Сколько лет Северодвинску?


Историческое исследование

В Первой  Новгородской летописи за 1419 г. записано сообщение:

" Того же л;та, пришед  Мурман;  воиною въ 500 челов;къ, в бусах и въ шнеках, и повоеваша въ Арзуги  погостъ Корильскыи  и
в земли Заволочкои  погосты: в Ненокс;,
в Кор;льскомъ  манастырь святого Николы,
Конечныи погостъ,
Яковлю кюрью, Ондр;яновъ  берегъ, Кигъ островъ, Кяръ  островъ, Михаиловъ манастырь, Чиглонимъ, Х;чинима; 
 3 церкви сожгли , а христианъ черноризиць  пос;кл;,
 и  заволочан;  дв;  шнеки Мурманъ избиша, а инии изб;гоша на море."  (л1,л2)


Примечания по тексту:
1. погостами,  новгородцы называли свои и чужие административные центры.
 Причём свои административные центры   новгородцы называли двойными именами:
1)  именем святого в честь которого в погосте построена церковь
2) и географическим названием  местности,
например:  новгородские Никольские погосты,  в честь  Святого Николая

1) Никольской на реке Андоме 
 ... 
52) Никольской на Волочке  Держков (л3)

2. новгородские  термины " Корельские", как и  "заволочане" – собирательные - расширительные,  например:
- автор произведения,    живший в 13 веке,  указывает границу  Руси , так:  "...до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании..."
из чего следует что,  за границей Руси: от немець  до Устьюга
другие народы новгородскому автору, кроме карел были не известны  и поэтому все они за этой  границей  обозначались  карелами.

- "заволочане"же, это все те, кто проживает за Волоком (или Вышним Волочком) по отношению к Новгороду.
- впервые термин Заволочье «заволочане» в Новгородских летописях появляется в 1324 г. в связи с  походом на устюжан, которые перед этим, в 1323 г., ограбили новгородцев - до этого времени в Новгородских летописях применялся только термин «волок»
3.  По построению текста летописи необходимо, принять во внимание, что в то время пергамент экономили из-за  дороговизны, сокращая фразы - особенно повторения  слов и даже соединяли вместе слова и пропускали знаки препинания.
И также принять во внимание, что информация поступала  к летописцу, очевидно, в основном,  в устной форме. 

Выводы:
1419 г., можно считать, датой основания  Северодвинска, т. к. основным критерием даты основания любого поселения является его первое письменное упоминание. 
В летописи:
1)  он назван среди погостов
...повоеваша...в земли Заволочкои  погосты: в Ненокс;,
в Кор;льскомъ  манастырь святого Николы,
Конечныи погостъ...
2)  в фразе  однозначно сокращено повторное слово «погост»
полное написание выглядит так: «...в Ненокс;, в Кор;льскомъ  «погосте»   манастырь святого Николы…» - а других вариантов прочтения не видно.


Влияют ли другие факторы на дату основания поселения?

Количество населения.
Нет, не влияет
например: в Росписи русских городов, ведомых в Приказе, с данными для 1678 года:
… Дмитров . Города и людей нет.
… Пошехонье . Города и посаду нет.
… Звенигород . Города нет – осыпь Посад, 22 человека
… Руза . Города нет – развалился. 46 человек.
… Клин . Города нет. Вал земляной. 88 человек.
Смысл росписи: учёт и анализ воинских ресурсов. Под словом «город» следует понимать укреплённую крепость в центре крупного поселения
Отсутствие или малочисленность людей не повлияла на даты основания этих городов.

Точное место.
 Нет, не влияет
например:
В 1352 г., когда в результате эпидемии, по сообщению летописца, население Белоозера вымерло. Город восстанавливался после этого уже на новом месте.

Археологические находки.
Могут, после письменного упоминания,  только отодвинуть дату основания.

А как  с датами основания других северных городов?

Мурманск (Кола)

Отпраздновав 440-летнюю годовщину, собирается уже отодвинуть дату основания на 1556 г. и даже на 1517 г. за счёт документов из архивов Дании и Норвегии  (л4)

Архангельск (Новохолмогоры)

Празднует дату своего основания с указа Ивана Грозного  с  1584 г., хотя, Архангельский Михайлов монастырь, известен в письменных источниках с 1397 г.
Монастырь, до той поры бывший, по всей видимости, скитом или пустынью, сделался монастырем, получил игумена Луку, и в нём устанавливалась служба.
( Послание на Двину   Иоанн (1388–1414 гг.) – архиепископ Новгородский.)

Монастырь не считается населённым пунктом, хотя:
 «…как показывают исследования последних лет ни один из северо-русских монастырей не был основан в глуши и непроходимой чаще, как это пытались внушить нам церковные идеологи, а приходившие на Север «в поисках уединения» монахи-отшельники имели перед собой конкретную цель: произвести скрытую разведку местности и подготовить плацдарм для дальнейшего крестового похода на языческие окраины.
Место для основания обители выбиралось на обжитых местах, занимавших, как правило, ключевые позиции на данной территории:
 у скрещения торговых дорог,
 у слияния рек,
на перевалочных пунктах,
важных водных путях …»   (л5)

Если будет доказано что, Кигъ островъ это Кегостров, а Чиглонимъ это Цигломень, которые являются частью нынешнего Архангельска, то и Архангельск может отодвинуть дату своего основания на 1419 г.


Вологда
Монастырь не считается населённым пунктом, хотя:
(ateson.com›webcache/5542/wiki/Вологда)

 «Официальной датой основания Вологды считается 1147 год[3]. Эта версия основана на «Повести о чудесах Герасима Вологодского» 1666 года[4] и «Летописце» Ивана Слободского 1716 года[5]. Оба источника являются вторичными и заимствованы из более ранних сводов.  Они повествуют о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье (впадает в Вологду) Троицкого монастыря «расстоянием на полпоприща» (800 метров) от Ленивой площадки.
Сторонники официальной даты основания указывают однако на то, что в XII веке Вологда существовала как поселение, но ещё не была укреплённым городом и не имела детинца[6].

Однако многие историки и археологи высказывают сомнения относительно официальной даты основания города.
 Они отмечают не только позднее и вторичное происхождение «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и «Летописца» Ивана Слободского, но и данные археологических раскопок, которые не фиксируют Вологодское городище раньше XIII века.
 Основание Герасимом монастыря в 1147 году также не вписывается в общую картину монастырского строительства в окрестных территориях, которое началось лишь в XIII веке[7].

ИСТОЧНИКИ:

3. Постановление Вологодского Горкома КПСС от 8 августа 1947 года
4. Повесть о чудесах Герасима Вологодского (Публикация Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой) // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. — С.601-619
5. Летописец Ивана Слободского // ПСРЛ. Т.37: Устюжские и вологодские летописи XVI—XVIII вв. / Сост. Н. А. Казакова, К. Н. Сербина. — Л.: Наука, 1982. — С. 194—205.
6. Васильев Ю. С.Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. — С.588-600
7. Башенькин А. Н., Кукушкин И. П.Древняя Вологда // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. — С.29-45.

И в заключение:

- В 2019 г.  можно праздновать 600 лет  Северодвинску
(в Кор;льскомъ  «погосте» по выражению летописца )

- (а точнее  в Никольском или Святоникольске  стоящем на Никольском рукаве Северной Двины)

- Северяне, ушедшие в Сибирь и затем на Аляску основали там города: Святоникольск и Новоархангельск
Что же напоминали им  эти названия?


   ЛИТЕРАТУРА - ИСТОЧНИКИ:

1. - Первая Новгородская летопись
-  Т.3 Полное собрание Русских летописей стр.108  С.П. 1841 г.

2. - Первая Новгородская летопись
- ...Т.3 1950 г.стр.411 

3. "О пятинах   и погостах новгородских" С.П. 1853 г.под редакцией Н.А.Неволина    стр.412

4. Какова «глубина» города Колы?
http://www.b-port.com/smi/8/736/14107.html

5. Тайны Русского Севера. Языческие топонимы Вологодчины

6. ateson.com›webcache/5542/wiki/Вологда


Рецензии