношении детей это было бы попросту несправедливо. Павел не мог бы сказать: "Все вы, будучи детьми во Христа крестившиеся, во Христа облеклись", поскольку дети еще не пришли к спасительной вере и не обнаружили признаков перерождения.

Римско-католическая же церковь учит, что крещение необходимо совершать и над детьми. Эта церковь искренне верит, что крещение необходимо для спасения и что сам по себе акт крещения ведет к перерождению. Поэтому, с этой точки зрения, крещение есть средство, с помощью которого церковь наделяет людей спасительной благодатью. А если крещение является каналом спасительной благодати, то его следует преподавать абсолютно всем людям.

На это Людвиг Отт дает следующие пояснения: "Крещение –это то таинство, в котором человек, будучи омыт водой во имя Троицы, духовно рождается вновь.
Крещение производит на человека следующее воздействие: уничтожение грехов: как первородного греха, так и личных грехов, смертных и прощаемых; внутреннее освящение через влияние освящающей благодати".

Теперь же рассмотрим точку зрения, что крещение может быть преподано всем маленьким детям верующих родителей. Этого взгляда придерживаются многие протестантские группы. Такой взгляд иногда называют педобаптизмом, поскольку дети верующих рассматриваются как часть "общины завета" народа Божьего.

Педобаптизм - это практика крещения детей. В первую очередь можно дискутировать с аргументами, выдвинутыми Луисом Беркхофом, который ясно излагает и хорошо защищает педобаптистскую точку зрения.

Мнение о том, что дети верующих должны быть крещены, в первую очередь основывается на следующих пунктах:
В ветхом завете детей обрезывали. Обрезание было внешним знаком вхождения в общину завета, или в общину народа Божьего. Оно совершалось надо всеми израильскими детьми мужского пола, когда им исполнялось восемь дней.
Другой пункт говорит о том, что крещение соответствует обрезанию. В новозаветный период внешним символом вхождения в "общину завета" является крещение. Поэтому крещение – это новозаветная замена обрезанию. Из этого следует, что крестить следует всех детей верующих родителей. Лишить их этого блага – это значит лишить их той привилегии, которая принадлежит им по праву (символа принадлежности к общине народа Божьего).

Еще одно подтверждение правомерности практики детского крещения – те случаи "крещения домочадцев", о которых говорится в Деяниях Апостолов и в посланиях, в частности, речь идет о крещении Лидии (Деян.16:15), семьи филиппийского тюремного стража (Деян.16:33) и домочадцев Стефана (1Кор.1:16).

В ответ на эти аргументы педобаптизма можно возразить, что нет никакого сомнения в том, что крещение и обрезание во многом сходны, но мы не должны забывать, что они символизируют разные вещи.

Какой же из взглядов на крещение учитывает все те аспекты, которые символизирует крещение?

Когда Грин говорит, что наше спасение зависит не от нашей веры, а от работы Бога, выражение "зависит" может быть осмыслено по-разному. Если "зависит" означает "полагаться", но конечно, обе стороны согласятся, что мы полагаемся на труд Христа (а не на нашу веру).  Если же "зависит" означает, что вера сама по себе не является нашей заслугой, через которую мы способны заслужить благосклонность Бога, тогда вновь обе стороны единодушно согласятся с этим. Но если это же "зависит" значит, что для нашего спасения не имеет значения, то с этим не согласится ни первая, ни вторая сторона: Грин сам говорит, что крещение не принесет нам никакой пользы, если мы не покаялись и не уверовали.
 
Итак, если крещение тем или иным образом представляет собой применение к нашей жизни искупления, то практиковать ту форму крещения, которая символизирует только смерть и воскресение Христа, недостаточно, мы должны выразить также наш ответ верой и принять искупление, примененное к нам Богом. Напротив, в позиции Грина есть опасность возникновения мнения, что Бог применяет к людям спасение независимо от того, верят они в Него или нет.

И наконец, те, кто выступает в защиту крещения верующих, часто тревожатся о практических последствиях педобаптизма. Они считают, что практика педобаптизма в современной церковной жизни часто ведет к тому, что человек, которого крестили в детстве, начинает думать и что он переродился, а потому не ощущает настоятельной необходимости прийти к личной вере в Христа. С течением времени, это приводит ко все большему количеству необращенных членов общины, которые на самом деле не являются членами Церкви Христовой. Это, конечно, не делает педобаптистскую церковь ложной, однако она становится от этого менее чистой, и ей придется часто бороться против либеральных тенденций и других разновидностей неверия, привносимых неверующими.


                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               
      "...Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф"

                (Зах. 4:6).

Представьте следующее: вы – студент, и попадаете на служение исцеления с евангелизированной группой. Вы – верующий всего несколько лет очень мало знаете о Делах Божьих, особенно в подобного рода собраниях. Вы следуете за командой в большую аудиторию, которая полна людей. Здесь пахнет болезнью и по вашему телу бегут мурашки. Вы разворачиваетесь и семените обратно, прочь, шепча Господу: " – Мне здесь не место, Господь, и я иду домой. А они, те с кем я пришел сюда, разберутся и без меня неплохо"!

Выбежав на улицу, вы начинаете говорить громче, но тут ваши ноги буквально прирастают к асфальту. Вы все еще спешите обратно домой, в то время как Бог уже давно остановил вас у самого входа. Вы осознаете положение, смотрите в небо, молитесь о том, чтобы Господь отпустил вас, но не тут-то было. Вы уверены, что ничем не сможете помочь тем бедным людям в аудитории. И в это мгновение слышится едва уловимый шепот, что говорит вам о том, что если не у вас, то у Него есть Что Дать Этим Людям... поэтому Он и крестил вас Своим Духом!

Ваши ноги вновь становятся послушны и перед вами выбор – жизнь или смерть. Вы разворачиваетесь и идете обратно. ОН внутри вас, и нужно лишь позволить течь тому, что находится внутри. Чудотворный Бог живет в нас, и нас окружают люди, которые нуждаются в Нем. Так что перестаньте ждать, почувствуйте силу и приступайте к делу! Сила всегда ожидает внутри нас!


Рецензии