Испорченный телефон

Ислам и другие конфессии

Традиционно Ислам (нет, не настоящий Ислам, а тот, о котором больше всего говорят, их Ислам - Ислам шейхов и массмедиа) состоит из двух частей: Коран и хадисы, то есть устные сказания о речах и деяниях Пророка Мухаммеда. Однако здесь очень важно провести жирную красную черту между реальностью и вымыслом. И если в истории вообще трудно говорить о чем-то наверняка, то когда дело касается устной традиции, события и личности, как правило, укрыты таким толстым туманом выдумки и легенд (принижающих или воспевающих ту или иную историческую личность в зависимости от источника информации и эпохи, к которой эти источники принадлежат), что передвигаться в этом тумане приходится почти вслепую, полагаясь лишь на ясность разума и общечеловеческую логику восприятия.

Все мы хорошо помним детскую игру в испорченный телефон (на английском chinese whispers), где несколько игроков садятся в ряд, первый шепчет слово на ухо второму, второй - третьему, и так до конца, когда последний игрок встает и говорит услышанное им слово вслух. Конечный результат редко совпадает с первоначальным. В этом и забава, и суть игры. А теперь представьте, что расстояние между игроками не в несколько сантиметров, а столетия. Именно таким способом передавалась история Пророка Мухаммеда, именуемая хадисами. Кроме того, массовое восприятие хадисов как одного из компонентов религии, а не истории, привело к всеобщему искажению и манипулированию религией как таковой.  Доказательством тому служат бесчисленные противоречия этих самых хадисов тексту Корана и даже самим себе. В то время как в самом священном тексте ислама утверждается, что "...эта книга (Коран) самодостаточна, защищена от манипуляций самим Всевышним и сама себя объясняет". (Quran 6:65)

Таким образом, хадисы являются не более чем историей, не имеющей отношения к религии. И хотя это весьма ненадежный источник, тем не менее, один из немногих для изучения истории арабов 7-го века. Так пускай же они и остаются историей.

А теперь давайте рассмотрим отношение ислама к другим конфессиям, исключительно на примере Корана.

Начнем, пожалуй, с концепции верующего в исламе. Раздел 4 (Женщина), аят 123: "Вы не попадете в Рай согласно Вашим желаниям, так же как и люди писания. Каждому воздастся за грехи его. И нигде вы не найдете заступника, кроме Аллаха". О том, кто такие люди писания я уже писала подробно в статье "Ислам и Зороастризм". Повторюсь, что люди писания - это представители религий, которым была послана Священная Книга (Библия, Тора, Авеста, Коран и др.). Верующие, согласно Корану, - это люди, которые верят в единого Бога. А критерий для того, чтобы удостоиться милости всевышнего - добрые дела. Итак, Коран гласит: верьте в единого Бога и живите жизнью праведников, и волею Всевышнего вы попадете в Рай. Так что, "господа присяжные заседатели", согласно Корану, Рай вовсе не зарезервирован для мусульман.

О том, что представляет собой жизнь праведника, мы поговорим в следующий раз. Вернемся же к взаимоотношениям между мусульманами и представителями других религий. Коран предупреждает о том, чтобы мусульмане соблюдали договор и данные обещания по отношению к немусульманам, чтобы вели торговлю честно и не поддавались гордыне. (Quran 9:4)

Во время военных действий, если противник объявил о капитуляции, мусульманину запрещено преследовать его, а пленным надлежит предоставить защиту, уход и пропитание на равне с мусульманами (Quran 76:8-9).

Коран запрещает  атаковать, таким образом мусульманин имеет право лишь на защитные военные действия.

Здесь, пожалуй, стоит остановиться и обратить особое внимание на так называемые "аяты меча", якобы призывающие убивать и уничтожать немусульман. "А когда священные месяцы подойдут к концу, убивайте безбожников, где бы вы их не нашли, хватайте и окружайте их, поджидайте их в засаде. Но если они раскаятся, вернутся к молитве, воздадут пожертвования, отпустите их, пускай идут своей дорогой. Воистину, Аллах милостив и милосерден" (Quran 9:5). Казалось бы, этот аят - вершина агрессии, направленной против немусульман. Именно так он и выглядит, вырванный из контекста. Однако давайте разберемся, кто же такие эти безбожники, и в контексте каких событий был послан Мухаммеду этот жестокий аят. Здесь очень любопытен анализ непосредственно арабского текста, проведенный доктором теологии, исследователем Ислама Хасаном аль Малики. А именно, интересной представляется вторая часть аята, в котором "безбожники" призываются к раскаянию, возвращению к молитве и пожертвованиям на нужды обездоленных. Если провести сравнение с подобными призывами к соплеменникам Мухаммеда, не принявшим ислам и оставшимся язычниками (в частности, во время военных противостояний с Кураиш), то мы видим несколько иной призыв: "...но если они признают, что нет Бога, кроме Аллаха, отпусти их", "но если они уверуют, не причиняйте им вреда". Кроме того, термин "безбожник", использованный в так называемом "аяте меча", в своем арабском варианте был использован неоднократно в различных разделах Корана в контексте мусульман, ведущих неправедную жизнь, а также мусульман-предателей, доносивших о положении дел в лагере Мухаммеда его врагам. Также важно принять во внимание, что этот аят был написан именно во время одного из подобных предательств. Таким образом, становится понятно, что в "аяте меча" речь идет вовсе не о представителях других конфессий, которых мусульмане якобы должны истребить, а о предателях-мусульманах, которые обязаны понести наказание, либо раскаяться и доказать свое раскаяние молитвами и пожертвованиями.

Также в Исламе нет наказания за вероотступничество, о чем предельно ясно говорится во втором разделе (Корова), аят 256: "... в религии нет принуждения", или же попросту нельзя заставлять кого-то быть мусульманином.

И напоследок хотелось бы процитировать известную суру (раздел 109) Каафирун: "Скажи: о вы, кто не верует, я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. Вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я. И я не буду поклоняться тому, чему поклоняетесь вы. Также как вы не будете поклоняться тому, чему поклоняюсь я. У вас свой путь, у меня свой".


Рецензии