Создание Славии-государства

То б то МаырьеСва бiящеть крыдлема о труды ратне
а Славе воiом якове iспiяхша воде жiве од Перунце в сеще укрутнеi
А тая Пернiца лете до ны
а тая роуг двашеть плнен воде жiве о жiвот вЪцень гордiне нашему
iже меча вразiя одоста а главу стрцену утрате
Тако смрте не iмяхом одо ова
нiже бо жiвот вЪщен
а вожды братре о братре трудяеся
А умре а до луце Свргова iде
а тамо Перунiца рЪще
Тые бо нiкiе
iн нiже Рус гордiн
а нi Грьць а нi вряг
анмо Славен
роду Славна
А тон iде по спЪвех Матыревеха МатыреСваНщех
до луце Твех Сварже Влiке
А рЪще му Сварг
Iде сыне моiе до те красе вЪщны
а тамо зрящеше тва денде а бабе
А тiто о радощех i веслiах те зрящете
Плакста зела до днесе
а тедо iма бяшеть возрядовастеся
о жiвоте твем вЪщнем до конца конец
А вокраще сiа тама не вемее
Яко вое ясуне iмяхом iна мета
нiже Грьцi
а iмяхом Славу iну
А такожде дозредемо до Рае наше
а узржехом квенте красне а древа
а луцi
А iмемо вяну вянiте одо поль тех
жiтву трудiтi а яшень пълоте
а пшено просово сбiряшете
до закуте Сврожiа
То бо т богощенства iна
яко земна ве прахове
а болястве а страднех
I да бенде мiрна дене Го вЪщна
Вот ведь Матерь Всех бьет крыльями о трудах ратных и славе воинам, которые испили воду живую от Перуницы в сече жестокой. И та Перуница летит к нам, и она рог дает, полный воды живой о жизни вечной герою нашему, который меча вражеского получил, а голову отрубленную потерял. Так смерти нет у нас таким, но жизнь ведь вечная, а вожди братья труждаются.
А умрет - и на луга Сварговы идет, а там Перуница речет: Ты ведь никто иной, а Рус герой, а не Грек и ни варяг, а славный роду славного. И он идет вослед за пением Матеревым, Матери Всех Наших, на луга твои, Свароже великий!
И речет ему Сварог: Иди, сыне мой, к красе этой вечной и там узришь ты своих деда и бабку. А они-то в радости и веселии тебя узрят! Плакали они много доныне, а теперь им будет возрадоваться о жизни твоей вечной до конца концов. А краше того, что там, мы не ведаем. Как воины ясные, цель у нас иная, не как у Греков - и слава у нас иная. И так дойдем до Рая нашего и узрим цветы прекрасные и деревья, и луга. И нам свивать снопы, на полях тех жито убирать и ячмень веять, и пшено просо собирать в закрома Сварожьи. То ведь богатство иное! - потому как земное было во прахе и болезнях, и страданиях, - и да будут мирными дни его вечные - (перев. Николай Слатин)
 
Славия
Символическая картина польского художника Гроттгера
О, Славия! О, Славия! Имя сладких звуков,.
Но горестных воспоминаний! Сколько раз
Тебя разбили в дребезги, однако вновь
Ты каждый раз вставала в прежней силе.
- Ян Коллар. Дочь Славы (II, 138).
Славией называется территория, заселенная славянством, которому до великой войны 1914 года принадлежало (в этнографическом и политическом отношениях) около 400.000 квадратных миль. Славия не является государством, а представляете лишь отдельные славянские земли, часть которых разбита как между славянскими государствами, так и находится пока в пределах Германии, Австро-Угрии, Италии и Турции. Однако. среди славянских патриотов всегда жила надежда, что подобно Италии и Германии и славянские народы объединятся в одно политическое целое и, таким образом, Славия - территория превратится в Славию-государство с Россией во главе. — Польский художник Гроттгер символически изобразил на своей картине, как славянские скульпторы (народы) дружно работают над одной грандиозной статуей (созданием Славии-государства).
...2. Виды славянского объединения
Славянские народы могут объединяться трояким способом:
1) при помощи полного слияния, 2) союза государств 3) объединения славянских народностей в одно государство.
Что касается слияния славянских народностей в одну общую национальную массу, то оно кроме вреда ничего принести не может, так как каждая славянская народность имеет такие свойства, которые часто отсутствуют у другой народности.
Русские, например, одни из всех славян, развили в себе принцип государственности, создав величайшую в мире державу, с которой может сравниться лишь древняя Римская империя.
Чехи, наоборот, рано потеряв свою государственную независимость, больше всех других славян развили в себе идею народности, достигнув вершин национального славянского самосознания и положив начало науке славяноведения. В то время как русские привыкли решать все вопросы самого широкого масштаба и присоединяли к своему государству такие огромные территории как Сибирь, Туркестан, Кавказ, Крым, Польша, Прибалтийский край и Финляндия — чехи, наоборот, не задаваясь широкими планами, подобно русским, закалили себя в повседневной борьбе с немцами за каждую отдельную школу, церковную общину и пограничную деревню.
Русские всегда защищали славянство от монголов, а чехи — удерживали волны германизма.
У поляков более, чем у всех других славян, развито до болезненности национальное чувство. В то время как вполне легко встретить безличного в национальном смысле русского человека или онемечившегося чеха (в особенности среди чиновничества и аристократии) — поляк не только в полунемецкой Австрии и прусской Польше, но даже и в славянской России всегда и всюду заявлял о своей национальной принадлежности.
Такое неуклонное подчеркивание своей национальности может служить примером для всех славянских народностей.
У болгар особенно развился практицизм, глубокий реализм не только в общественной и политической жизни, но даже и в литературе. Характерно отметить, что при обилии беллетристических произведений, болгарские писатели меньше всего обращают внимание на развитие поэзии, считая ее очевидно плодом фантазии, не имеющей практического значения для жизни.
Даже в настоящий великий момент, когда симпатии не только славянства, но и всего культурного человечества находятся на стороне России и ее союзниц, Болгария все еще не хочет послушаться голоса своего славянского сердца и взвешивает на весах разсудка, как могут произойти реальные выгоды, если она выступит против исконных врагов славянства - немцев (Австро- Германии) и монголов (турок и мадьяр).
Сербо-хорваты по своей натуре прирожденные поэты. Нигде в мире народная поэзия, за исключением древней Эллады, не получила такого могучего и широкого развития, как среди сербо-хорватского народа. Это одна из причин, почему идеалистические сербы не могут столковаться с реалистическими болгарами.
Наконец небольшой словенский народ, живущий между Альпами и берегом Адриатики, сочетал в себе, воспитанное морем, поэтическое чувство с твердостью характера, созданного горной природой.
Словенцы защищали южное славянство от итальянской волны и, вместе с чехами, всегда боролись против германизма.
Итак, идея слияния славянских народностей вредна сама по себе и поэтому фразу Пушкина: Славянские ль ручьи сольются в русском море - нужно понимать не как политическую программу, а лишь как литературно-полемический прием.
В противоположность идее слияния зародилась мысль о политическом союзе славян, но она не выдерживает ни малейшей критики: союз может быть между государствами, которые различны по своей истории, культуре и национальным идеалам, но объединяются для достижения каких-либо временных общих задач. Таков, например, союз России и Франции против Германии, Англии и Японии против России в минувшую компанию; наконец, Турции и Германии против держав тройственного соглашения.
Но славяне, имеющие общую историю, переносящие гнет одних и тех же врагов —немцев и монголов и имеющие общие политические идеалы, не могут ограничиваться такою формою единения, какою является союз или федерация.
Славянские народы, если только они хотят иметь славное оружие, должны объединиться в одно государство при сохранении своих национальных особенностей. Только тогда, когда у всех славян будет одна родина, одно отечество, одно государство, — уничтожится сам собою всякий провинциальный и областной сепаратизм и мелкие счеты о гегемонии того или другого славянского народа, и все будут сознавать себя свободными гражданами одной великой славянской державы.
Действительно, тысячелетняя история дала много выдающихся поборников именно славянского объединения...
От редакции. Что должна получить Россия от войны. Славянское обьединение (редактор Ф. Аристов). N 1-2. Москва. 1915
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm


Рецензии