Похитонов Иван Павлович 1850-1923

  «Сенокос»1912г.Дерево, масло. 20 x 31.5 см.Харьковский художественный музей
   
    К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени. А в современное Ивану Павловичу Похитонову время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи. В восторге от творчества И.П. Похитонова был хорошо знавший его И.С. Тургенев.

             Похитонов происходил из семьи потомственных военных. Отец его по национальности был украинец, мать - сербка. В 1871 г. он с матерью и больной сестрой уехал за границу, и как оказалось - надолго. Сначала он оставался там по причине своих слабых легких, потом - в силу семейных обстоятельств (появилась семья, родился сын). Но каждое лето он приезжал в Россию, много работал на натуре в родных местах. Потом купил имение в Минской губернии и думал там остаться навсегда, но революция и гражданская война вынудили его в 1919 г. покинуть родину.

       Похитонов начинал самоучкой. В Париже учился у пейзажиста А. П. Боголюбова, изучал живопись барбизонцев, К. Коро, импрессионистов. Конструктивность, свободная живописная манера, изумительная верность и ясность тональных и цветовых отношений делают его самым французским среди русских пейзажистов.

            Получил известность в начале 1880-х своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Признание получил в Европе, в России стал известен позднее.Его первые, небольшие по размерам, написанные маслом на дереве картины, выставленные в 1882 году на международной выставке в Париже, принесли художнику известность. Он сразу же получает заказ от самого императора Александра III написать места боевой славы русской армии в русско-турецкой войне . Выполнял он и другие заказы самодержавца-мецената. В 1905 и 1906 годах И.П. Похитонов гостил в Ясной Поляне у великого Л.Н. Толстого.

        Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии. Техника многослойной масляной живописи, возможно с применением сиккатива, или тянущего грунта. Визуально можно сравнить с техникой пуантилизма и импрессионизма, так как палитра очень гармонична и свежа.

              Так же объём и пространство в картинах создаётся путём создания сложной живописной фактуры. Похитонов был одним из любимых художников Павла Михайловича Третьякова, он приобрел более двадцати работ мастера. Основная часть работ, составляющая нынешнюю коллекцию произведений Похитонова в Третьяковской галерее, была выслана собирателю по предварительной договоренности с ним и с условием, что Третьяков может не принять любую из них или отказаться от всех картин. Он ранее эти произведения не видел.

         
        Мастерство написания изящных и выверенных пейзажей И.П. Похитонова подтверждает мнение И. Крамского, И. Репина, Н. Ге о том, что для самобытного художника систематическое, в определенных рамках художественное образование не всегда благо, ибо оно может нивелировать дар, данный мастеру природой

         Приемы живописи Похитонова на протяжении его творческого пути казались непостижимыми не только для простых зрителей, но и для многих друзей-художников. «Волшебством» называл его живопись В.Н.Бакшеев. «У большинства художников видно, как написано, можно разгадать технику, а у Похитонова не поймешь: намазано, счищено и сверху опять писано. А все живет, дышит. Это действительно какой-то чародей». Об этом же говорил Репин: «...как он пишет - никак не поймешь: счищено, потом опять написано сверху. Чародей!».

           Краски его пейзажей сияют и сейчас, подобно эмали. Французские критики сравнивали Похитонова с "малыми голландцами", со знаменитым в то время художником-миниатюристом Э. Мейссонье. Своеобразие Похитонова, его непохожесть на других состояла в том, что он сумел соединить виртуозную технику миниатюрной живописи с живым, непосредственным чувством природы, пленэрными поисками.

               Если Ш.-Ф. Добиньи и К. Моне плавали по рекам Франции в лодках-мастерских, то Похитонов ездил по дорогам Франции в специально для него сделанной карете-мастерской с верхним светом. Кроме пейзажей Похитонов писал миниатюрные жанровые сценки, натюрморты, портреты (одним из лучших считается "Портрет И. С. Тургенева.
Художник умер 12 декабря 1923г.


             


Рецензии
Хотелось что-то восторженное написать о живости и ощутимости пейзажа, но - Мастера уже всё сказали, чародей - да и только!.. Поищу-ка я в нэте ещё работы этого чудесного художника, чтобы полюбоваться на его необыкновенный талант...С признательностью - Лариса.

Оситян Лариса   05.02.2017 23:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.