Что есть Догмат о Пресв Троице? Ст. Фидея отвечает

«У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.»


Дорогой друг, любезный сердцу.

Вот, что скажу тебе по твоему вопросу, о котором ты болеешь. Не уместился в двух словах, да сие и невозможно…. Если только иметь веру истинную и помнить спасительно лишь одно, вложенное  в уста Соломона Духом Святым :
 
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, – в этом всё для человека»!

Но не таковы мы, увы...

Ты, друг ищущий, примешь ответ сей лишь тогда, когда ИСКРЕННЕ недоумевает и смущается душа твоя «непонятным» и «странным», «взятым, неизвестно откуда», догматом о Троице Святой. 

Однако:

"Всегда будьте готовы выступить в защиту вашей надежды перед всяким, кто требует у вас объяснения" (1 Петра 3:15)

Скажу, что могу.., и не от себя, но от научения Преданием и Писанием (споры и всякое доказательство истин, оставим, нет у на такой привычки – спорить),  которые мы чтим и уважаем, а, иначе, будем просто протестанты нерассудительные. Но ты не таков, друг мой, а искренне болезнующий сердцем,  потому отвечаю, прости, но не спросил бы меня, ни за что бы не коснулся темы столь высокой, что, голову запрокидывая разглядеть ее, кроме головокружения, ничего не постичь самому. А головокружение такое бывает от тщеславия нашего и самомнения.

Итак, по сути:

Есть вещи, которые познаются лишь созерцательно, например, цвета и прочее подобное…
Есть вещи, которые только слыша можно постичь – музыка, например.
А иные постигаются только их переживанием — то религия, Бог, Любовь.
Такое, познаваемое только переживанием, невозможно (!) понят рассудком, анализом, рациональным подходом. Это как линейкой мерить ветер, взвешивать свет весами, море вычерпывать стаканом даже более практично будет… но беда наша, что мы на сие указание Самого Господа о нашей немощи не обращаем внимания!

 «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?»

«Бога не видел никто никогда», это главное. Но мы живем, и нам «требуется» осознание Творца, Сам Господь положил в нас таковое стремление.

Очень важно понимать, что: не Церковь "сочиняет что-то новое", те или иные догматы "добавляет от себя", но знание открывается нам по степени необходимости в нем на данном отрезке человеческой истории... например:
Вот гора и сыплются камни с нее, но никто не говорит о сем. Когда же пошли люди по горе сей, по тропинке, то и надпись повесили: "Осторожно - сыплются камни!"
Что, разве они раньше не сыпались? Сыпались, но в сем указании нужды не было. Нужда появилась- появилось и указание соответствующее. Так и в истории Богословия - Церковь отвечает уточнением и догматами определенными на требование времени, а если точнее - на возникающие еретические брожения в умах лукавых человеческих.

Однако:

«…Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». (Соломон: Книга Екклесиаста)

 «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов: Книга Иова)

«Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!»(Царь Давид: Псалом 91:6 )

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Апостол Павел: Римлянам 11:33 )

Как же возмущались фарисеи, когда Иисус говорил: «Я и Отец – Одно»

«И аще сужду аз, суд мой истинен есть: яко един несмь, но аз и пославый мя Отец»


Значит – Едины Отец и Сын, определенный апостолом — Логосом (Понятие «логос» было и у язычников, но никогда не носило ЛИЧНОСТНОГО характера. Были у них и отголоски памяти о Едином Боге, и не надо этому удивляться, ведь все мы - дети Ноя, а еще ранее - дети Адама. Но искажали они такую, уже слабую, "память"о неком, даже сложном понятии Бога, уподобляя ее человеческому естеству: бог - отец, бог - сын, и богиня - мать... -  так называемые, языческие триады и  тому подобное. Не будем вдоваться в бесконечные подробности).
А далее что читаем?
«ПОШЛЮ вам ДРУГОГО УТЕШИТЕЛЯ» … Отсюда видим:
Отец и Сын  «Одно суть...», но есть и «Другой Утешитель»
«Дух Утешения, «Дух Научения», «Дух Истины» – по Иоанну Богослову.
Итак, ЯВЛЕНЫ НАМ БЫЛИ ТРИ «ЛИЦА». И  читаем мы о сем в Евангелие:
Отец, Сын и Дух Святой.  Вот три Ипостаси ( «Ипостаси» - так было принято называть Единого Бога, в Котором три, данные нам «на обозрение», Характеристики) Того, кто сказал нам:

«Мои пути, не ваши пути, мои мысли, не ваши мысли»

Оттого мы не знаем Бога, но поклоняемся «Образу Бога»,  Который для нас есть Иисус Христос.

По сему, и каждый человек поклоняется в том духе, которому он «служит».
Тщеславный человек, например, поклоняется идолу своего тщеславия

Вот как страшно говорит о сем Иоанн Лествичник:
«Тщеславный человек - идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям.»

Но отчего тогда мы, слепые, и глухие, и тленные, говорим о неких ДОГМАТАХ веры?
Потому, как, по утверждению Апостола:

 "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил"

«Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам"

И вот:
 "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"…

То Слово, Которое из начало Было…. Так пишет тайновидец, ученик любимый Христа.

То есть: Нам даны свидетельства  Бога Отца, и Сына Его, и Духа Святого… и то спора не вызывает (не говорим о злоречивых)… Однако как оно, понятие о всех трех Испостасях,  воспринимается нами?

«Учение о Троице представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Так как всё содержание христианского учения веры дано в откровении, то и данный догмат не мог явиться как результат стремлений найти какое-либо новое понятие о Боге: он возник из потребности ближайшим образом определить существо Того, кто является центральным носителем откровения, то есть уяснить вопрос об исторической личности Искупителя.
Учение о Троице есть, следовательно, плод христологии, и рассматривать его можно не иначе, как в связи с учением о личности Иисуса Христа.»

Слово "Троица" происходит от двух латинских слов: tri, означающего "три"; и unus, означающего "единый". Его нет в Библии, но оно используется для обозначения трех Ипостасей (Личностей) Бога. Дело вовсе не в том, появляется ли слово "Троица" в Библии. Ведь и слова «Библия» там нет. Факт заключается в том, что Бог открывает Себя в Писаниях как Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Не имеет смысла вопрос - логично ли это учение и насколько оно легко для понимания.
Нет и не может быть логики в таких наших рассуждений, потому, что пришли мы к ним не из «логики», а из «Откровения».
 Мы не можем полностью понять даже того, как устроены простейшая травинка, или микроскопический атом. Бог же тем более недоступен для нашего разума и понимания.
История перевода слова “ипостась” в смысле Божеского Лица, особенно замечательна в том отношении, что изо всех переводных выражений воспреобладало, возбуждающее в нашем понятии о Лицах Пресвятой Троицы представление. как о чем-то сложном; а затем и все попытки подобрать вполне соответствующее выражение оказались неудачными, так что наконец пришлось вновь обратиться к греческому, по примеру первых переводчиков, и во всех богослужебных книгах восстановить слово “ипостась”.
Значение этого слова не везде и не всегда было одинаково.

В то же время, как объясняет Василий Великий, это определение ипостаси необходимо потому, что для Отца, Сына и Духа недостаточно определение их как «лиц». Для Василия Великого, как и для других отцов-каппадокийцев традиционный для христианского богословия термин «лицо» применительно к Троице представлялся недостаточным, поскольку давал повод к еретическому толкованию как в учении Савеллия (для которого три «лица» были сродни «личинам», то есть маскам)

 Но мы должны помнить, что вера основывается на Святых Писаниях, а не на составленных человеком «символах веры». Человек же формулирует то и так, как ему возможно воспринять непознаваемое и всегда исходит лишь ИЗ СВОЕГО СУГУБОГО, МАТЕРИАЛЬНОГО понимания…. Разница лишь в том, что есть человецы, удостоившиеся  откровения Божьего не по упорному желанию своему, но по Милости Божьей и святости их жизни…


Решающий же вопрос заключается в следующем: Что говорит Богодухновенное Писания о сем?

Чтобы понять это, очень важно знать предысторию того или иного положения в столь Таинственном деле, как БОГОПОЗНАНИЕ. Человек, пытающейся своим умом, ограниченным весьма, постичь ему непостижимое – уже заблуждается. Ведь не случайна дана нам именно ВЕРА и спасается СМИРЕННЫЙ человек. Однако ищущий правды - насытится… но когда «насытится»? Преимущественно, когда покинет тело тленное.

Так откуда происходит сей догмат о Святой Троице? Посмотрим сие, друг мой терпеливый, без терпения же не уразумеем ничесоже.

Церковь ничего не утверждала о понятии Бога, пока не наступала «надобность». То есть: Любой Догмат церковный — это реакция церкви на определенные обстоятельства.
Как понимать такое?

Вот, Явил Себя Мессия человечеству, "когда пришла полнота времен"... и… начались умозаключения человецев по сему поводу, исходящие от плотских страстей…. И все века раннего христианства шла ожесточенная борьба  с ересями. Что есть «ересь»? С греческого переводим как «выбор ошибочный», «направление». И сколько предупреждений мы видим об опасности таких лжеучений в посланиях Новозаветных!

Случайно ли такое?

Если мы верующие истинно, что Бог — все во всем, то НИЧЕГО НЕ СЛУЧАЙНО, и должны уразуметь, что ереси были попущены Богом : « дабы родилась истина богопознания».
И вот соборы, как реакция на зломышления пагубные «порождают» в болях и кровях догматы, необходимые по ЭТОМУ поводу.
Что же это такое  – «порождение» догматов, в нашем рассмотрении – о Троице Божественной?
Каковы были вышеупомянутые ереси и что влекли они за собой?
А влекли они за собой, если их рассмотреть глубоко – Уничижение Христианства:
Богоявления, Боговоплощения,  нивелирование до нуля Жертвы Спасительной Христа, Воскрешения Господа и тем уничтожали всякую наш веру, соделывали ее тщетной («А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»).

Вот, например, что имела первая Церковь христианская на заре своего возникновения:

Как известно из истории, в 168 году Феофил, епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика», еретика.
Далее:

Арианство — ересь эта  утверждала, что: Иисус Христос — только человек, не Бог (не будем здесь уточнять течения и ответвления сего пагубного учения Ария).
Кажется: Какая разница? Что нам до нюансов? Вот так  змей-дьявол и шептал: «Подумаешь. Что с того? Зачем Тебе ходить в Иерусалим, давай на горе останемся, построим три кущи,  и будем счастливо жить...»

Но что вытекает из сего утверждения ариан?

Что Христос, не будучи Богом, по их научению Ария, не мог искупить грех человечества, потому как – таковое не возможно человеку. Значит и «вера наша тщетна»!

Еще ересь:

Несторианство – главный богословский принцип которого состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа. Какая-то «невинная» ересь - скажет некто...

 Это на первый, поверхностный взгляд… Что вытекает из сего ложного?

Что Христос якобы, как имеющий две равные воли, мог поступать произвольно то по одной воле, то по другой.., то есть - все Жертва Христова становится как бы "спектаклем"! и еще то, что Христос по рождению не был Богом, но просто человеком, а потом приобрел «божественную волю». В нем как бы жил Бог...

И далее выходит из сего, далеко  не безвинного, утверждения:

Что Воплощение не есть «воплощение»,  и что, стало быть, Христос как бы «сотворен» Богом, то есть — имеет тварную изначально природу… 
Тогда- и нет нам Спасителя.

А далее из сего семя коварного учения произросло Монофизитство.

Монофизитство, или Евтихианство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество.
По этому утверждению чудовищному, что Христос не был человеком, получается богохульное:

Вся жизнь Христа, страдания, жертва — не есть жертва и страдания, но есть — комедия и театр! Тогда призывы Господа: «будьте совершенны, как отец ваш совершенен есть», выглядят как «издевательство» над немощной и тленной плотью человека. Да и исцелить возможно было только то, что было воспринято в Воплощении Богом, но если не воспринята была плоть человеческая, то и не исцелена... Тогда нет спасения нам!

Да не будет такого в умах наших!

Должны мы также учесть в свете нашего вопроса, что христианство зарождалось не на «пустом месте», но часто, в тех или иных народах, где уже имела место  философия, например, греческая со своим  представлением о жизни. Названий у таких эллинских воззрений было много. Как пример — некий «дуализм», провозгласивший: Все плотское есть грех и скверна, Эта греческая доктрина, соединившись с христианством,  так как многие язычники к концу первого века пришли в христианство, дала «взрывоопасную» еретическую смесь. Что породила такая ересь? Следующее ложное:

Христос не мог быть плотью человеческой, но был лишь духом, как бы во плоти, то есть – только выглядел плотью. Тогда получается – нет доктрины о спасении, так как нет тогда и жертвы на кресте – все иллюзия. (так называемый "Докетизм",  утверждавший иллюзию человеческой природы Спасителя и только кажущееся Воплощение Христа).

Далее из этой ереси произрастало, что –  плоть пусть себе и грешит, это неважно, она- по сути- нечистота (от того и воскреснуть так же не может. Поэтому - Всеобщее Воскресение невозможно - утверждали они), главное дух мой стремится к Богу! Это так называемые: гностики, николаиты и прочие, родившиеся от сель.

« В тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.» - Говорит Господь о таковых.

Да не будет сие бесовское в нас!
Вот, что подвигло раннюю Церковь к Соборам и догматам, которых надо держаться, чтобы не впасть в ту или иную ересь, кои, ереси, как клубки змей, переплелись между собой.

Вот как важно держаться того, что все ТРИ ЯВЛЕННЫХ НАМ ИПОСТАСИ РАВНЫ И ЕДИНОСУЩНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, НИКТО –  НЕ ПОЗЖЕ, НИКТО – НЕ РАНЬШЕ, НИКТО –  НЕ БОЛЬШЕ, НЕ МЕНЬШЕ. Как человеческому уму описать сие?

Вот так, как описали: Троица, Единая и Нераздельная, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.
Но Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные «личности», лучше в понятийном обозначении-- Ипостаси. Но Бог – Один. Вот и вытекает наше понимание —
Троица Святая  Единосущная.

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.»

Сие фразы Иоанна Богослова уже знали и обращались к ним в первые века христианства.

Ересей подобных, ведущих за собой пагубу души человеческой, а не просто невинных рассуждений, тьма темь, ведь у сатаны фантазия неисчерпаема, и цель его известна – погибель богоподобного творения.


Вот как опасны блуждания слепого ума, не очищенного от гордыни аггельской.

Соборы начала христианства, многократно собиравшиеся по поводу этих ересей, и христологические и догматические и вероучительные ( посмотрите, друг мой, их историю, их сражения, их дебаты, многое станет понятным.), осудили таковые и приняли в долгих исследованиях и молитвах заключение о Трехипостасном Боге, где все Его проявления ДЛЯ НАС, СМЕРТНЫХ, едины и не раздельны!

Вот и все. Кстати, термин «единосущный» предложил на первом вселенском соборе Император Константин, и не абы как, но Осием, епископом Кордубским ( хотя сам термин выходит из античной Греции, но в ином понимании) научаемый.
Не буду, уж простите меня, вдаваться в многие подробности, а то утонем мы, но, други, вы и сами можете ознакомиться с полемикой ранних христианских церквей. 
И все то было не случайно, ибо нет случайного у Бога.

Так явлено нам такое «вИдение» о Святой Троице – такой догмат, который  единственно не умаляет относительно «проявления» их:
 
Ни Отца — Бога, ни Сына Человеческого, ни Святого Духа.
О которых — Всех Трех, так или иначе говорится в Новом Завете (и, конечно, в Ветхом, при внимательном его прочтении).

Не забывайте также, что именно Новый Завет принес нам понимание Истинного Бога, Его Имени Любви, (посл к Рим, пос Ин)!
Закон Благодати принес нам Христос и именно в нем раскрываются ДЛЯ НАС, НАШЕЙ НЕМОЩИ, Новое, Высшее понимание Бога в свете Нового Завета (Рим. Ин), заключенного Им с человеком.

Но только то «понимание», которое Господь Промыслительно дает нам к разумению. Иного мы не знаем, и знать не можем в нынешнем своем падшем состоянии, и великой пагубной гордостью будет утверждения самочинные о том или сем, ибо – человек есть Тварь, «изделие», не знающая всех замыслов Созидающего. « Не ваше дело знать времена и даты».

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?» (Св. Патрик , 432 г. н. э.)

И вот важное по вопросу о «возникновении» догмата о Святой Троице:

До воплощения Господа Иисуса Христа – Мессии, не было надобности еще являть столь ясно ипостасность Бога, но когда явился Сын Человеческий, потребовалось человеку дать знание, понимание –

Как такое?

Бог Один… и вдруг – СЫН?!  И тогда Милостивый Господь еще чуть приоткрывает Тайну Своего Бытия, того, о чем мы уже имели смутное понятие и до сего:
Отец, и Сын, и Дух Святой. Почему Едины? Потому, что ОТЕЦ ЕДИН!

Но как неразумно думать, что сие и есть – Вся Тайна! Да нет же, но только тот мизер, что полезен человецам для спасения и понимания сути происходящего Богоявления, Спасительной Жертвы и  важности покаяния в судьбах мира.

Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божьих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою? – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божьих, потому что это – душевредно.»

Итак, что поняли мы из сего сказанного:

Что есть догмат о Троице?  Спасительная пристань от пагубных ересей.
Понимание, ДАННОЕ НАМ по немощи нашей, а НЕ ВСЯ ИСТИНА О БОГЕ!
И само Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.
Далее, для лучшего удобоворения сей Тайны, вот что находим, приблизительное, бледное подобие, молоко для нас, твердую пищу не имущих ясть:

Человек, образ Божий имеет мысли, слова, дела. Так сие? Так
Ты, человек, помыслил и  –  произнес СЛОВО; Верно.
Произнес слово – и произошло действие ( например, попросил меня ответить и вот — письмо, кое можно осязать)
Ты един, человек? Един. ТЫ – есть мысль? Нет, но мысль – это я тоже, без мысли нет моей сущности.
Ты есть слово? Нет, я не слово, но мое слово для другого, слышащего – есть представление меня.
Ты, человек, есть – действие? Нет, но я порождаю его и мыслью могу, и проистекающим из мысли словом, им, действием, являю себя иным.

Стало быть – ты – и то и другое и третье…. Но как сущность – неразделим. Не можешь распасться на мысль слово и действие, и они не существую без тебя…. Вот оно как, но это только
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАШЕМУ ЧУВСТВЕННОМУ УМУ, не способному постичь НЕЧУВСТВЕННОЕ, КОИМ ЯВЛЯЕТСЯ БОГ.
Он желает дать нам представление о Себе, и какое дает, такое мы и имеем.
А что касается трех «Лиц» Бога, то мы легко видим их проявление во всем Богодухновенном Писании:

Бытие, глава первая, вот мой любезный друг, читаем:

Бог Отец  – творит небо и землю;
и Слово – « ...и  Сказал Бог..»;
и «Дух Святой носился над водой».

Вот, нам ДАНО здесь видеть Три «Лица» Одного Бога, так как Бог ОДИН.

И СОВЕТ СВОЙ Божественный дал нам Творец созерцать радостной душею:

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из НАС»

«И сказал Бог: СОТВОРИМ человека по образу НАШЕМУ по подобию Нашему»

«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» (Феофил Антиохийский, II век)

Нам сам Господь дает Свое Имя…. Имен же у него много и они соответствуют конкретному действию Бога в данный исторический момент. Изучите, любезные, сей вопрос Имени Бога, какое Он провозглашает нам:
Ягве-- Сущего;
Элогим – Бог;
Альфа и Омега – Начало и Конец;
Господь Саваоф — «Господь Воинств»
Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий»
Эль-Эльйон — «Бог Всевышний»
Адонаи – Господь итд. (Быт. 15:2); (Быт. 2:4, Исх. 34:6);
 
От того вопрошает Савл: «Кто Ты, Господи?» То есть, каким Ты явился ко мне? Какого Твое действие ко мне? А не то значит, что : Савл Фарисей имел веру во многих богов, как некоторые понимают превратно.


Далее, вопрошают:  Как так, в Ветхом Завете не видим мы понятия «Троицы», откуда же оно взялось?

О чем говорили ветхозаветные пророки? О спасении, о покаянии, о зависимости спасения от исполнения Завета с Богом, о грядущем Мессии. Нужен ли был им для сих целей догмат о Святой Троице? Нет, не нужен. Когда он стал нужен? Когда возникли эти, вышеупомянутые , ереси.
Отступлю на два слова:
Очень, очень важно понимать нам, дорогой мой, ищущий Истины, друг, что
ТО, ЧТО ДАЕТСЯ НАМ ДЛЯ ПОНИМАНИЕМ МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ НЕ ЕСТЬ ВСЯ ИСТИНА, НО ТОЛЬКО, ЧТО ГОСПОДЬ ДАЕТ НАМ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ЗЕМНОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ НАШЕЙ ПОЛЬЗЫ И ТОЛЬКО ДЛЯ ПОЛЬЗЫ.
Но человек спасается ни этим знанием, А ВЕРОЮ и СМИРЕНИЕМ и МИЛОСЕРДИЕМ. Только верою и смирением и милосердием.  Но душа наша жаждет познания, так она устроена Творцом, так Господь заповедал нам через Давида святого:

« Дай мне понять путь повелений Твоих, и буду рассуждать о чудесах Твоих.»

Через исполнение Заповедей Господних познается Домостроительство Божие! Только чистое сердце узрит Бога. И это не метафора –  пока страсти живут в нас, а они живу множественно, мы не видим истины, но все «как в мутном стекле»…
итак:
Мы можем познать только ТО, что дает Бог для нашего спасения, но никогда — для любопытства или умствования. Никогда!

«Была, друг мой,  у меня знакомая одна — славная старушка из маленькой деревни. Так вот, я не спрашивал, но если бы спросил ее, святую подвижницу, кроткую, богобоязливую, но малограмотную, о Святой Троице, то знаешь, брат мой, что я бы услышал? Такое, что еретики всякие позавидовали и волосы мои немногочисленные встали бы дыбом на голове…  (от иных простых в вере, слыхивали, что святая Троица– это: «Христос, Николай Чудотворец и Богородица Мария»…)
вот, друг мой, но она  была святая жизнью своей, милосердием своим…  ибо жертвы не нужны Богу, наши бои о «правде», о коей НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ в точности, кроме того, что дал нам Бог познавать для роста духовного, в кротких беседах, но не самочинных  утверждениях и брани, кокиежда от сатаны.

"Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностью действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию". Игнатий Брянчанинов, Отечник.

И еще помнить должны мы, что: бесы все знают, а не предполагают, но бесами остаются...


 К тому расскажу одну притчу:

Однажды корабль попал в шторм и разбился о скалы необитаемого острова. Спаслось только три молодых человека, которые были вынуждены начать новую жизнь на острове. Они научились добывать огонь, охотиться, заботиться и молиться Богу. Для последнего они сделали подобие иконы и выучили своеобразную молитву: «Трое Вас и трое нас, помилуйте нас». С этой молитвой дожили они до старости.

Через много лет на острове случайно высадились христианские миссионеры. Они расспросили старцев об их жизни и, узнав, что островитяне молятся неправильно, научили их правильной молитве и поплыли дальше. Но отплыв недалеко от берега, они вдруг увидели, что старцы бегут за ними по водам и кричат:

– Подождите, мы забыли слова вашей молитвы!

Увидев старцев ходящими по водам, миссионеры изумились и ответили:

– Молитесь, как молились до нас! Так вы, похоже, ближе к Богу.


 «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» ( Ис.66, 2),

А что нам к разумению, так это больше скорбеть о грехах своих и меньше вдаваться в Тайны, непостижимые уму плотскому, дабы нам, окаянным, не подвинуться рассудком…
Туне же говорили в деревнях на Руси про странного: « Библии начитался»

С любовью к вам, сердца родные…. Узнаем же ВСЕ, как представимся Господу нашему… сего бы сподобиться – быть с Ним, Творцом нашим, того всем нам и желаю…. Простите,  если что не уразумел…
Богу Слава и Держава во век!
Аминь.


Рецензии
Трудно писать по темам, которые уже обсуждались и рассматривались, но в вашей публикации все еще удается сказать что-то новое и интересное!

Альберто 3   09.06.2018 13:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.