Новыми старыми маршрутами
Работа текла своим весенним рутинным чередом, двухдневные разъезды по участку на траление или промеры перемежевывались недельными сидениями за бумагомарательной стезей и контролем над судами, еще не выпущенными в навигацию.
На пороге летнего сезона управление запланировало грандиозную работу по отсыпке бутовым камнем слабых мест канала, коих в нем было достаточно, уже лет двадцать ни один камень не укреплял откосы, а тут в министерстве выделили хорошие деньги на капитальный ремонт. В предстоящей работе должны были задействовать до десятка единиц различного погрузочного и буксирного флота с баржами, и мы готовили их к выходу, подгоняя капитанов и оформляя документы для контролирующих органов. Бутовый камень необходимой фракции и в большом объеме отыскали ни близко, ни далеко, а почти за восемьсот километров от самого канала, практически на границе Ростовской и Луганской области Украины, за седьмым, последним шлюзом водораздельной системы Северского Донца.
- Леонидыч, завтра приезжает Владислав Михайлович и ты вместе с ним на «Кунице» идешь до карьера, - с утра пораньше обрадовал меня Леонид Иванович.
- Наша задача?
- Посмотреть весь маршрут по Северскому Донцу, промерять глубины и дать картину, на какую осадку можно грузить бутом баржи и выгодно ли оттуда его возить. Объем перевозки большой и работы хватит всем буксирам лет на пять.
- Прекрасно, занятость будет, простоев не станет и глупостей на флоте уменьшится. Нам тоже хорошо, покатаемся с ними, - обрадовался я, понимая, что это новый для них маршрут, а мне на душу приятные воспоминания молодости и подъема по этой реке на земснаряде в далеком предалеком восемьдесят седьмом году…
- Привет, Леонидыч, опять мы с тобой идем, - поприветствовал меня начальник из управления, - посмотрим новые места.
- Добрый день, Владислав Михайлович, для кого новые, а я там работал почти двадцать лет назад, когда еще Союз существовал, - ответил в приветствии я и мы пошли на теплоход.
- Ну, тогда ты гидом будешь, расскажешь, как куролесил там в годы своей молодости.
- Договорились, Михалыч, расскажу.
На борту меня ждал Никитка, которого я решил взять с собой покататься, учебный год закончился два дня назад и мама отпустила его с папой. Илью, как главного помощника оставили дома, да он и не сильно-то хотел, ему лучше на улице с друзьями, совсем уже вырос из детских шортиков, а этому все интересно, тем более, рядом с папой…
Погода установилась солнечная, безветренная, чуть больше, чем за полсуток мы преодолели водохранилище, и дальнейший путь теплохода лежал по территории Нижне-Донского техучастка, где меня сразу обволокли теплым ватным облаком воспоминания начала моей карьеры и бурной молодости еще холостой жизни. Я рассказывал начальнику различные приключения молодых людей, вчерашних курсантов речного училища, прибывших в далекие восьмидесятые годы покорять воды Тихого Дона и сердца местных казачек. Хотя, второе необходимо было исполнять Вовке, чем он и воспользовался в первую же навигацию, привезя по ее окончанию молодую жену, правда, из хохлушек…
Так за мужскими рассказами и флотскими байками, вкусными обедами и ужинами, сидениями на носу теплохода и разглядываниями прибрежной полосы цветущих Донских берегов, с их хуторами и станицами, городами и поселками, шлюзами и каналами, спустя сутки мы вошли в устье Северского Донца, одного из главных притоков Дона.
- В Усть-Донецк надо зайти, хлеба купить и продуктов, дальше негде будет брать, - пояснил я Михалычу, как старшему по званию и ответственному за маршрут.
- Хорошо, Николай Николаевич, заходи в порт, мы по магазинам прогуляемся, и ноги на берегу разомнем, - скомандовал он капитану теплохода.
- Захожу, - ответил капитан, поворачивая влево от разделительного буя, обозначающего развилку судового хода на порт и дальше по реке…
Мы приятно погуляли по городским улочкам небольшого современного казачьего портового города, построенного для речников. Крупный когда-то порт, как и все остальное речное хозяйство, захирел в годы перестройки и от работающих круглосуточно в Советское время полутора десятков портальных кранов остались пара-две крутящиеся башни, да и те работали только в светлое время.
- А когда-то они все не успевали грузы перегружать, я сам свидетелем был, что на внешнем рейде очередь стояла, - указывая рукой на ржавеющие остовы австрийских кранов, поведал с сожалением я своим спутникам, с которыми мы спускались с горы, где вдоль берега располагался сам город речников.
- Да уж, - только и ответил Владислав Михайлович, - такие махины импортные никому не нужны, жалко, умное железо австрийцы разработали и построили когда-то…
А дальше наш маршрут побежал куда интереснее, чем просто вниз по течению Дона, здесь мы пошли вверх, на течение и преодолевали еще старые, начала прошлого века шлюза с их ручным приводом подъема и опускания ворот камер. Владислав Михайлович не выпускал из рук современный цифровой фотоаппарат, все фотографировал, все ему было в диковинку и очень любопытно.
- Это же живая история Первой Мировой войны! – по-детски, искренне и наивно восклицал он, увидев деревянные ворота шлюзов и ручные подъемники створок, деревянные же будки начальников вахт и шандоры плотин на цепях, которые укладывались и поднимались от маленькой электрической лебедки, управляемой бабулькой, «Божьим одуванчиком» в ситцевом платочке.
Я, честно говоря, не понял, что он имел в виду, говоря о живой истории, сам доисторический деревянный и почти «ручной» шлюз или бабульку, настоящую боевую справную донскую казачку, моложавую и симпатичную, даже в свои...
- А что, я матрос на шлюзе, работаю уже сорок лет, все здесь знаю и умею, - ответила она Михалычу, когда он ее сфоткал, на память, - могу все показать и всем управлять, даже, молодой начальник у меня совета спрашивает…
Мы шли, и в спорных местах промеряли глубины, заносили в свои записи, понимая, что от них зависит объем груза, который смогут наши буксировщики везти по реке, безопасно везти, не боясь за корпуса и сам груз. Предварительно мы зашли в Константиновск и попросили у коллег планы промеров Донца, хоть, какие и нам выдали съемки пятилетней давности, оправдываясь тем, что никому этот приток до сегодняшнего дня был не нужен, поэтому давно и не снимали.
- Да там ничего не меняется уже двадцать лет, когда в его водах еще вот этот молодой человек работал на «Семьсот втором», - кивнул на меня производитель путевых работ, Валерий Иванович, который тогда, в восемьдесят седьмом году, был просто практикантом геодезистом Валеркой из Ленинграда.
- Узнал? – с интересом спросил я, тоже узнав в высоком усатом и с залысинами мужчине того самого веселого парня с изыскательской партии, по планам которой мы работали на Северском Донце.
- Конечно, ты почти не изменился, а это твой? – кивнул он на сына.
- Да, мой младший, старший закончил уже восьмой класс.
- Ну, хоть, какая-то помощь, не все подряд мерять будем, а только по вашим планам, - прервал наш разговор начальник, и мы пошли на выход, попрощавшись с прорабом…
Красивый ослепительно яркий восход третьего летнего дня путешествия «Куницы» по Северскому Донцу встретил нас на подходе к самому дальнему, самому маленькому, седьмому шлюзу. Теплоход стоял в зарослях кустов ракиты, пришвартованным к самой дальней тумбе длинной стенки нижнего подхода к камере, вокруг тихо и застенчиво стоял сказочный зеленый лес, по поляне перед ним летали паутины, а в его зарослях пели соловьи. Утренняя идиллия слегка смутила меня, вылезающего из носового трюма судна, мне показалось, что я сплю и вижу сказочный сон, тишина и полупрозрачный белесый туман, расстилающийся над рекой, были просто бесподобны и неподражаемы, неправдоподобны и нереальны. Приятное звонкое пение лесных птиц подкрепляло мое сознание райского наслаждения, так загадочно и непривычно выглядело раннее утро только начавшегося лета в этих краях. И это почти в самом сердце Руси!..
- А где Михалыч? – спросил я у капитана, сидевшего в рубке и слушавшего радио.
- Перед самым рассветом убежал в лес с фотоаппаратом, сказал, что к завтраку вернется, - ответил спокойно тот.
- А почему через шлюз ночью не прошли?
- Не пустили, начальника нет, а без его разрешения никого здесь не пропускают.
- Ничего себе, порядки, на границе что ли?
- Да, почти заграница, смотри, Леонидыч, совсем немного до Украины осталось, карьер почти на ней, - и капитан показал мне Атлас Северского Донца на той странице, где теперь существовало разделение между сопредельными государствами, раньше жившими в одной большой и дружной стране.
Тут с парапета шлюза на палубу теплохода спрыгнул счастливый Владислав Михайлович и с сияющей неподдельной радостью улыбкой на узком скандинавском лице зашел в рубку:
- Доброе утро, команда, как спалось?
- Как в раю, да и на палубу вылез, а здесь, вокруг, настоящий рай земной, - ответил я.
- Это точно, посмотри, что я наснимал в лесу, - и он протянул мне фотоаппарат, показал, как двигать кадры, все еще добродушно улыбаясь во все свои белые зубы, словно мальчишка, довольный новой игрушкой.
У него явно был хороший вкус и определенный творческий подход к фотографированию, кадры действительно изумляли мое воображение поэта, пишущего не один десяток лет стихи о природе Донского края, о Любви к своей Родине и вообще о жизни на земле. Четко подобранные ракурсы просыпающихся листочков на деревьях и умывающихся первыми каплями чистой прозрачной утренней росы. Неугомонные жучки и муравьи в своих вечных трудах и заботах, словно специально для кадра на мгновение застыли с ношей на спинах, бабочки, расправляющие прозрачные белые крылышки первым лучам солнца.
- Михалыч, да ты тоже поэт, только от фотографирования, здорово у тебя получается подловить красивый жизненный момент Матушки природы! – искренне восхитился я его жизнерадостным снимкам утренней зари, выполненным достаточно профессионально и с явной Любовью к этому.
- Я давно этим занимаюсь, всегда Люблю рассвет и закат подлавливать, словно природа сама показывает все свое самое лучшее перед сладким сном и после него, - пояснил он…
Потом мы завтракали все вместе и снова память восстанавливала мои прошлые года, некогда поднимавшиеся и спускавшиеся по этой тихой русской реке. Плотно перекусив за завтраком, мы решили навестить начальника шлюза, что бы он дал разрешение пропустить нас наверх, куда все-таки нам необходимо было попасть по работе. День стоял воскресный и на шлюз он приходить не собирался, поэтому нам пришлось навестить его дома, в небольшом хуторе, расположившемся на высоком песчано-гравийном холме правого берега.
Хатки с низенькими четырехскатными крышами, покрытыми соломой, плетнями из ивы вместо забора, самими низкими заборами из песчаного камня плитняка, сложенного друг на друга в шахматном порядке, что бы не развалиться – все мне опять и опять напомнило фильм «Тихий Дон» и Гражданскую войну двадцатых годов. Михалыч не выпускал из рук свой фотоаппарат и снимал все подряд, все больше и больше восхищаясь реликвиями казачьего быта, вот будет ему пища для размышления в столичном городе на Волге, как еще может жить глубинка в самом сердце России в начале двадцать первого века…
К вечеру того же дня мы добрались до заброшенного карьера природного бутового камня, который должны были открыть для наших перевозок. Впоследствии Владислав Михалыч расскажет мне его предысторию, когда это место с очень прочными гранитными слоями больших толщин и объемов обнаружили геологи после великой Отечественной войны. Они привезли пробы камня в Москву, а в то самое время рассматривался очередной проект строительства Волго-Донского судоходного канала, который наконец-то должен был соединить Волгу с Доном, и именно такой прочности бут был необходим для отсыпки его откосов и дна. На том и порешили и на правом берегу Северского Донца в конце сороковых годов прошлого столетия открыли карьер для добычи камня на строительство нашего канала, а потом его заморозили и просто бросили, как бросали в незапамятные времена все, что на тот момент не годилось для чего-нибудь. В наши дни, по истечении пяти десятков лет, когда канал отработал свой срок годности, а потребность в нем только возросла, и надлежало делать капитальный его ремонт. Для этих нужд и решили возродить старый карьер с его добротным природным бутовым камнем.
Утром, когда июньское солнышко вновь выглянуло своей лучезарной желтой улыбкой из-за макушек высоких и стройных берез, мирно стоящих раскидистой рощей на противоположном от нас берегу, мы отправились смотреть место карьера и берега для подхода судов. Пологий правый берег, видимо, отутюженный когда-то бульдозерами для подвоза камня автомобилями, только слегка зарос травой и кустарниками, а в целом, и сейчас оставался вполне пригодным для машин и бульдозеров. На берегу же мы нашли и хорошие места для обустройства «мертвяков», за которые будут швартоваться кран и суда с баржами, словом, можно было прямо сейчас идти и грузить камень, осталось только начальству договориться с карьером и начинать работы. Глубины на всем протяжении фарватера реки способствовали полной загрузке тысячетонной баржи, тем более, хоть, и небольшие, но на пути стояли шлюза и плотины, способные поддерживать необходимые глубины для наших судов. Нам оставалось доложить руководству канала о выполненной нами работе, приемлемых условиях и готовности места погрузки, а им предстояло дать команду отправлять сюда караван и начинать погрузку и транспортировку бута.
Поведав всю имеющуюся информацию диспетчеру канала по радиостанции, проведя еще одну сказочную ночь в теплой звездной тишине, на берегу Северского Донца, рано утром следующего дня мы отправились в обратный путь. А утром нам по радиостанции уже доложили о выходе каравана из плавкрана, баржи и толкача на Волгодонск и нам следовало туда поторопиться. Путь вниз по реке проходил гораздо быстрее, на каждом шлюзе нас уже ждали с раскрытыми верхними воротами и с зеленым светом светофора, без промедления пропуская дальше…
Через двое суток «Куница» поднялась четырнадцатым шлюзом в аванпорт города атомщиков, где на рейде нас ждал тот самый караван…
Свидетельство о публикации №217020500711
работающим на перевозке грузов по рекам, - хорошо видны негативные последствия Горбачёвской
перестройки и Ельцинских реформ!
МОИ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ, УВАЖАЕМЫЙ СТАНИСЛАВ!
С Уважением
Александр Андриевский 05.02.2017 11:34 Заявить о нарушении
Станислав Климов 05.02.2017 12:58 Заявить о нарушении
Дай Бог, чтобы ещё два таких же юбилея отметить!
С Уважением
Александр Андриевский 05.02.2017 14:17 Заявить о нарушении
Станислав Климов 06.02.2017 03:17 Заявить о нарушении