Сколько лет Северодвинску?
Историческое исследование
В Первой Новгородской летописи за 1419 г. записано сообщение:
" Того же л;та, пришед Мурман; воиною въ 500 челов;къ, в бусах и въ шнеках, и повоеваша въ Арзуги погостъ Корильскыи и
в земли Заволочкои погосты: в Ненокс;,
в Кор;льскомъ манастырь святого Николы,
Конечныи погостъ,
Яковлю кюрью, Ондр;яновъ берегъ, Кигъ островъ, Кяръ островъ, Михаиловъ манастырь, Чиглонимъ, Х;чинима;
3 церкви сожгли , а христианъ черноризиць пос;кл;,
и заволочан; дв; шнеки Мурманъ избиша, а инии изб;гоша на море." (л1,л2)
Примечания по тексту:
1. погостами, новгородцы называли свои и чужие административные центры.
Причём свои административные центры новгородцы называли двойными именами:
1) именем святого в честь которого в погосте построена церковь
2) и географическим названием местности,
например: новгородские Никольские погосты, в честь Святого Николая
1) Никольской на реке Андоме
...
52) Никольской на Волочке Держков (л3)
2. новгородские термины " Корельские", как и "заволочане" – собирательные - расширительные, например:
- автор произведения, живший в 13 веке, указывает границу Руси , так: "...до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании..."
из чего следует что, за границей Руси: от немець до Устьюга
другие народы новгородскому автору, кроме карел были не известны и поэтому все они за этой границей обозначались карелами.
- "заволочане"же, это все те, кто проживает за Волоком (или Вышним Волочком) по отношению к Новгороду.
- впервые термин Заволочье «заволочане» в Новгородских летописях появляется в 1324 г. в связи с походом на устюжан, которые перед этим, в 1323 г., ограбили новгородцев - до этого времени в Новгородских летописях применялся только термин «волок»
3. По построению текста летописи необходимо, принять во внимание, что в то время пергамент экономили из-за дороговизны, сокращая фразы - особенно повторения слов и даже соединяли вместе слова и пропускали знаки препинания.
И также принять во внимание, что информация поступала к летописцу, очевидно, в основном, в устной форме.
Выводы:
1419 г., можно считать, датой основания Северодвинска, т. к. основным критерием даты основания любого поселения является его первое письменное упоминание.
В летописи:
1) он назван среди погостов
...повоеваша...в земли Заволочкои погосты: в Ненокс;,
в Кор;льскомъ манастырь святого Николы,
Конечныи погостъ...
2) в фразе однозначно сокращено повторное слово «погост»
полное написание выглядит так: «...в Ненокс;, в Кор;льскомъ «погосте» манастырь святого Николы…» - а других вариантов прочтения не видно.
Влияют ли другие факторы на дату основания поселения?
Количество населения.
Нет, не влияет
например: в Росписи русских городов, ведомых в Приказе, с данными для 1678 года:
… Дмитров . Города и людей нет.
… Пошехонье . Города и посаду нет.
… Звенигород . Города нет – осыпь Посад, 22 человека
… Руза . Города нет – развалился. 46 человек.
… Клин . Города нет. Вал земляной. 88 человек.
Смысл росписи: учёт и анализ воинских ресурсов. Под словом «город» следует понимать укреплённую крепость в центре крупного поселения
Отсутствие или малочисленность людей не повлияла на даты основания этих городов.
Точное место.
Нет, не влияет
например:
В 1352 г., когда в результате эпидемии, по сообщению летописца, население Белоозера вымерло. Город восстанавливался после этого уже на новом месте.
Археологические находки.
Могут, после письменного упоминания, только отодвинуть дату основания.
А как с датами основания других северных городов?
Мурманск (Кола)
Отпраздновав 440-летнюю годовщину, собирается уже отодвинуть дату основания на 1556 г. и даже на 1517 г. за счёт документов из архивов Дании и Норвегии (л4)
Архангельск (Новохолмогоры)
Празднует дату своего основания с указа Ивана Грозного с 1584 г., хотя, Архангельский Михайлов монастырь, известен в письменных источниках с 1397 г.
Монастырь, до той поры бывший, по всей видимости, скитом или пустынью, сделался монастырем, получил игумена Луку, и в нём устанавливалась служба.
( Послание на Двину Иоанн (1388–1414 гг.) – архиепископ Новгородский.)
Монастырь не считается населённым пунктом, хотя:
«…как показывают исследования последних лет ни один из северо-русских монастырей не был основан в глуши и непроходимой чаще, как это пытались внушить нам церковные идеологи, а приходившие на Север «в поисках уединения» монахи-отшельники имели перед собой конкретную цель: произвести скрытую разведку местности и подготовить плацдарм для дальнейшего крестового похода на языческие окраины.
Место для основания обители выбиралось на обжитых местах, занимавших, как правило, ключевые позиции на данной территории:
у скрещения торговых дорог,
у слияния рек,
на перевалочных пунктах,
важных водных путях …» (л5)
Если будет доказано что, Кигъ островъ это Кегостров, а Чиглонимъ это Цигломень, которые являются частью нынешнего Архангельска, то и Архангельск может отодвинуть дату своего основания на 1419 г.
Вологда
Монастырь не считается населённым пунктом, хотя:
(ateson.com›webcache/5542/wiki/Вологда)
«Официальной датой основания Вологды считается 1147 год[3]. Эта версия основана на «Повести о чудесах Герасима Вологодского» 1666 года[4] и «Летописце» Ивана Слободского 1716 года[5]. Оба источника являются вторичными и заимствованы из более ранних сводов. Они повествуют о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье (впадает в Вологду) Троицкого монастыря «расстоянием на полпоприща» (800 метров) от Ленивой площадки.
Сторонники официальной даты основания указывают однако на то, что в XII веке Вологда существовала как поселение, но ещё не была укреплённым городом и не имела детинца[6].
Однако многие историки и археологи высказывают сомнения относительно официальной даты основания города.
Они отмечают не только позднее и вторичное происхождение «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и «Летописца» Ивана Слободского, но и данные археологических раскопок, которые не фиксируют Вологодское городище раньше XIII века.
Основание Герасимом монастыря в 1147 году также не вписывается в общую картину монастырского строительства в окрестных территориях, которое началось лишь в XIII веке[7].
ИСТОЧНИКИ:
…
3. Постановление Вологодского Горкома КПСС от 8 августа 1947 года
4. Повесть о чудесах Герасима Вологодского (Публикация Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой) // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. — С.601-619
5. Летописец Ивана Слободского // ПСРЛ. Т.37: Устюжские и вологодские летописи XVI—XVIII вв. / Сост. Н. А. Казакова, К. Н. Сербина. — Л.: Наука, 1982. — С. 194—205.
6. Васильев Ю. С.Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. — С.588-600
7. Башенькин А. Н., Кукушкин И. П.Древняя Вологда // Вологда: Краеведческий альманах. Выпуск 2. — Вологда: ВГПУ; издательство «Русь», 1997. — С.29-45.
И в заключение:
- В 2019 г. можно праздновать 600 лет Северодвинску
(в Кор;льскомъ «погосте» по выражению летописца )
- (а точнее в Никольском или Святоникольске стоящем на Никольском рукаве Северной Двины)
- Северяне, ушедшие в Сибирь и затем на Аляску основали там города: Святоникольск и Новоархангельск
Что же напоминали им эти названия?
ЛИТЕРАТУРА - ИСТОЧНИКИ:
1. - Первая Новгородская летопись
- Т.3 Полное собрание Русских летописей стр.108 С.П. 1841 г.
2. - Первая Новгородская летопись
- ...Т.3 1950 г.стр.411
3. "О пятинах и погостах новгородских" С.П. 1853 г.под редакцией Н.А.Неволина стр.412
4. Какова «глубина» города Колы?
http://www.b-port.com/smi/8/736/14107.html
5. Тайны Русского Севера. Языческие топонимы Вологодчины
6. ateson.com›webcache/5542/wiki/Вологда
Свидетельство о публикации №217020601300