7. Сергей Кудрявцев о театре-студии

НА СНИМКЕ: Сергей Кудрявцев. Он начинал как артист, потом был помощником режиссера. Здесь он в гриме.


О начале театра-студии все пишут по-разному. Это естественно, - у каждого было свое начало. В представлении Сергея Кудрявцева, артиста в спектаклях Пономаренко и в некоторых случаях помощника режиссера, начало выглядело так.

В Доме культуры «Юность» – тогдашнем культурном центре Академгородка – был создан театр-студия, которым руководил Юрий Сергеевич Постнов (1925-1978), ставший впоследствии доктором филологических наук, организатором и первым руководителем сектора

литературоведения будущего Института филологии СО РАН [Ю.С. Постнов, кроме того, был с самого начала председателем художественного совета театра-студии. –МК].

Студией была поставлена оратория «Сибирь – земля героев» по сценарию Ю.С. Постнова. Он же поставил «Фабричную девчонку» А. Арбузова.
 
[На самом деле, эта пьеса написана А.М. Володиным. Поставлена она была в декабре 1963 г., т.е. позже «Монсерры». –МК].

Но вскоре Юрий Сергеевич отошёл от постановочной деятельности (ушёл в науку), и руководителем театра-студии стал научный сотрудник ИЯФ, кандидат физмат наук, тоже увлеченный театрал и хороший организатор Арнольд Григорьевич Пономаренко. [Не совсем верное утверждение: Ю. Постнов и А. Пономаренко работали вместе с самого начала. –МК].

А вся работа театра Пономаренко в те далекие 60-е у Сережи Кудрявцева умещается в 6-7 строк, и это очень жаль. Мне кажется, Серёжа мог бы рассказать намного больше. Тем более, что он был не только артистом театра, но и помощником режиссёра.

Вот они, эти строки:

В 60-е годы им были поставлены «Сирано де Бержерак» (Э. Ростан), «Сильные чувства» (И. Ильф и Е. Петров) [на самом деле, водевиль «Сильное чувство». –МК], сцены из «Свадьбы Кречинского» (А. Сухово-Кобылин) [на самом деле А.В. Сухово-Кобылин «Великий день», фрагменты из комедии «Смерть Тарелкина». – МК], «Борис Годунов» (А. Пушкин) [на самом деле, А.С. Пушкин и А.К. Толстой «Борис Годунов». – МК] и другие. Некоторые спектакли играли в открытом к тому времени Доме культуры «Академия».

Краткость Серёжи вполне объяснима. Впоследствии, когда Арнольд Пономаренко не захотел больше ставить спектакли, при Доме ученых был создан клуб «Лицедей», в который и подались оставшиеся без режиссера актеры, и тогда Сергей Кудрявцев выступил в качестве режиссёра. Этот период, скорее всего, и запомнился ему более отчётливо.

Репетируя в Доме учёных, «Лицедей», тем не менее, оставался в структуре ДК «Академия», который и отвечал за театральные постановки «Лицедея». В печальной истории 1984 г. с постановкой пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца» (постановка Славы Новикова) «неприятности» от уходящих в небытие, но тогда еще всемогущих партийных органов достались директору ДК Нелли Мироновне Малиновской, – её исключили из КПСС.

Пожалуй, больше, чем другим артистам, тогда досталось Володе Штерну. Его изгнали из НГУ, где у него были аспиранты, и почему-то лишили довольно существенной премии за год. Ну и, конечно, потрепали нервы при обсуждении (и осуждении) его мнимых проступков на заседаниях партбюро (хотя он не был членом КПСС) и на собраниях коллектива института теплофизики.

Сережа Кудрявцев возобновил «Самоубийцу», когда это стало возможным, и этот спектакль был показан и в Академгородке, и в Томске, и повсеместно – с успехом. О деятельности «Лицедея» того времени Сергей помнит больше подробностей. Тем более, что он проявил себя там не только как талантливый актер, но и как талантливый режиссёр.

Когда Володя Штерн указал Сереже Кудрявцеву на его ошибки в воспоминаниях, Сережа совершенно искренне спросил его: «А не все ли равно? Какое это имеет значение?»

Действительно, какое? Не бог весть, какие события! Важны ли детали? И кому они будут нужны завтра, когда не останется участников этих событий?

Но я знаю, как важны они были тогда для студийцев. Коллектив театра-студии жил своим театром. Они создавали спектакли, каждый из которых был произведением искусства, и были счастливы, что это удается.

И я знаю, как они были важны для зрителей, жителей Академгородка того времени, которые каждый спектакль театра Пономаренко воспринимали как событие в нашей культурной жизни.

И я уверен в том, что должна быть, даже в деталях, воссоздана правда. Та правда, которая была на самом деле.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/05/755


Рецензии