Иоганн Вольфганг Гёту - 9

Духовный склад Гёте сквозь призму «Фауста»  (Р.Ш.)

Оба антагониста человеческой природы, люциферический и ариманический, ПОДСТУПАЮТ к человеку каждый ПО – СВОЕМУ.

Гётевский Мефистофель несёт в себе Явные Ариманические Черты, однако в нём имеется  и Люциферический ЭЛЕМЕНТ.

Фаустовская натура в БОЛЬШЕЙ степени УЯЗВИМА для СОБЛАЗНОВ люциферического и ариманического СВОЙСТВА.

«Чем, ЛИЧНОСТЬ НЕ имеющая ДУХОВНОГО ОПЫТА!» (от меня : вот такой «парадокс» человеческого существа, который испытал я, на своей «шкуре», подымаясь по ступеням само совершенства. Чем выше подымался, тем больше СИЛ мне было необходимо для ПРОТИВОСТОЯНИЯ «Духам отрицания» )

Можно попытаться представить себе, что Гёте вместо одного Мефистофеля вывел бы в своей драме ДВУХ ОСОБЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, противопоставленных Фаусту.

Тогда каждый из ДВУХ антагонистов  НА свой ЛАД Увлекал бы Фауста в БЛУЖДАНИЯ по лабиринту ЕГО ЖИЗНИ.

В том образе Мефистофеля, который создал Гёте, люциферические и ариманические черты, СМЕШИВАЯСЬ, НЕ образуют ЕДИНСТВО.

Это НЕ только МЕШАЕТ читателю создать своей моральной фантазией ЦЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ Мефистофеля, но и ставило ПРЕПЯТСТВИЯ перед самим Гёте всякий раз, как ОН – на протяжении ВСЕЙ жизни – вновь принимался СВИВАТЬ нить своего ПОЭТИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Временами возникает вполне ЕСТЕСТВЕННОЕ желание, чтобы кое – что из СКАЗАННОГО или СДЕЛАННОГО Мефистофелем было произнесено или исполнено каким – то другим персонажем.

САМ Гёте, НЕСОМНЕННО, относил трудности, возникавшие при продолжении «Фауста», НА СЧЁТ каких – то ДРУГИХ причин;

ОДНАКО в ЕГО ПОДСОЗНАНИИ ОБРАЗ Мефистофеля тем ни менее РАСКАЛЫВАЛСЯ НАДВОЕ, и ЭТО МЕШАЛО развивать образ Фауста и провести СКВОЗЬ все столкновения с СИЛАМИ  ВРАЖДЕБНЫМИ человеческой ЖИЗНИ.

Сколь, это не покажется кому – то Странным, но ВНИМАТЕЛЬНОЕ  Изучение собственного отношения Гёте к произведению «Фауст», разбор образа Мефистофеля подталкивают к мысли, что «ИМЕННО в  ЭТОМ» ПЕРСОНАЖЕ и таились ТРУДНОСТИ, МЕШАВШИЕ Гёте ЗАВЕРШИТЬ ГЛАВНОЕ  ТВОРЕНИЕ  СВОЕЙ  ЖИЗНИ. 

РЕЗДВОЕННОСТЬ образа Мефистофеля как раз - то  и давала себя знать где – то в тайниках ЕГО (Гёте) души, но ОНА ( раздвоенность) к сожалению, НИКОГДА не достигала ПОРОГА ЕГО СОЗНАНИЯ.

Поскольку же действия Мефистофеля должны были находить отражения в ОПЫТЕ Фауста, ТО описание Жизни последнего (Фауста) постоянно НАТАЛКИВОЛОСЬ на ВСЁ новые ПРЕПЯТСТВИЯ; 

ПОД  ВЛИЯНИЕМ  ДВУХ  НЕПРИМИРИМЫХ   НАЧАЛ не могло РОДИТЬСЯ  НАСТОЯЩЕГО  ИМПУЛЬСА  ДЛЯ  ПРОДОЛЖЕНИЯ  РАБОТЫ.

Тем ни менее  « Пролог на небесах» уже ставит Фауста, как человека, ОДЕРЖИМОГО  ВЫСОКИМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ, в СВЯЗЬ со «ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ».

(от меня : в смысле, « МИР» как взаимно проникающая совокупность: Сверхчувственного, Чувственного, Пред чувственного ).

«Духовные Силы», ДАВШИЕ  ТОЛЧОК, «МИРОВОМУ  ДВИЖЕНИЮ» и ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  «ЕГО» от РАЗРУШЕНИЯ, показаны в ИХ развитии,

ЖИЗНЬ Фауста помещена в СРЕДОТОЧИЕ  ИХ «СОГЛАСНЫХ» и  в то же время ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ  ДЕЙСТВИЙ. Именно ТАКОВО – по крайней мере, в глазах самого поэта и читателей - ПОЛОЖЕНИЕ Фауста в макрокосме, ПОЛОЖЕНИЕ, к которому «ранний» Фауст, на ДОСТУПНОМ ему УРОВНЕ  ПОЗНАНИЯ, не СТРЕМИТЬСЯ.

Среди действующих Сил  МИРОЗДАНИЯ « на небе» появляется Мефистофель. ИМЕННО в ЭТОТ МОМЕНТ и ПРОСТУПАЕТ «ЕГО» ДВОЙСТВЕННАЯ  СУЩНОСТЬ.

Хитрец, среди всех духов отрицания
Ты меньше всех был в тягость для меня, -
Говорит «Господь».

Таким образом, во ВСЕЛЕНСКОЙ (от меня : Понятия Вселенная и Мироздание, весьма и весьма НЕ одно и тоже ) БОРЬБЕ должны участвовать и другие « ДУХИ ОТРИЦАНЬЯ».  Справедливость ЭТОЙ мысли подтверждается тем, Мефистофель, который «на небе» просил:

От трупов я держуся в стороне.
Нет, дайте мне здорового вполне:
Таких я мертвецам всегда предпочитаю,-  в конце второй части вступает в схватку за тело Фауста.

Можно подумать, что в борьбе за Фауста «Господу» противостоит НЕ один Мефистофель, а ДВА ДУХА:
«Ариманический Дух» и « Люциферический Дух».

«Ариманический Дух» БОЛЬШЕ заинтересован в «ТЕЛЕ» Фауста, так как ОН (Ариман ) ЕСТЬ «Дух Наваждения. Потому как!

ВСЯКОЕ НАВАЖДЕНИЕ, ПО СУТИ, КОРЕНИТСЯ в МАТЕРИАЛЬНО – СМЕРТНОМ НАЧАЛЕ, ДЕЙСТВУЮЩЕМ ещё  ПРИ ЖИЗНИ человека. ( от меня : в смысле «Костной СУТИ» человека ) «Познавательные Силы» человек, АКТИВНОСТЬ которых ВПРЯМУЮ зависит от проявления тех импульсов, что в конце концов приводит ЕГО к СМЕРТИ, - ЭТИ  СИЛЫ ПОДВЕРЖЕНЫ Ариманическому НАВАЖДЕНИЮ.

«ИМ (Ариманическому НАВАЖДЕНИЮ)  ПРОТИВОСТОЯТ  ИМПУЛЬСЫ  ВОЛИ и ЧУВСТВА».

Эти ИМПУЛЬСЫ (воли и чувства) НЕПОСРЕДСТВЕННО связаны с молодой РАСТУЩЕЙ  ЖИЗНЬЮ. В детстве и юности ОНИ (импульсы воли и чувства) НАИБОЛЕЕ  СИЛЬНЫ. В старости ОНИ (импульсы воли и чувства) ТЕМ  ЖИВЕЕ, чем БОЛЬШЕ  ЮНОШЕСКИХ ПОРЫВОВ  УДАЛОСЬ  СОХРАНИТЬ в СЕБЕ человеку.

ОНИ (импульсы воли и чувств) в ТОЖЕ ВРЕМЯ ТОЯТ в СЕБЕ  ВОЗМОЖНОСТЬ (Люциферического ЗАБЛУЖДЕНИЯ).

(от меня : эти «вещи» необходимо Россиянам НЕ только «понять», НО и необходимо приобрести СПОСОБНОСТЬ жить с этим ПОЗНАНИЕМ, КАЖДОЕ  МГНОВЕНИЕ, в БОРЬБЕ повседневной ЖИЗНИ, чтобы НЕ впасть в ОДНУ или в ДРУГУЮ СТОРОНУ, ЗОЛ -  в заблуждение или в наваждение. Внутренне говоря СЕБЕ: «вижу, вижу тебя Дьявол Люцифер; вижу, вижу тебя Дьявол Ариман: в полном самосознании, когда бываем, подвержены Наваждению или Заблуждению. Подвергаемся же мы ежесекундно! » ).

А)Люцифер в праве сказать о СЕБЕ, что ОН любит «ЗДОРОВОГО ВПОЛНЕ».

( от меня : ОН (Люцифер) «будоражит воспаряя кровь» в человеке, пытаясь в «Подсознательном состоянии», увлечь человека на «НЕБЕСА». Сильнее всего Действует на людей Востока. По этой причине Восток,ТОЛЬКО, со своей СЛЕПОЙ одухотворённостью НЕ может быть критерием, примером, образцом в РАЗВИТИИ всего человечества. Восток, который стремиться ВСЁ человечество РАСТВОРИТЬ на «НЕБЕСАХ» в СЛЕПОЙ  ПОДСОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Для Востока, Великое счастье Увлечь ВСЁ человечество, в «ДУШЕВНО – СЕРДЕЧНОЙ  Слепоте», в Мир, где царит гармония сфер, к дэваханической области, к области «Духовной Музыки». )

Б) Ариман скорее «ПРЕДПОЧТЁТ» МЕРТВЕЦА.

( от меня : ОН (Ариман) « Костенит человека. Сильнее всего Действует на людей Запада. По этой причине Запад, ТОЛЬКО, со своей  мёртвостью, сознания, тех. прогресса, Роботизацией НЕ может быть примером, критерием, образцом в развитии ВСЕГО человечества, потому – что Западу ВЕЛИКОЕ счастье видеть всё человечество, «физическими ТРУПАМИ» и ТРУПАМИ в «Познавательной Способности» )


В) « Господь» может сказать Ариману: « Хитрец, среди всех Духов Отрицания ТЫ меньше всех был в тягость для МЕНЯ»

(от меня: на людей России в РАВНОЙ степени Действует ТРОИЧНОСТЬ: Ариман, Люцифер, «Господь»! … )

Ибо Лукавство и Наваждение имеют одну природу. И для «вечного НАЧАЛА в человеке  Ариманическая Сущность, господствующая над МАТЕРИАЛЬНЫМ и ПРЕХОДЯЩИМ, представляет меньшую опасность, чем другая «ОТРИЦАЮЩАЯ» СИЛА, действующая в САМОЙ Сердцевине человеческого Существа.

Вероятно, некий голос из подсознания внушил Гёте СМУТНУЮ Догадку, что противопоставление Фауста и Мефистофеля ЗАДАЁТ  Универсальный Образ Всей Жизни, ОДНАКО Жизнь НЕ захотела Входить в ЭТИ РАМКИ…


Рецензии